Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.
Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65
Бухгалтер оформляет поручение-реестр на имя каждого банка-чекодателя в двух экземплярах, не позднее третьего рабочего дня после получения чеков передаёт их с поручением-реестром в обслуживающее отделение банка для оплаты.
Для оплаты за товар платёжным поручением вкладчика с его счёта в банке работники торгового предприятия выписывают на его имя счёт-фактуру в трёх экземплярах с указанием наименование, количества и стоимости реализуемого товара. Два экземпляра счёта выдают покупателю на руки для совершения предварительного платежа. Отпуск товаров покупателю осуществляют только после предъявления платёжного поручения с отметкой банка об оплате товаров.
При реализации товаров за наличный расчёт через стационарные торговые пункты приём денежных средств производится с использованием кассовых суммирующих аппаратов, предварительно зарегистрированных в районной инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения предприятия.
Регистрацию кассового оборудования производят на основании заявления предприятия и предъявленного списка наличия кассовых аппаратов в двух экземплярах. Одновременно на каждый кассовый аппарат регистрируют книгу кассира – операциониста, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия.
Работники торгового предприятия на кассовом аппарате регистрируют все суммы, полученные за товары наличными, чеками, по перечислениям со счетов владельцев с выдачей кассового чека на получение приобретённого им товара.
При возврате покупателями чеков в случае отказа от товара комиссия с участием администратора, кассира и продавца составляет акт на возврат денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Также оформляются и ошибочно выбитые чеки. Все возвращённые и ошибочные чеки прилагаются к акту.
В конце рабочего дня (смены) ответственный администратор в присутствии кассира снимает показания счётчиков кассового аппарата и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показания суммирующих кассовых счётчиков на конец рабочего дня (смены), дневную (сменную) выручку. В книгу кассира-операциониста производят записи показаний суммирующих денежных счётчиков на конец рабочего дня (смены) и начало следующего дня (смены), а также суммы возвращённых денег покупателям, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты. Записи в книгу производят чернилами, в хронологическом порядке, аккуратно и разборчиво. Все ошибочные записи исправляют корректурным способом с оговоркой исправления за подписями кассира, руководителя торгового предприятия, его заместителя.
Сумму выручки магазина за день (смену) определяют как разность показаний суммирующих счётчиков кассовых аппаратов на начало и конец рабочего дня (смены), а также заактивированных сумм возврата денежных средств покупателям по возвращённым, ошибочно выбитым чекам и не погашенным до конца рабочего дня (смены). Полученную сумму сравнивают с суммой наличных денег в кассе. Расхождений не должно быть.
На основании кассовых отчётов касс магазинов и приложенных к ним приходных кассовых ордеров отражается поступление выручки за реализованные товары.
На основании товарно-денежных отчётов (приложение Д) и приложенных к нему приходно-кассовых ордеров (приложение Е) списываются реализованные товары с материально ответственных лиц. При сдаче выручки в банк через инкассатора банк выдаёт две и более инкассаторских сумок с учётом разграничения материальной ответственности работников. К моменту инкассации выручки кассир оформляет под копирку препроводительную ведомость в трёх экземплярах (приложение Ж).
Первый её экземпляр вместе с деньгами он вкладывает в инкассаторскую сумку и пломбирует её. Второй экземпляр (накладную к препроводительной ведомости) вручают инкассатору банка вместе с инкассаторской сумкой с выручкой в обмен на свободную сумку под его роспись, в третьем экземпляре (копии препроводительной ведомости), заверенную личной печатью инкассатора банка, которая остаётся у материально ответственного лица для отчёта и подтверждает сдачу выручки.
Кассир банка пересчитывает наличные деньги, вложенные в инкассаторскую сумку. Установленные расхождения оформляют актом на обороте препроводительной ведомости. Бухгалтер проводит встречную сверку сумм инкассированной выручки по выписке банка и препроводительной ведомости, приложенной к отчёту материально ответственного лица.
Товары в кредит продают на срок от 3 до 12 месяцев или на 18 месяцев. Сумма предоставленного кредита зависит от срока и доходности покупателя.
Для оформления покупки товаров в кредит покупатель в зависимости от своего статуса должен представить следующие документы:
- справку о среднемесячных доходах за три последних месяца и производимых удержаниях (приложение И);
- гарантийное письмо предприятия с места работы;
- нотариально удостоверенное поручительство совершеннолетнего гражданина (приложение К);
- нотариально удостоверенный договор о залоге имущества (представляют индивидуальные предприниматели и не работающие граждане).
Документальное оформление продажи товаров в кредит поручают специальному торговому работнику. На основании выписанного на отобранный товар товарного чека с пометкой «в кредит» и проверки представленных документов продавец оформляет поручение-обязательство (приложение Л), в двух экземплярах, в которых указывает сведения о покупателе, наименование и розничную цену товара, первоначальный взнос, сумму предоставленного кредита, сумму процентов за кредит, рассчитывает очередные месячные платежи. Затем все документы по продаже товаров в кредит передаются на подпись руководителю и главному бухгалтеру. Затем поручение-обязательство регистрируют в специальной книге с указанием порядкового номера, суммы, срока кредита, суммы очередного платежа и выдают покупателю вместе с товарным чеком для совершения покупки. Покупатель оплачивает в кассу первоначальный взнос, сумма которого включается в общую сумму выручки магазина и отдельно в учете не отражается. При расчетах покупателя за кредит наличными деньгами вместе с покупкой и кассовым чеком ему выдают и первый экземпляр обязательства, а при безналичных расчетах оба экземпляра остаются у продавца (приложение М). Одновременно продавец ведет опись поручений-обязательств. На основании итогов по описи за отчетный период в товарном отчете отражают сумму предоставленного кредита. Под роспись бухгалтера, ведущего учет расчетов с покупателями за товары, проданные в кредит, на втором экземпляре описи эти документы изымают и хранят в сейфе под его ответственность. Второй экземпляр поручения-обязательства пересылают по месту работы покупателя или в банк, где ему открыт счет, для осуществления расчетов за товары, проданные в кредит.
При расчетах наличными на основании обязательств покупатели сами ежемесячно вносят очередные платежи в кассу организации. При безналичных расчетах, организации, получившие копию поручения-обязательства на своего работника, из их доходов ежемесячно производят удержания очередных платежей и перечисляют их на счет организации. При увольнении работника администрация удерживает с него всю оставшуюся сумму кредита и полностью рассчитывается с организацией.
4
2.3. Методика и организация учета розничного товарооборота
Учёт розничного товарооборота ведут в ценах фактической реализации. Объём розничного товарооборота определяют по отпуску товаров в отчётном периоде. В розничный товарооборот в момент отпуска товаров покупателям включают полную его стоимость по розничным ценам.
Существуют основные принципы учёта товаров и тары в розничной торговле:
1. Принцип материальной ответственности. С продавцами магазинов заключают договоры о полной индивидуальной или бригадной ответственности. Приём лиц на должности с материальной ответственностью осуществляют с письменного соглашения главного бухгалтера предприятия после изучения их личных дел и проведение собеседования. Они должны иметь профессиональную подготовку, знать порядок документального оформления товарных операций, уметь составлять отчёт и вести первичный учёт. Лиц, ранее судимых за растраты и хищения, не принимают на должности, связанные с материальной ответственностью. Разграничение материальной ответственности предопределяет построение аналитического учёта товаров и тары по местам их хранения и материально ответственным лицам;
2. Принцип сплошного и непрерывного контроля над товародвижением. Применяются типовые формы первичных товарных и денежных документов, а также путём использования контрольно-суммирующих аппаратов. Также ведётся книга покупок, данные которой используют для определения суммы уплаченного и подлежащего зачёту входного налога на добавленную стоимость на поступившие материальные ценности;
3. Принцип денежного и натуральных измерителей. Товары и тару в розничной торговле учитывают в стоимостном выражении из-за отсутствия возможности документирования товарных продаж. Натурально-стоимостной учёт тары по её видам и наименованиям ведут материально ответственные лица в ведомости движения тары, а бухгалтер её контролирует на основании первичных документов при проверке отчёта;
4. Принцип учётной цены, определения момента реализации (учёта выручки) и оценки товаров по себестоимости.
На ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» товары и тару учитывают на счёте 41 “Товары”. На субсчёте 41/2 “Товары и тара в розничной торговле” ведут учёт товаров по розничным ценам с налогом на добавленную стоимость, а отдельных товаров и с налогом на продажу. На субсчёте 41/3 учитываются “Товары, продукты и тара в общественном питании”. Субсчет 42/3 “Торговая наценка в розничной торговле” применяется для учёта и обобщения доходов розничной торговли по их видам на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо».
Входной налог на добавленную стоимость в стоимости товаров по покупным ценам учитывают на субсчёте 18/3 “Налог на добавленную стоимость по приобретённым товарно-материальным ценностям”, а выходной налог на добавленную стоимость в стоимости товаров по продажным ценам – на субсчёте 42/8 “НДС в цене товара” в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо».
Учет налога с продаж на поступившие и оприходованные товары отражается на субсчете 42/2 «Налог с продаж» и взимается по ставке 5 %. В конце отчетного периода отражается уплата суммы данного налога, приходящаяся на реализованные товары в течение отчетного периода, по дебету субсчета 42/2 «Налог с продаж» и по кредиту субсчета 51 «Расчетный счет».
Для учёта текущих расходов организации используют субсчёт 44/0 “Издержки обращения”. На субсчёте 60/1 “Расчеты с поставщиками” ведется учет расчетов с поставщиками.
Также используются и такие субсчета как:
- 57/0 “Переводы в пути”;
- 62/2 “Расчёты по чекам”;
- 62/5 “Расчёты за товары, проданные населению в кредит”;
- 66/0 “Расчёты по краткосрочным кредитам и займам”;
- 68/0 “Расчёты с бюджетом”.
Поступление товаров со складов оптовых баз и со своих оптовых складов в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» за декабрь 2005 года отражается следующим образом на основании главной книги в соответствии с приложением Н:
1. Поступили товары с тарой от поставщиков по покупной цене:
41/2 – 60/1 223190677,04
2. Отражается сумма НДС, надлежащая уплате поставщикам за товары, тару:
18/3 – 60/1 139347715,73
3. Отражается сумма транспортных расходов:
44/0 – 60/1 41440864,6
4. Отражается торговая наценка на поступивший товар:
41/2 – 42/3 163168103,46
5. Отражается начисленный НДС на поступившие товары:
41/2 – 42/8 117973953,08
6. Отражается начисленная сумма налога с продаж на поступившие товары:
41/2 – 42/2 18114301,19
7. Поступили товары со своих оптовых складов:
41/2 – 41/1 503606422,38
На субсчёте 60/1 “Расчеты с поставщиками” отражается сумма, подлежащая уплате поставщику.
Согласно Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 02.07.2002года №59 (с изм. и доп.), моментом реализации считается момент поступления денег в кассу или на расчетный счёт, спецссудный счёт в банке.
До зачисления денег на спецссудный счёт применяется субсчёт 57/0 “Переводы в пути”.
Реализация товаров в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» отражается на счёте 90/2 “Реализация товаров, работ, услуг в розничной торговле”. В розничный товарооборот включается стоимость товаров по свободно-розничным ценам с налогом на добавленную стоимость и с налогом с продаж. По кредиту субсчета 90/2 отражается выручка от реализации товаров, а по дебету – списание реализованных товаров с материально ответственных лиц по учетным ценам (розничным ценам). Надо отметить, что в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» на субсчете 90/2 “Реализация товаров, работ, услуг в розничной торговле” отражается и реализация с оптовых складов организации. Субсчет 90/2 “Реализация товаров, работ, услуг в розничной торговле” сальдо конечного не имеет.
Начисление суммы налога на добавленную стоимость, приходящейся на реализованные товары в розничной торговле и подлежащей уплате в бюджет, отражается по дебету субсчета 42/8 «НДС в цене товаров» и по кредиту субсчета 68/0 «Расчеты с бюджетом». А по товарам, реализованным с оптовых складов - по дебету субсчета 68/2 «НДС 20» и по кредиту субсчета 68/0 «Расчеты с бюджетом». На ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» составляется Расчет налога на добавленную стоимость (приложение П).
Особенностью учета на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» является отражение налога с продаж на субсчете 42/2 «Налог с продаж» при поступлении товарно-материальных ценностей от поставщиков, а затем в конце отчетного периода (при реализации товаров) прямая его уплата, без предварительного начисления (с применение субсчета 68/0 «Расчеты с бюджетом»). Уплата налога с продаж отражается по дебету 42/2 «Налог с продаж» и по кредиту 51 «Расчетный счет».
Одной из особенностей учета на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» является отражение сумм реализованных наценок, приходящихся на реализованные товары, по дебету субсчетов 42/3 «Торговая наценка в розничной торговле» и 42/1 «Торговая наценка (скидка, надбавка) на оптовых складах» и по кредиту субсчета 99/0 «Прибыли и убытки». В организации производится расчет реализованной торговой наценки (приложение Р). Списание издержек обращения, приходящихся на реализованные товары, отражается по дебету субсчета 99/0 “Прибыли и убытки” и по кредиту субсчета 44/0 «Издержки обращения».
Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации