Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.
Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65
Пузенко Н.В. в своей статье «Методические и организационные аспекты учета реализации товаров и валового дохода на предприятиях торговли» определяет выручку как «полученную стоимость или стоимость к получению, как правило, в денежной форме от продажи, обмена, финансовых вложений товаров (продукции, работ, услуг) и другого имущества субъекта хозяйствования по продажным ценам, сформированным согласно действующему законодательству» [34]. Данное определение во многом соответствует инструкции «Доходы организации».
По нашему мнению, на основании анализа приведенных мнений и оценок, выручку от реализации товаров, работ и услуг можно определить как сумму полученных или ожидаемых к получению в результате осуществления уставных видов деятельности денежных средств либо иного имущества в денежном выражении, носящих систематический характер, по ценам и тарифам согласно договору без учета НДС и других аналогичных обязательств.
Сопоставляя категории выручки и товарооборота, следует отметить, что они отличаются по составу. Товарооборот не включает в себя отдельные виды продаж, такие как мелкооптовый отпуск юридическим лицам, продажу проездных, но в его состав входят НДС и прочие налоги с продаж. Понятие товарооборота связано исключительно с реализацией товаров, тогда как выручка включает в себя денежные поступления от прочих видов деятельности (реализация основных средств, прочих активов). Так, В.В. Акулич в своей статье «Оценка розничного товарооборота» определяет его как «стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, выраженную в текущих или сопоставимых ценах» [2].
Учитывая, что показатель выручки от реализации продукции обеспечивает основной приток денежных средств, он является важнейшим экономическим показателем, отражающим финансово-хозяйственную деятельность организации, и характеризует ее конечные ее результаты. Последние же выражаются в реальном поступлении готовой продукции не только для удовлетворения нужд отдельных организаций, но и для удовлетворения потребностей общества в определенных ее видах. В рыночной экономике этот показатель обеспечивает тесные связи производителей и потребителей, учитывает их требования к количеству и срокам поставок продукции, обеспечивает стимул для систематического обновления номенклатуры продукции и повышение ее качества.
Оценка, определение и степень выполнения показателей деятельности каждой организации по выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) характеризует конкурентоспособность организации. Кроме того, величина выручки от реализации продукции является важнейшим источником формирования затрат. От нее зависит величина поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, величина чистой прибыли. Именно через выручку осуществляется кругооборот средств организации, определяющих его финансовое состояние [42, с. 15-16].
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели розничного товарооборота и выручки от реализации в организации не совпадают, поэтому разработка национального стандарта по учету выручки должна стать важным шагом перехода на международные стандарты учета и устранить имеющиеся проблемы. Понятие «выручка» с позиций Инструкции «Доходы организации» и МСФО №18 шире, чем понятие товарооборота, так как последний связан исключительно с реализацией и не включает в свой состав отдельные виды продаж (продажа непродовольственных товаров оптовым покупателям, реализация проездных талонов и т.д.). Кроме того, сегодня показатель выручки имеет наибольшую актуальность, чем понятие товарооборота, так как основная составляющая финансового результата деятельности организации образуется вследствие реализации продукции. Имея в виду показатель розничного товарооборота, мы преследуем только цели статистического учета и рассматриваем его как объемный статистический показатель. Это необходимо в связи с тем, что показатель розничного товарооборота является не только одним из важнейших экономических показателей, определяющих финансовые результаты деятельности организации, но и показателем, характеризующим социально-экономическое развитие общества. Достижение высоких темпов его роста является одной из важнейших задач деятельности организации торговли для обеспечения безубыточного их функционирования и создания базы для его дальнейшего развития.
4
Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, т.е. подчиняться определенным правилам. Отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерском и налоговом учете, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц. Для правильного ведения бухгалтерского учета необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими основные правила, принципы и способы ведения учета и отчетности.
1. Организации всех форм собственности при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности руководствуются Законом Республики Беларусь «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г.» от 17.05.2004г. №278-3. Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
2. Одним из основных правовых актов, определяющих правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направленный на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг является Закон Республики Беларусь «О торговле» №231-З (изм. и доп. от 26.11.2003 г.№247-З). Данный закон определяет виды и формы торговли в Республике Беларусь.
3. Согласно постановлению Министерства финансов РБ от 30.05.2003г №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (с изменениями и дополнениями от 13.11.2003 г. №153), с 1 января 2004 г. все предприятия руководствуются новым Планом счетов для отражения операций финансово-хозяйственной деятельности. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденции по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией.
4. Порядок приема наличных денежных средств субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию товаров за наличный расчет, регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (с изм. и доп.). Согласно данному Постановлению, кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы, используемые субъектами хозяйствования, должны быть включены в Государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и зарегистрированы в налоговом органе по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Использование данных устройств осуществляется только при условии установки на них средств контроля. Кроме того, данным Постановлением предусмотрено, что «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю в магазинах с торговой площадью от 650 кв.метров и более, с 1 января 2005 г. для приема наличных денежных средств используют системные кассовые суммирующие аппараты или специальные компьютерные системы, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, обеспечивающие учет принятых наличных денежных средств и расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а также дифференцированный учет данных о товарах».
5. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденные Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2003 г., №57 (с изм. и доп. 03.06.2005 г. №83), разработаны на основании статей 26, 30 и 31 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливают единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организацию контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.
6. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. №43 «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» (с изм. и доп.) определяется порядок формирования розничных цен на товары, реализуемые субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю. Согласно данному Постановлению розничная цена определяется, исходя из отпускной цены или цены импортера; оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков); торговой надбавки. Торговые надбавки к отпускным ценам на социально значимые товары применяются в пределах, устанавливаемых областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством.
7. Порядок продажи товаров из розничной торговой сети субъектам хозяйствования, учреждениям и организациям, а также перечень учреждений социального назначения, продажа которым по безналичному расчету продовольственных товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети включается в розничный товарооборот, определяется Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 8 июня 2005 г., №22 «Об утверждении инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».
8. Правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также ее типовые формы регламентируются Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бухгалтерской отчетности организаций», утвержденным 17 февраля 2004 г. № 16 .
9. Порядок списания товарных потерь в магазинах самообслуживания определяется приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27 октября 1999 г. N 113 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров» (с изм. и доп. от 17 марта 2000 г. N 3). Данный приказ определяет порядок расчета потерь в связи с «забывчивостью» покупателей и определяет рекомендуемые нормы списания данных потерь.
10. Розничный товарооборот регламентируется Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 02.07.2002 г. №59 (с изм. и доп.). Данная инструкция определяет состав товарных запасов, розничного товарооборота торговой сети и предприятий общественного питания.
11. Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации" утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181, определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей. Данная Инструкция определяет порядок определения и отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов организации, которые включают в себя: доходы от видов деятельности организации; операционные доходы; внереализационные доходы, а также определяет порядок расчета выручки от реализации товаров (работ, услуг).
12. Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182, определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей. Данная Инструкция определяет состав затрат, включаемых в расходы организации, а также порядок их оценки и признания в бухгалтерском учете.
13. При определении и исчислении налогов и других обязательных платежей в бюджет руководствуются соответствующими инструкциями: Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной Постановлением по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. №16 (с изм и доп 25.01.2006 г. №11); Инструкцией о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2005 году (ставка – 3,9%) (с изм. и доп.), утвержденной Постановлением министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2005 г., №6 (с изм. и доп); Инструкцией о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденную решением Минского областного Совета депутатов от 7 декабря 2004 г. № 96 и др.
Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации