Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа состоит из  1 файл

диплом Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

В проводимом исследовании использовались практические материалы ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо».       

4

 



1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ТОРГОВЛЕ

 

1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота

 

 

         В розничной торговле завершается процесс обращения товаров. Они переходят в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения. Розничную продажу товаров ведут организации всех форм собственности различных торговых систем. Переход к рыночной экономике обусловил рост удельного веса негосударственного сектора в сфере торговли. Причиной тому стали приватизация государственной торговой сети, развитие индивидуального предпринимательства и сети вещевых и продовольственных рынков. Доминирующее положение в торговле в сельской местности занимает система потребительской кооперации Белкоопсоюза.

         В новых условиях хозяйствования возникает необходимость создания эффективной организационной структуры хозяйства потребительской кооперации. Образование в райпо обособленных структурных подразделений по отраслевому принципу с единым расчётным счётом даёт возможность эффективно управлять его финансовыми ресурсами. Правление райпо централизовано управляет финансовыми ресурсами и активами: осуществляет закупку товаров, ведёт расчёты с поставщиками и с банком, контролирует ценообразование на товары, организует транспортно-складское обслуживание розничных торговых организаций и исполняет обязательства перед бюджетом по налогам и сборам.

Организации розничной торговли оценивают свою деятельность по двум показателям: розничному товарообороту и прибыли.

Розничный товарооборот регламентируется Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 02.07.2002 №59 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г., № 106 и от 29 октября 2004г.,№ 190).

Розничный товарооборот  подразделяют на товарооборот розничной торговли и общественного питания. В розничный товарооборот торговли включают:

      продажу товаров населению при любых формах и способах расчетов за товары: за наличный расчет; по безналичному расчету: по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков и по кредитам банков, что также учитывается как продажа за наличный расчет; в кредит с рассрочкой платежа; по почте и по образцам с использованием электронных средств связи; и в других случаях;

      продажу по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для реализации спецконтингентам за счет их личных денежных средств;

      стоимость упаковки, не входящей в цену товаров, и стоимость порожней тары, проданных населению [29].

В розничный товарооборот торговли не входит:

      продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, включая продажу продовольственных товаров организациям социального назначения;

      выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет заработной платы и в погашение заработной платы;

      стоимость порожней стеклопосуды или товаров, возвращенных покупателями или принятых в обмен на товар;

      отпуск товаров по товарообменным операциям или в порядке взаимозачетов между организациями, а также между организациями и населением при закупках у населения сельскохозяйственных продуктов;

      выдача товаров, включая новогодние подарки, работникам за счет средств нанимателя или профсоюзной организации [29].

Согласно  государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" товарооборот - объем продажи товаров и оказание услуг в денежном выражении за определенный период времени. Розничный товарооборот - объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования.

Понятие «товарооборот» трактуется как процесс обращения товаров; экономический показатель, отражающий совокупную стоимость объемов продаж.

Товарооборот торговой организации рассматривается:

      во-первых, как результат хозяйственной деятельности организации торговли, его экономический эффект;

      во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей оценки уровня жизни населения.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи; продажи как формы движения товара от производителя к потребителю. Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика – это объем реализации в денежном выражении, качественная – структура товарооборота. Необходимо также четко разграничивать понятия «состав» и «величина» товарооборота. Состав товарооборота складывается из различных видов реализации, а его величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам) [21, с. 34-35].

Товарооборот, в первую очередь, следует рассматривать как объемный статистический показатель, используемый в планировании, прогнозировании и анализе хозяйственной деятельности торговых предприятий. Учет фактического товарооборота удовлетворяет цели оперативного, статистического и управленческого учета, контроля и анализа выполнения плановых и прогнозных показателей [21, с. 34-35].

Выручка многими экономистами рассматривается как сумма полученных или поступивших на расчетный счет денежных средств за отгруженную и реализованную готовую продукцию (товары, работы, услуги) и иные материальные ценности. В таком понимании категория «выручка» с точки зрения финансов определяет формирование фондов денежных ресурсов организации, но с точки зрения бухгалтерского учета имеет ряд противоречий, например, при бартерных сделках оплату отгруженной продукции (товаров) покупатели производят не в денежной, а в товарной форме; отражение выручки в учете не всегда связано с поступлением денег, а зависит от определения момента реализации; отражение выручки в учете производят не только при зачислении денег на расчетный счет, но и при их поступлении на валютный и другие счета в банках [34, с. 23-24].

Экономическая категория «выручка» служит целям налогового и бухгалтерского учета. Она является объектом налогообложения, позволяет рассчитать другие важные показатели хозяйственной деятельности.

Нельзя отождествлять учет выручки и товарооборота в торговых организациях. Между данными категориями есть тесная взаимосвязь, так как они связаны с учетом хозяйственной деятельности организации. Их сопоставление показывает, что категория «выручка» чаще шире, чем категория «товарооборот», но иногда может быть и наоборот.

Во-первых, выручка торговой организации включает выручку от реализации товаров, основных средств и прочих активов, а товарооборот связан только с реализацией товаров.

Во-вторых, товарооборот учитывают по моменту отпуска товаров покупателям независимо от момента поступления денег, а выручку – по моменту зачисления денег на расчетный или иной счет.

В-третьих, отдельные виды продаж не включаются в товарооборот, но  включаются в выручку: например, продажа непродовольственных товаров оптовым покупателям из розничной торговой сети.

В-четвертых, возврат товаров, продажа и возврат тары, стеклопосуды, как правило, не включается в товарооборот (кроме их реализации за наличный расчет). Это не всегда совпадает с учетом выручки от реализации товаров. [34,  с. 23-24].

Поэтому при организации учета товарооборота и выручки от реализации товаров в организациях торговли следует учитывать несовпадение этих экономических категорий.

Товарооборот был признан одним из основных показателей социально-экономического развития страны, поэтому основными направлениями его развития должны стать:

- рост товарооборота как в натурально-вещественной, так и в денежной формах;

- избавление от товаров, не пользующихся спросом и отвлекающих из оборота реальные денежные средства предприятий;

- установление оптимального соотношения цен на различные товары с учетом динамики спроса на них;

- повышение качества торгового обслуживания;

- расширение ассортимента реализуемых товаров;

- внедрение новых, прогрессивных методов торговли;

- проведение продуманной ассортиментной политики и договорной работы;

- полное удовлетворения спроса потребителей;

- привлечение дополнительных покупателей;

- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота;

- разработка оптимальных  стратегических и тактических решений по развитию розничного товарооборота;

-улучшение товарной структуры, повышение в нем доли высококачественных товаров и т.д. [38,  с. 26-29]

С 1991 г. по 1995 г. потребительский рынок Республики Беларусь формировался в условиях глубокого кризиса в экономике. С 1996 г. наметились тенденции стабилизации роста  розничного товарооборота, что позволило в 2000 г. достичь уровня 1990 г. Рассмотрим динамику розничного товарооборота за 2000 – 2005 гг.

В 2005 году общий объем розничного товарооборота, включая  и общественное питание, составил 24,955 трлн. руб. В первом полугодии 2004 года розничный товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2003 года возрос в сопоставимых ценах на 13% [17,  с. 284]

В общем объеме розничного товарооборота доминирующее положение занимает негосударственный сектор, за счет которого в 2004г. сформировалось 81,2% розничного товарооборота.

Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-октябре 2005 года составил 20,2 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 19,7% больше, чем в январе-октябре 2004 года. Розничный товарооборот торговли составил 19,1 трлн. рублей, или 120% к уровню января-октября 2004 года, организаций общественного питания – 1038,1 млрд. рублей, или 114,6 % [39,  с. 97].

В январе-октябре 2005 года розничный товарооборот на 64% формировался торговыми организациями, доля продажи товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами составила 36%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-октябре 2005 года составлял 55%, непродовольственных – 45%,  январе-октябре 2004 года – соответственно 57% и 43%. В январе-октябре 2005 года населению продано продовольственных товаров на 9,1 трлн. рублей, что составляет соответственно 112,9% и 128,6% к уровню января-октября 2004 года [39,  с. 97-99].

Развитие торговли и общественного питания направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Значимость роста товарооборота проявляется в том, что, несмотря на то, что он с каждым годом растет, не всегда в полной мере удовлетворяются потребности населения, как в продуктах питания, так и в других социально значимых товарах. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться в сопоставимых ценах.

4

 



1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам

 

 

В инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. №181 дается следующее определение: «выручка от реализации – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором». Таким образом, в Республике Беларусь в состав выручки от реализации  товаров, работ, услуг включаются как суммы, принадлежащие организации, так и величины косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

Согласно Международному стандарту финансовой отчетности №18 «Выручка»: «Выручка – это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров… Выручка включает только валовые поступления экономических выгод, полученных компанией и подлежащих получению на ее счет. Суммы, инкассированные от имени третьей стороны, такие, как налог с продаж, налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость, не являются экономическими выгодами, поступающими в компанию, и не ведут к увеличению капитала. Поэтому они исключаются из выручки» [20,  с. 234].

Таким образом, понятие выручки, приведенное в инструкции «Доходы организации», которая является одним из национальных стандартов бухгалтерского учета, не противоречит международным стандартам и соответствует мировому опыту, однако отличается от понятия выручки по международным стандартам в части включения в нее сумм налогов. Суммы налога с продаж, налогов на товары и услуги и налога на добавленную стоимость также не отражаются по статье «Выручка» в отчетах и прибылях и убытках и в странах Западной Европы и США.

Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации