Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа состоит из  1 файл

диплом Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

-замену в торговом зале системных кассовых суммирующих аппаратов на интеллектуальные кассовые аппараты - POS-терминалы с включением их в единую компьютерную систему организации.

-внедрение штрихового кодирования товара: при наличии у поступившего товара штрихового кода – занесение его в компьютер, при отсутствии – формирование штрихкода посредством применения кодирования по системе EAN 8 или  EAN 13 и вывод на термопринтер, подключенный к компьютеру.

При наличии такой системы кассир считывает код товара с помощью сканера для считывания штрихкода. По нему аппарат находит товар в справочнике и автоматически вписывает его в формируемый чек. По окончании формирования чека запускается расчет итоговой суммы, и чек распечатывается на чековом принтере.

После окончания смены формируется сменный отчет,  и данные о продажах (в стоимостном и количественном выражении) передаются в избранную систему, где используются для составления различных внешних и внутренних отчетов и проведения анализа. На основе внутренних отчетов можно определить насколько идут продажи по каждому товару или по каждому поставщику, а также суммы задолженностей, показатели прибыли и т.д. В блоке учета товаров на ЭВМ появляется возможность получить более 300 различных внутренних отчетов, возможен даже расчет скорости реализации товара, что весьма полезно для расчетов и планирования закупок.

Таким образом,  с помощью комплексной автоматизации можно получать информацию об остатках, поступлении, прочем выбытии товаров, самом подробном ассортименте, что улучшает управление торговым процессом и предупреждает завоз в розничную торговою сеть товаров, не пользующихся спросом покупателей. С помощью ЭВМ автоматически контролируется выполнение поставщиками договоров поставки товаров в развернутом ассортименте, изучается удовлетворение покупательского спроса и проводится другой оперативный анализ.

Такая автоматизированная система будет удовлетворять потребностям как учета, так и анализа, в том числе и оперативного.

Для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности организации необходимо произвести множество расчетов различных показателей, что требует значительных затрат труда и времени аналитических работников. В настоящее время на рынке информационных технологий предлагается большое количество программ аналитической обработки данных, которые позволяют провести комплексный и подробный анализ хозяйственной деятельности организации, оформить выводы в удобном для обозрения виде.

Программные продукты серии «Аналитик» фирмы «ИНЭК» включают в себя:

«ИНЭК – АФСП» предназначена для анализа финансового состояния организаций любых видов деятельности на основе данных внешней бухгалтерской отчетности и мониторинга хозяйствующих субъектов городов, областей, республик. Система позволяет выполнять расчет до 100 показателей, характеризующих структуру и источники формирования имущества организации, ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность капитала и деятельность организации. Результаты анализа могут быть автоматически пересчитаны в любую валюту. Программа является автономной системой автоматизации финансового анализа

«ИНЭК – АДП» проводит анализ финансово-экономической деятельности организаций, включая все возможности «ИНЭК – АФСП», однако решает значительно больший спектр задач. Исходной информацией служат не только формы бухгалтерской отчетности, но и данные о структуре себестоимости, выручки, использования прибыли;

«ИНЭК – Аналитик» для автоматизации анализа организаций, основным видом деятельности которых является производство продукции или оказание услуг;

«ИНЭК – Холдинг» предназначена для анализа, планирования и контроля за деятельностью организации.

Система «ФинЭксперт» фирмы «Росэкспертиза» позволяет провести анализ имущественного положения организации, структуры активов и пассивов, финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности и оборачиваемости средств, рентабельности капитала и продаж. Программа работает в нескольких режимах: проверка отчетности, экспресс-анализ, полный анализ, анализ рентабельности и экономического роста, сравнение и ранжирование организаций по комплексным финансовым показателям, моделирование и прогнозирование финансового состояния организации, Система спроектирована как приложение к Excel и использует в полном объеме все его возможности.

Модуль «Финансовый анализ» системы «Галактика» корпорации «Галактика» основан на построении системы отчетов, включающих показатели, необходимые для проведения экономического анализа любой степени сложности и детализации. На основе исходных, определяемых комплектами входящих документов, программа «Финансовый анализ» рассчитывает применяемые конкретной методикой анализа показатели и на их основе формирует необходимую отчетность.

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что применение современных информационных технологий в учете и анализе хозяйственной деятельности организации позволяет значительно сократить затраты времени и труда и оперативно получить необходимую информацию для разработки тактических и стратегических управленческих решений.

4

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

В основе деятельности торговой организации лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Процесс реализации завершает кругооборот средств организации и оказывает влияние на формирование конечного финансового результата. Одной из важнейших задач деятельности организации торговли является достижение высоких темпов его роста для обеспечения безубыточного функционирования. Целью бухгалтерского учета в торговле является формирование достоверных данных об объемах реализации и предоставление руководству информации о товарообороте, валовом доходе, состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Немаловажная роль при принятии управленческих решений отводится анализу хозяйственной деятельности организации.

В дипломной работе был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся организации ведения бухгалтерского учета и состояния анализа в ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо».

Раскрыто значение и основные направления развития розничного товарооборота. Рассмотрев работы различных авторов и проанализировав многочисленные мнения и оценки, был сделан вывод, что показатели розничного товарооборота и выручки в организациях не совпадают. Понятие «выручка» шире понятия «товарооборот» и имеет сегодня наибольшую актуальность. Розничный товарооборот выступает только как объемный статистический показатель. Разработка национального стандарта по учету выручки должна стать важным шагом перехода на международные стандарты и устранить имеющиеся проблемы.

Установлено, что в ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» методика учета розничного товарооборота не соответствует действующему законодательству. Для верного и более правильного учета розничного товарооборота, а также для получения более достоверной информации о реализации товаров необходимо учет реализации товаров в данной организации построить в соответствии с действующим законодательством. Необходимо отметить, что на ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» соблюдается порядок документального оформления всех операций по реализации товаров, обеспечивается правильность составления и заполнения документов.

В ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» учет ведется с применением рабочего плана счетов, который не соответствует в полной мере Типовому плану счетов бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета в ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» обеспечено на основе применения компьютерной программы «Проектировщик», которая дает возможность заполнять баланс со всеми формами и приложениями на основании главной книги по всем бухгалтерским счетам, а также указывает на все увязки по формам. ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» обслуживает РВЦ Белкоопсоюза.

В ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» обеспечена высокая аналитичность учета посредством разработанной в организации широкой номенклатуры субсчетов. Ведется раздельный учет выручки  в разрезе видов деятельности.

Проведен детальный анализ динамики розничного товарооборота и установлено, что объем розничного товарооборота с каждым годом растет, однако, данный рост обеспечивается влиянием инфляционного фактора. Положительные тенденции были отмечены в 2005 году: рост розничной реализации происходил не только в действующих, но и в сопоставимых ценах. Был выявлен рост реализации товаров населению в кредит.

В целом динамику объема реализации трудно оценить положительно, т.к. рост реализации алкогольных напитков и непродовольственных товаров происходил более высокими темпами, чем  продуктов питания. Основным направлением деятельности организации в 2006 г. должно стать увеличение объемов реализации товаров. Рост розничного товарооборота должен быть достигнут в первую очередь за счет увеличения реализации продуктов питания, а затем непродовольственных товаров и алкогольных напитков. Рост реализации продовольственных товаров может быть достигнут путем закупки более дешевых продуктов питания, пользующихся спросом у менее обеспеченной части населения.

Изучение реализации в ассортиментном разрезе показало, что  ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» характеризуется стабильной структурой реализации в разрезе товарных групп. Розничная реализация по всем товарным группам и товарам растет высокими темпами, что обусловлено повышением розничных цен. Развитие розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике было достаточно равномерным. ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» характеризуется стабильной структурой розничного товарооборота в разрезе товарных групп и товаров, что свидетельствует о сложившемся покупательском спросе.

Положительным моментом явилось то, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г. значительно возрос удельный вес в товарообороте мяса и птицы (на 28%), возросла реализация молока и молочных продуктов ( на 31,2%), колбасных изделий (на 42,1%), сыр (на 50,6%), рыба (на 33,2%), жир (на 200%),картофель (на 77,5%) и хлебобулочных изделий (на 6,1%). Изменение удельных весов по остальным товарным группам было незначительно.

Проведенный факторный анализ позволил установить, что на рост розничного товарооборота в 2005 г. положительное влияние оказал рост товарных запасов на начало, рост поступления. Возможности увеличения реализации товаров снизились в связи с ростом прочего выбытия товаров и товарных запасов на конец периода.

Несмотря на абсолютный рост прочего выбытия в динамике, его величина по отношению к поступлению товаров снижалась, что свидетельствует об улучшении организации торговой деятельности, недопущении излишних товарных потерь, порчи, недостачи товаров.

В 2005 г. увеличение объема розничного товарооборота было вызвано увеличением фондоотдачи среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 17,5% или на 2066,8 млн.руб. в действующих ценах(на  8,2% в сопоставимых ценах) и ростом их среднегодовой стоимости на 2,4% или на 16 млн.руб. Положительным моментом в деятельности организации было увеличение темпов роста активной части основных производственных фондов.

Проведенное исследование позволило установить, что на будущий год у организации имеются возможности роста розничного товарооборота на 525,9 млн.руб.

На основе изучения системы автоматизации учетного процесса было установлено, что автоматизация в ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» находится на высоком уровне, удовлетворяя требованиям ведения учета и осуществления анализа, способствует максимально эффективной деятельности организации.

В настоящее время для обеспечения роста объема розничного  товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» предполагает расширять ассортимент предлагаемых покупателям товаров за счет заключения договоров на длительные хозяйственные связи с организациями, производящими продовольственные и промышленные товары, собирается выйти на прямое сотрудничество с иностранными фирмами, совместными предприятиями по вопросам приобретения товаров и получения дополнительных инвестиций.

Все это позволит повысить эффективность результатов работы ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо», выйти на передовые позиции среди торговых организаций Витебской области.

 

4

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.                  Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: БераторПресс, 2003. – 504 с.

2.                  Акулич В.В. Оценка розничного товарооборота// Планово-экономический отдел.- 2005-№2, с.61-66

3.                  Анализ деятельности субъектов хозяйствования: Учеб.-метод. пособие / В.А. Березовский, Т.П. Анисимовец, Т.Г. Ускевич. Мн.: БГЭУ, 2004. – 31 с.

4.                  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 416 с.

5.                  Березовский В., Кудрявец З., Нестерова Г. Надо ли краснеть счету 42 «Торговая наценка»?/ Главный бухгалтер – 2004-№15, с. 104

6.                  Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. - 382 с.

7.                  Бухгалтерский учет поступления и реализации товаров в организациях торговли в 2004 году/ Главный бухгалтер. Торговля.– 2004 -№1, с.65-69

Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации