Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.
Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65
Изучение торговой деятельности предприятия проводится на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.
Для оценки выполнения плана и динамики розничного товарооборота отдельными структурными подразделениями ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» составляют таблицу «Сведения о выполнении плана товарооборота и поступления товаров по магазинам» (приложение Х).
11 подразделений ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» успешно выполнили план розничного товарооборота. Ими сверхплана было реализовано товаров на 75595,2 млн.руб. Остальные подразделения недовыполнили план товарооборота. В связи с этим потери товарооборота составили 619810,1 млн.руб.
Для обеспечения ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» ежедневно проводят оперативный анализ динамики розничного товарооборота. При проведении такого анализа составляют специальные аналитические таблицы. На основании приведенных данных видно, что розничная реализация значительно возрастает к концу недели и достигает наибольшего значения перед выходными днями (в пятницу и субботу), а затем снижается в воскресение. В декабре 2005 г. это были 3 и 4 числа, 10 и 11, 17 и 18, 24 и 25. Кроме того, видно, что реализация товаров увеличилась более чем в два раза перед праздничными днями (29,30 и 31 числа). Оперативный анализ также предоставляет информацию о количестве кассиров, покупателей, среднем размере одной покупки и т.д.
Проведение оперативного анализа является положительным моментом в деятельности организации, однако видно, что он не достиг должного уровня, так как отсутствует возможность увязки получаемых данных с повседневным изучением поступления товаров, состояния товарных запасов в разрезе каждой ассортиментной группы и наименования, не проводятся сравнения с данными прошлых периодов. Оборудование торгового зала POS-терминалами и подключение их в единую компьютерную сеть даст возможность получать информацию о товарах в самом подробном ассортименте и избавит от ручного подсчета требуемых показателей.
4
На основании данных формы №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров», а также данных текущего бухгалтерского учета проведем анализ динамики розничного товарооборота по кварталам и месяцам. Это позволит установить, насколько ритмично и равномерно развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Исходная информация обобщена в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Ритмичность развития розничного товарооборота ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» в действующих ценах за 2003-2005 гг., млн. руб.
Месяцы и кварталы | Фактически за | 2005 в % к | Отклонение 2005 г. от | 2004 г. в % к 2003 г. | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Январь | 456,7 | 448 | 615,6 | 134,8 | 137,4 | 158,9 | 167,6 | 98,1 |
Февраль | 499 | 474,6 | 598,4 | 119,9 | 126,1 | 99,4 | 123,8 | 95,1 |
Март | 420,3 | 557,9 | 683,9 | 162,7 | 122,6 | 263,6 | 126,0 | 132,7 |
Итого за I квартал | 1376 | 1480,5 | 1897,9 | 137,9 | 128,2 | 521,9 | 417,4 | 107,6 |
Апрель | 515,8 | 759,9 | 731,8 | 141,9 | 96,3 | 216,0 | -28,1 | 147,3 |
Май | 534,1 | 635,9 | 786,1 | 147,2 | 123,6 | 252,0 | 150,2 | 119,1 |
Июнь | 516,9 | 644,5 | 820,6 | 158,8 | 127,3 | 303,7 | 176,1 | 124,7 |
Итого за II квартал | 1566,8 | 2040,3 | 2338,5 | 149,3 | 114,6 | 771,7 | 298,2 | 130,2 |
Итого за I полугодие | 2942,8 | 3520,8 | 4236,4 | 144,0 | 120,3 | 1293,6 | 715,6 | 119,6 |
Июль | 522,5 | 570,8 | 937,2 | 179,4 | 164,2 | 414,7 | 366,4 | 109,2 |
Август | 527,9 | 859,1 | 1047,3 | 198,4 | 121,9 | 519,4 | 188,2 | 162,7 |
Сентябрь | 571,5 | 758,4 | 888,8 | 155,5 | 117,2 | 317,3 | 130,4 | 132,7 |
Итого за III квартал | 1621,9 | 2188,3 | 2873,3 | 177,2 | 131,3 | 1251,4 | 685,0 | 134,9 |
Октябрь | 589,5 | 795,7 | 837,6 | 142,1 | 105,3 | 248,1 | 41,9 | 135,0 |
Ноябрь | 511,7 | 705,9 | 791,3 | 154,6 | 112,1 | 279,6 | 85,4 | 138,0 |
Декабрь | 666,1 | 734,8 | 821,6 | 123,3 | 111,8 | 155,5 | 86,8 | 110,3 |
Окончание таблицы 3.4.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Итого за IV квартал | 1767,3 | 2236,4 | 2450,5 | 138,7 | 109,6 | 683,2 | 214,1 | 126,5 |
Итого за II полугодие | 3389,2 | 4424,7 | 5323,8 | 157,1 | 120,3 | 1934,6 | 899,1 | 130,6 |
Всего за год | 6332 | 7945,5 | 9560,2 | 151,0 | 120,3 | 3228,2 | 1614,7 | 125,5 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из данной таблицы видно, что объем розничного товарооборота за три года в действующей оценке увеличился на 51%. Увеличение объемов реализации по сравнению с предыдущим годом наблюдалось во все месяцы 2005. Однако данный рост во многом был вызван за счет влияния инфляционного фактора. Темп роста розничного товарооборота в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизился на 5,2% (125,5% - 120,3%). Снижение темпов роста наблюдалось в марте, апреле, августе, сентябре, октябре, ноябре, где темп роста розничного товарооборота оказался ниже, чем в предыдущем году. В остальных же месяцах наблюдалось увеличение темпов розничного товарооборота 2005 года по сравнению с 2004 годом.
Определим равномерность реализации в 2004 и в 2005 гг., для чего рассчитаем:
А) среднее квадратическое отклонение σ = (3.2.1)
Б) коэффициент вариации
В) коэффициент равномерности К равн = 100- (3.2.3)
где х – темп изменения в динамике за каждый месяц;
- темп изменения в динамике за год;
n – число месяцев года;
На основании произведенных расчетов были получены данные, которые представлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Данные произведенных расчетов по ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2004, 2005 гг.
Среднее квадратическое отклонение | σ 2004 = 20,78 | σ 2005 =16,51 |
Коэффициент вариации | υ = 16,56 % | υ = 13,72% |
Коэффициент равномерности | Кравн=100-16,56%=83,44 % | Кравн =100-13,72=86,28 % |
Примечание. Источник: собственная разработка
На основании данных таблицы 3.4. составим график равномерности развития товарооборота по месяцам, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2. Равномерность развития розничного товарооборота по месяцам за 2003-2005 гг.
Примечание. Источник: собственная разработка
Таким образом, реализация товаров в 2004 г. по сравнению с 2003 годом была равномерной на 83,44%, а в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 86,28%. Надо отметить, что в летние месяцы 2004 и 2005 годов наблюдается рост розничного товарооборота, а особенно в августе. А вот осенние и зимние месяцы сопровождаются снижением розничного товарооборота в 2004 и 2005 годах. На протяжение 2003 года размер розничного товарооборота практически не менялся, что говорит о равномерности его развития.
4
Качество торгового обслуживания населения - обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время обслуживания. Анализ качества торгового обслуживания покупателей обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ассортиментном разрезе. Однако данные о развитии реализации товаров по укрупненным товарным группам не могут служить основанием для оценки удовлетворения покупательского спроса. Для изучения этого вопроса используют материалы книг учета удовлетворенного и неудовлетворенного спроса покупателей, по данным которых устанавливают случаи и причины отсутствия в розничной торговой сети нужных для населения товаров. Многие товары, особенно непродовольственные, являются сложноассортиментными, и покупатели предъявляют спрос на товары определенных фасонов, расцветок, размеров. В связи с этим необходимо изучить, по каким товарам спрос оказался неудовлетворенным и какие из них пользуются повышенным спросом. Все это позволит предъявлять промышленным и оптовым предприятиям-поставщикам более обоснованные заказы на поставку товаров.
Анализ внутригруппового ассортимента реализуемых товаров проводят на основе выборок по данным текущего учета, первичных товарных документов, инвентаризаций. Используя эту информацию, можно определить объем реализации товаров определенных наименований, видов, размеров, сортов; изучить их качество и установить пути и возможности улучшения маркетинговой деятельности торгового предприятия. По данным проведенных проверок, обследований и оперативного учета удовлетворения покупательского спроса изучают качество торгового обслуживания населения, соблюдение магазинами ассортиментного минимума, выявляют случаи и причины перебоев в торговле отдельными, и прежде всего достаточными, товарами. Необходимо также проанализировать материалы выборочных обследований, проводимых органами Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, торговыми предприятиями, их ассоциациями и НИИ, продажи отдельных товаров на душу населения, распределения семейного бюджета, соблюдения научно обоснованных норм потребления отдельных товаров. Все это позволяет выявить слабые места в развитии розничного товарооборота, удовлетворении потребностей населения в необходимых товарах и принять меры по улучшению маркетинговой деятельности магазинов и другой торговой сети.
Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации