Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель дипломной работы: совершенствование учета расходов на продажу. Для этого необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы учета расходов на продажу;
- изучить деятельность ООО «Сотлайн»;
- выявить особенности бухгалтерского учета расходов на продажу на предприятии;
- провести анализ финансовой деятельности предприятия и бухгалтерского учета;
- по результатам анализа финансовой деятельности предприятия и бухгалтерского учета дать рекомендации по совершенствованию учета расходов на продажу на данном предприятии и оценить предложенные рекомендации.
Введение
1. Краткая характеристика, организация учетной политики в ООО «Сотлайн».
1.1. Характеристика обязательных реквизитов и основных положений устава ООО «Сотлайн»
1.2. Экономические условия и результаты деятельности ООО «Сотлайн»
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ
2.1 Экономическая характеристика расходов на продажу как объекта бухгалтерского учета
2.2.Методические основы учета расходов на продажу
2.3. Законодательные акты, нормативные инструкции, регулирующие учет расходов на продажу
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В ООО «СОТЛАЙН»
3.1.Задачи и общий порядок учета расходов на продажу в ООО «Сотлайн»
3.2 Первичные учетные документы учета расходов на продажу ООО «Сотлайн»
3.3. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу
3.4 Отражение в бухгалтерской финансовой отчетности данных по учету расходов на продажу.
3.5. Направления совершенствования учета расходов на продажу в ООО "Сотлайн "
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коэффициент текущей ликвидности за 2012 год составил 1,28, что на 0,17 пункта выше его значения на конец 2011 года при рекомендуемом значении от 1,5 до 2,5. Коэффициент текущей ликвидности ниже нормы, т.е. это подтверждает о том, что в ООО " Сотлайн " сложилась очень даже неплохая ситуация с платежеспособностью. Таким образом, за анализируемый период предприятие практически способно погасить дебиторскую краткосрочную задолженность за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется в долгосрочном плане, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей. При анализе финансовой устойчивости изучается важнейшая характеристика финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Финансовая устойчивость предприятия на конец 2012 года ухудшилась, однако, вновь введенные складские помещения позволят привлечь дополнительные средства и улучшить показатели. Таким образом, ООО " Сотлайн " по состоянию на 01.01.2013 года имеет удовлетворительную структуру баланса при снижающейся финансовой независимости, в связи с увеличением доли оборотного капитала.
Одним из основных и наиболее
радикальных направлений
2.Теоретические основы учета расходов на продажу
2.1 Экономическая характеристика расходов на продажу как объекта бухгалтерского учета
В бухгалтерском учете затраты
признаются по правилам, которые прописаны
в Положении по бухгалтерскому учету
«Расходы организации» (далее –
ПБУ 10/99). Затраты – стоимость
ресурсов, использованных на определенные
цели. В этом определении следует выделить
три момента:
1. затраты определяются величиной использованных
ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
2. величина использованных ресурсов должна
быть представлена в денежном выражении
для обеспечения соизмерения различных
ресурсов;
3. понятие затрат должно обязательно соотноситься
с конкретными целями и задачами (производство
продукции, выполнение работ, оказание
услуг, осуществление капитальных вложений
и т.д.). Без указания цели понятие затрат
становится неопределенным, ничего не
означающим.
От понятия затрат следует отличать понятие
«расходы». Согласно ПБУ 10/99, расходами
организации признается уменьшение экономических
выгод в результате выбытия активов (денежных
средств, иного имущества) и (или) возникновения
обязательств, приводящее к уменьшению
капитала этой организации, за исключением
уменьшения вкладов по решению участников
(собственников имущества). Не признается
расходами организации выбытие активов:
1. в связи с приобретением (созданием)
внеоборотных активов (основных средств,
незавершенного строительства, нематериальных
активов и т.п.);
2. вклады в уставные (складочные) капиталы
других организаций, приобретение акций
акционерных обществ и иных ценных бумаг
не с целью перепродажи (продажи);
3. по договорам комиссии, агентским и иным
аналогичным договорам в пользу комитента,
принципала и т.п.;
4. в порядке предварительной оплаты материально
- производственных запасов и иных ценностей,
работ, услуг;
5. в виде авансов, задатка в счет оплаты
материально - производственных запасов
и иных ценностей, работ, услуг;
6. в погашение кредита, займа, полученных
организацией.
Перечень выбытия активов, не признаваемых
расходами, показывает, что понятие «расходы»
предусматривает ограничение по цели
использования ресурсов. Например, затраты
на приобретение основных средств в отчетном
периоде не будут признаны расходами.
К расходам будут отнесены лишь амортизационные
отчисления по приобретенным основным
средствам. Роме того, ПБУ 10/99 предусматривает
ряд условий признания расходов в бухгалтерском
учете и отчете о прибылях и убытках. Помимо
понятия «расходы» на практике используется
понятие «издержки обращения». Данное
понятие в настоящее время применяется
в основном организациями торговли и общественного
питания и соответствует понятию «расходы
по обычным видам деятельности» .
Расходы организации в зависимости от
их характера, условий осуществления и
направлений деятельности организации
подразделяются на:
1. расходы по обычным видам деятельности;
2. прочие расходы;
Расходами по обычным видам деятельности
являются расходы, связанные с изготовлением
продукции и продажей продукции, приобретением
и продажей товаров. Такими расходами
также считаются расходы, осуществление
которых связано с выполнением работ,
оказанием услуг. В организациях, предметом
деятельности которых является предоставление
за плату во временное пользование (временное
владение и пользование) своих активов
по договору аренды, расходами по обычным
видам деятельности считаются расходы,
осуществление которых связано с этой
деятельностью. В организациях, предметом
деятельности которых является предоставление
за плату прав, возникающих из патентов
на изобретения, промышленные образцы
и других видов интеллектуальной собственности,
расходами по обычным видам деятельности
считаются расходы, осуществление которых
связано с этой деятельностью. В организациях,
предметом деятельности которых является
участие в уставных капиталах других организаций,
расходами по обычным видам деятельности
считаются расходы, осуществление которых
связано с этой деятельностью. Расходы,
осуществление которых связано с предоставлением
за плату во временное пользование (временное
владение и пользование) своих активов,
прав, возникающих из патентов на изобретения,
промышленные образцы и других видов интеллектуальной
собственности, и от участия в уставных
капиталах других организаций, когда это
не является предметом деятельности организации,
относятся к прочим расходам. Расходами
по обычным видам деятельности считается
также возмещение стоимости основных
средств, нематериальных активов и иных
амортизируемых активов, осуществляемых
в виде амортизационных отчислений. Расходы
по обычным видам деятельности принимаются
к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной
в денежном выражении, равной величине
оплаты в денежной и иной форме или величине
кредиторской. Если оплата покрывает лишь
часть признаваемых расходов, то расходы,
принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются
как сумма оплаты и кредиторской задолженности
(в части, не покрытой оплатой). Расходы
по обычным видам деятельности формируют:
1. расходы, связанные с приобретением
сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных
запасов;
2. расходы, возникающие непосредственно
в процессе переработки (доработки) материально-производственных
запасов для целей производства продукции,
выполнения работ и оказания услуг и их
продажи, а также продажи (перепродажи)
товаров (расходы по содержанию и эксплуатации
основных средств и иных внеоборотных
активов, а также по поддержанию их в исправном
состоянии, коммерческие расходы, управленческие
расходы и др.).
При формировании расходов по обычным
видам деятельности должна быть обеспечена
их группировка по следующим элементам:
материальные затраты, затраты на оплату
труда, отчисления на социальные нужды,
амортизация, прочие затраты. Для целей
управления в бухгалтерском учете организуется
учет расходов по статьям затрат. Перечень
статей затрат устанавливается организацией
самостоятельно.
Прочими расходами являются:
1. расходы, связанные с предоставлением
за плату во временное пользование (временное
владение и пользование) активов организации;
2. расходы, связанные с предоставлением
за плату прав, возникающих из патентов
на изобретения, промышленные образцы
и других видов интеллектуальной собственности;
3. расходы, связанные с участием в уставных
капиталах других организаций;
4. расходы, связанные с продажей, выбытием
и прочим списанием основных средств и
иных активов, отличных от денежных средств
(кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
5. проценты, уплачиваемые организацией
за предоставление ей в пользование денежных
средств (кредитов, займов);
6. расходы, связанные с оплатой услуг,
оказываемых кредитными организациями;
7. отчисления в оценочные резервы, создаваемые
в соответствии с правилами бухгалтерского
учета (резервы по сомнительным долгам,
под обесценение вложений в ценные бумаги
и др.), а также резервы, создаваемые в связи
с признанием условных фактов хозяйственной
деятельности;
8. штрафы, пени, неустойки за нарушение
условий договоров;
9. возмещение причиненных организацией
убытков;
10. убытки прошлых лет, признанные в отчетном
году;
11. суммы дебиторской задолженности, по
которой истек срок исковой давности,
других долгов, нереальных для взыскания;
12.курсовые разницы;
13. сумма уценки активов;
14. перечисление средств (взносов, выплат
и т.д.), связанных с благотворительной
деятельностью, расходы на осуществление
спортивных мероприятий, отдыха, развлечений,
мероприятий культурно-просветительского
характера и иных аналогичных мероприятий;
15. прочие расходы.
Прочими расходами также являются расходы,
возникающие как последствия чрезвычайных
обстоятельств хозяйственной деятельности
(стихийного бедствия, пожара, аварии,
национализации имущества и т.п.).
В целом, расходы признаются в бухгалтерском
учете при наличии следующих условий:
1. расход производится в соответствии
с конкретным договором, требованием законодательных
и нормативных актов, обычаями делового
оборота;
2. сумма расхода может быть определена;
3. имеется уверенность в том, что в результате
конкретной операции произойдет уменьшение
экономических выгод организации. Уверенность
в том, что в результате конкретной операции
произойдет уменьшение экономических
выгод организации, имеется в случае, когда
организация передала актив либо отсутствует
неопределенность в отношении передачи
актива .
Если в отношении любых расходов, осуществленных
организацией, не исполнено хотя бы одно
из названных условий, то в бухгалтерском
учете организации признается дебиторская
задолженность. Расходы подлежат признанию
в бухгалтерском учете независимо от намерения
получить выручку, операционные или иные
доходы и от формы осуществления расхода
(денежной, натуральной и иной) .
Таким образом, расходы на продажу это
общее название затрат, связанных с реализацией
продукции (товаров, работ, услуг). Понятие
"расходы на продажу" идентично понятиям
"коммерческие расходы" и "издержки
обращения", ранее применяемым в бухгалтерском
учете. Для производственных предприятий
такого рода затраты называются еще коммерческими,
а в части осуществляемой ими торговой
деятельности – издержками обращения,
которые необходимо учитывать. Расходы
на продажу вместе с производственной
себестоимостью образуют полную себестоимость
проданной продукции. В бухгалтерском
учете такие затраты отражаются на счете
44 «Расходы на продажу».
Учет затрат на производство и калькулирование
себестоимости является сегодня одним
из центральных участков работы бухгалтерии.
Под организацией учета затратпонимается
совокупность приемов организации документооборота,
систем используемых компанией счетов
и применяемых подходов к накоплению и
обобщению затрат на производство.
Содержание учета затрат на производство можно проследить, проанализировав реализуемые посредством него функции. К основным из них относятся:
своевременное и правильное отражение фактических затрат по соответствующим статьям;
предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и соблюдением установленных смет;
выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов и потерь;
калькулирование себестоимости продукции и т. д.
При этом организация учета затрат на производство должна основываться на такихпринципах, как:
Неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования себестоимости в течение года.
Полнота отражения в учете всех
хозяйственных операций и документальное
подтверждение произведенных
Правильное отнесение доходов и расходов к отчетным периодам.
Разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений.
Возможность подтвердить производственную направленность затрат, и принадлежность их к деятельности самой организации.
Группировка и отражение затрат по структурным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов.
Регламентация состава себестоимости продукции.
Соблюдение этих принципов необходимо для получения полной, достоверной и своевременной информации о себестоимости продукции.
2.2.Методические основы учета расходовна продажу
Под методом учета затрат на производство икалькулирование себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, которые обеспечивают исчисление фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Иначе говоря, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц.
Существует множество
Общепринятая классификация методов учета затрат в отечественной практике пока не выработана. Тем не менее, их можно сгруппировать по трем основным признакам по полноте включения затрат в себестоимость продукции, по отношению затрат к технологическому процессу производства (или по объектам учета затрат), по оперативности учета и контроля затрат.
Метод учета затрат выбирается каждой организацией самостоятельно, исходя из отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т. п., то есть в зависимости от индивидуальных особенностей организации. Кроме того, на практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Например, можно использовать позаказный метод, исчисляя при этом неполную себестоимость заказов, или же, применяя попередельноекалькулирование, использовать либо нормы расхода материальных ресурсов, либо их фактическое потребление.
Основная цель, которую должна преследовать
организация при выборе метода учета
затрат, состоит в необходимости
обеспечения возможности
Традиционным для
Метод учета затрат по полной себестоимости
позволяет получить представление
обо всех затратах, которые несет
организация в связи с
Следует отметить, что названный метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. Однако он не учитывает, что себестоимость единицы изделия не остается постоянной при изменении объема выпуска продукции. Если организация расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, и наоборот. В связи с этим, в современных условиях преимущество необходимо отдать методу учета затрат по ограниченной себестоимости, или маржинальному методу. Он основан на том, что на продукцию списывают не все издержки организации, а только их часть – переменные затраты (рис. 5.3). В свою очередь, постоянные затраты исключают при определении производственной себестоимости, относя их на финансовый результат того периода, в котором они возникли. Это предоставляет руководителю возможность сконцентрироваться на главных элементах затрат, находя пути их снижения, не отвлекаясь при этом на то, что не подлежит изменению в текущее время.
Система неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость попризнаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные получила за рубежом широкое распространение и носит название «директ-костинг»
Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости, также является традиционным и наиболее распространенным в для отечественных организаций. Для успешной реализации нормативного учета в организациях необходимо соблюдение определенных принципов, к которым относятся:
полное отражение первичных затрат на производство на счетах бухгалтерского учета и их документальное оформление;
группировка затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат и отнесение фактически понесенных затрат на объекты их учета и калькулирования;
сравнение фактических и плановых показателей.
Применение метода учета затрат
по фактической себестоимости
Таким образом, существенным преимуществом рассматриваемого метода является простота расчетов при его использовании. Однако еще в начале XX в. метод фактического учета затрат был критически оценен со стороны ученых-экономистов. Например, известный американский экономист Г.Эмерсон отмечал медлительность учета и ошибочность величины рассчитанной себестоимости при использовании метода, объясняя это последствием «смешения производственных затрат с приводящими (случайными) расходами, которые не имеют даже самого отдаленного отношения к себестоимости». По мнению экономиста, главный недостаток учета фактической себестоимости заключается в невозможности его использования в качестве инструмента для устранения потерь.
Среди других недостатков метода учета
фактической себестоимости
несвоевременное предоставление информации заинтересованным пользователям – стоимость изделия становится известной лишь по истечении некоторого времени с момента окончания периода, в течение которого осуществлялось производство;
отсутствие предпосылок для четкого выявления основных факторов производства и невозможность сосредоточения внимания управляющих на его главных недостатках, ввиду того что управляющие не могут вникать во все производственные подробности и разбираться в соотношениях отдельных цифр;
высокая трудоемкость и дороговизна
метода, обусловленная необходимостью
выполнения значительного объема работы
по регистрации хозяйственных
Однако основной недостаток этого
метода состоит в том, что отсутствует
объективная возможность
Таким образом, учет фактических затрат
исключает возможность
Все это предопределяет ограниченность использования данного метода учета затрат для принятия эффективных управленческих решений и осуществления оперативного внутрихозяйственного контроля. Поэтому в условиях рыночных отношений и конкурентной борьбы наиболее прогрессивными и результативными оказываются варианты учета нормативных затрат.
Нормативный метод учета затратоснован на том, что в организации по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Нормативный метод учета затрат позволяет оценить не только затраты, уже понесенные в ходе финансово-хозяйственной деятельности, но и определить, какими они должны быть.
При организации учета по нормативному методу все текущие затраты следует подразделить на расход по нормам и отклонения от норм.Информация о выявленных отклонениях позволяет управлять себестоимостью изделия и в то же время калькулировать фактическую себестоимость, производя корректировки нормативной себестоимости на соответствующую долю отклонений от норм по каждой статье. Учет, систематизация и документирование отклонений от норм позволяют устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при использовании большинства альтернативных методов причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.
Для практического применения можно представить следующую схему бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости (приложение 4). В схеме задействован счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Фактическая себестоимость выпущенной производством продукции, сданных работ и оказанных услуг отражается записью:
Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Кредит 20 «Основное производство».
Нормативная же себестоимость продукции проводится:
Дебет 43 «Готовая продукция».
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», оприходование готовой продукции по нормативной себестоимости.
Дебет 90 «Продажи».
Кредит 43 «Готовая продукция», списание нормативной себестоимости готовой продукции (работ, услуг).
Первого числа каждого месяца на счете 40 определяется отклонение фактической себестоимости от нормативной. На сумму выявленной экономии (фактическая себестоимость ниже нормативной) сторнируется себестоимость реализованной продукции. Иначе, в случае перерасхода делается дополнительная запись:
Дебет 90 «Продажи» / субсчет «Себестоимость продаж».
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»,
после чего производится соответствующая корректировка сформированного финансового результата.