Учет запасов в соответствии с МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:33, статья

Описание

В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты учета запасов в соответствии с МСФО и приведем сравнительную характеристику учета данных активов в Российской системе бухгалтерского учета.
Начиная с 1998 года, Россия последовательно осуществляет переход к международным стандартам финансовой отчетности. В настоящее время все больше организаций имеют необходимость представления отчетности в формате МСФО и, исходя из этого, ведения учета в соответствии с международными принципами и стандартами.

Работа состоит из  1 файл

Учет запасов в соответствии с МСФО.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются [1]: правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение  достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов; контроль за сохранностью материалов в местах их хранения и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; своевременное выявление ненужных и излишних материалов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот.

На большинстве  коммерческих предприятий материалы  являются объектами двух видов бухгалтерского учета: управленческого и финансового. В управленческом учете (на складах, в производственных помещениях и в эксплуатации) они чаще всего отражаются количественно на специальных карточках, в финансовом учете – в стоимостном выражении. В конце каждого месяца производится сверка обоих учетов путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов на складе. При несовпадении делают корректировки. Не реже одного раза в год проводится инвентаризация ценностей, в том числе и производственных запасов [9].

Финансовый учет обеспечивает бухгалтерское оформление хозяйственных операций (составление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета), а также составление бухгалтерской финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями [7].

Управленческий  учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения  и представления информации о  хозяйственной деятельности организации  и ее структурных подразделений  для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью [3].

На практике реализуются разные варианты сочетаний  управленческого и финансового  учета материалов. В малых организациях часто обходятся без управленческого  учета.

Контроль сохранности  и движения материалов может быть существенно облегчен, если на предприятии проводятся специальные организационно-технические мероприятия [9]:

–   складские и другие аналогичные помещения для хранения ценностей оснащены прогрессивным погрузочно-разгрузочным оборудованием и механизмами;

–   места размещения объектов разделены на секции и ячейки, которые пронумерованы и поименно обозначены;

–   в секциях размещены точные измерительные и весовые приборы и приспособления;

–   приказом руководителя предприятия определены материально ответственные лица, а также работники, которым предоставлено право получать и отпускать материальные ценности.

Материалы относятся  к оборотным активам организации  и отражаются в бухгалтерском  учете на счете 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». К счету 10 могут быт открыты субсчета [4, 5]:

10-1 «Сырье и  материалы»;

10-2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали»;

10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и  тарные материалы»;

10-5 «Запасные  части»;

10-6 «Прочие материалы»;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на  сторону»;

10-8 «Строительные  материалы»;

10-9 «Инвентарь  и хозяйственные принадлежности»;

10-10 «Специальная  оснастка и специальная одежда  на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.

Кроме того, материалы, не принадлежащие данному предприятию, выделяются в отдельные группы и  учитываются на забалансовых  счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в переработку».

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается  основные и вспомогательные сырье  и материалы (в том числе строительные у подрядных организаций).

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции и детали» учитываются изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых включается в себестоимость продукции.

На субсчете 10-3 «Топливо» учитываются нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин и  др.) и смазочные материалы.

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается  тара, материалы, детали, предназначенные  для изготовления тары и ее ремонта.

На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются  запасные части, предназначенные для  производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются  отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы (лом, утиль).

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону» учитываются материалы, переданные в переработку на сторону, стоимость которых далее включается в затраты на производство полученных из них изделий.

На субсчете 10-8 «Строительные материалы» учитываются материалы, используемые в процессе строительных и монтажных работ (у организаций-застройщиков).

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»  учитываются средства труда, которые  включаются в состав средств в обороте.

На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная  одежда на складе» учитываются специальные  инструменты, приспособления, оборудование, одежда на складах или иных местах хранения.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд).

В соответствии с [1] основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:

–   сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

–   учет количества и оценка запасов;

–   оперативность (своевременность) учета запасов;

–   достоверность;

–   соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

–   соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются [1]:

–   наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

–   размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

–   оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

–   применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

–   организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

–   определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

–   установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

–   установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

–   определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

–   определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

–   наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [12].

Налоговый учет осуществляется организациями в  целях формирования полной и достоверной  информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Для ведения  налогового учета используются бухгалтерские  документы. Налоговый учет можно  вести в общеустановленных регистрах  бухгалтерского учета, в которых  при необходимости вводят соответствующие  изменения, или использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [3].

По хозяйственным  операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную  стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» [4].

Добавленная стоимость  – это стоимость, которая создается  на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).

НДС регулируется главой 21части II Налогового кодекса  Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [29].

1.3 Первичные документы учета  материалов.

 

Все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете»  [8].

Учет материалов на предприятии ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.

Типовые межотраслевые  формы первичной учетной документации содержат следующие формы [6].

Формы № М-2 и  М-2а «Доверенность» применяется для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется для учета  материалов, поступающих от поставщиков  или из переработки. Приходный ордер  в одном экземпляре составляет материально  ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

В соответствии с [1] вместо приходного ордера приемка  и оприходование материалов может  оформляться проставлением на документе  поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Форма № М-7 «Акт о приемке материалов» применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется при наличии  лимитов отпуска материалов для  оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов  отпуска материалов на производственные нужды.

Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации  между структурными подразделениями  или материально ответственными лицами.

Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

Информация о работе Учет запасов в соответствии с МСФО