Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:33, статья
В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты учета запасов в соответствии с МСФО и приведем сравнительную характеристику учета данных активов в Российской системе бухгалтерского учета.
Начиная с 1998 года, Россия последовательно осуществляет переход к международным стандартам финансовой отчетности. В настоящее время все больше организаций имеют необходимость представления отчетности в формате МСФО и, исходя из этого, ведения учета в соответствии с международными принципами и стандартами.
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения
Д 20, 25 и др.
К 94
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица
Д 73-2
К 94
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков
Д 91-2
К 94
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9 – К 99.
Популярная ранее журнально-
Программа для ЭВМ – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата [28].
Программы бухгалтерского учета относятся к классу прикладных компьютерных программ. Рассмотрим программы бухгалтерского учета, присутствующие сегодня на российском рынке, и дадим их оценку [9].
В настоящее время
по опросам специалистов наиболее распространенными
в бухгалтерской среде программ
– «1С: бухгалтерия»;
– «Инфо-Бухгалтер»;
– «БЭСТ»;
– «Парус»;
– «Турбо Бухгалтер»;
– «Инфософт»;
– «Финансы без проблем»;
– «КомТех»;
– «Галактика»;
– «Русский стиль».
Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы — журнал хозяйственных операций — промежуточные документы — баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы вариант и самый сложный для бухгалтера — это вариант, когда его составление бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала хозяйственных операций предполагают использование целого ряда вспомогательных и справочных данных вплоть до автоматического написания отдельных блоков. Таким образом, реализуются способности пользователей разной квалификации и опыта.
Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется на базе одного из двух следующих принципов:
1) как универсальная
программа с механизмом
2) как программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт, Парус).
Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, однако они требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при их настройке на конкретном предприятии. По оценкам профессионалов, стоимость такой настройки соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%.
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости.
Имеющееся программное
обеспечение в области
Причина этого в том,
что многие программные специалисты
влились в сферу бухгалтерского
учета из разных отраслей экономики,
пришедших в упадок в результате
проводимых в России реформ. Плохо
представляя специфику
Вместе с тем практическая работа бухгалтера чаще всего включает в себя большое количество мелких рутинных операций и действий. Их следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае бухгалтер периодически может выделять время для крупных исследований и важного анализа. Регулярные переделки уже проделанной работы или накапливание простых нерешенных вопросов – бич многих даже вполне опытных специалистов. Поэтому любые ценные практические советы и чужой опыт для бухгалтера имеет большое значение. Простые инструкции, приемы и наработки стали бы огромным подспорьем. Анализ сложных и подчас заумных определений, специфических терминов, операций и манипуляций не только не приводит к быстрому успеху, но способен оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ.
По хозяйственным операциям приобретения материалов в организации исчисляют налог на добавленную стоимость одновременно с оприходованием поступивших материалов.
Метод налогового учета, т.е. совокупность приемов, используемых для его проведения, в настоящее время строго не регламентирован. Подразумевается, что он совпадает с методом бухгалтерского учета с той лишь разницей, что счета и двойная запись для него не являются обязательными [9].
В расчетных документах поставщиков по поступившим производственным запасам отдельно выделяется сумма НДС.
В зависимости от направления расхода производственных запасов сумма НДС, учтенная на субсчете 3 счета 19, подлежит зачету в счет платежей НДС в бюджет (при использовании материальных ресурсов на производственные нужды) или списанию на счет реализации (при продаже запасов) и соответствующих источников покрытия.
Оценка поступивших материалов.
Стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Налоговым Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением. Проценты по кредитам и займам в стоимость материалов не включаются.
Стоимость излишков материалов, выявленных в ходе инвентаризации, или полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода.
В случаях, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материалов, не выделена сумма НДС, в расчетных документах исчисление НДС не производится. Именно поэтому стоимость таких приобретенных материальных ресурсов, включая предполагаемые по ним НДС, приходуется по счету 10 на всю сумму счета с последующим списанием на издержки производства и обращения [3].
Оценка материалов при их списании.
Налоговый кодекс предлагает четыре варианта оценки материалов при передаче их со склада в производство (на промышленных предприятиях) и товаров при отгрузке покупателям (на торговых предприятиях):
– метод оценки по стоимости единицы запасов;
– метод оценки по средней стоимости;
– метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
– метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
При выборе метода оценки
в налоговой учетной политике
рекомендуем учитывать
В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщиком за материальные ресурсы, списываются с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 68.
В случае если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение НДС, использованы для непроизводственной сферы, имеющей специальные источники финансирования, делается исправительная бухгалтерская запись: дебет соответствующих источников финансирования, кредит счета 68.
При использовании материальных ресурсов для непроизводственных нужд сумму НДС, приходящую на эти ресурсы, списывают с кредита субсчета 19-3 в дебет источников покрытия непроизводственных затрат (счет 29) или сразу в дебет счета 91.
При продаже материальных ресурсов приходящуюся на проданные материалы долю НДС списывают с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 19.
При безвозмездной передаче производственных запасов плательщиком НДС является организация, передающая эти запасы. Начисленная сумма НДС отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 68.
Отражение хозяйственных операций движения материалов в бухгалтерском учете:
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
Приобретены материалы у поставщика
10
60
Учтен НДС на стоимость транспортных услуг
19
60
Учтен НДС на стоимость материалов
19
60
Произведен налоговый вычет по НДС
68
19
Списана стоимость материалов, переданных в производство
20
10
Начислен НДС по реализованным материалам
91
68
Бухгалтерские проводки, например, при покупке материалов на сумму 118000 руб., будут выглядеть следующим образом [25]:
Д60 – К51 118000 – уплачено поставщику за материалы;
Д10 – К60 100000 – отражена балансовая стоимость поступивших материалов без НДС;
Д19-3 – К60 18000 – учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Д68-2 – К19-3 18000 – НДС по поступившим материалам предъявлен к вычету.
При реализации своей продукции, например, на сумму 590000 руб., покупатель материалов начисляет НДС следующей проводкой:
Д90 – К68-2 90000 – начислен НДС от продажи продукции собственного производства.
В начисленную для уплаты в бюджет сумму НДС 90 000 руб. входит и сумма НДС, уплаченная поставщикам материалов – 18000 руб. Но первая сумма проходит по кредиту субсчета 68-2, а вторая – по дебету. Поэтому в бюджет перечисляется разница между начисленным и зачтенным НДС:
Д68-2 – К51 72000 – произведена оплата НДС.
Отличием в бухгалтерском и налоговом учете материалов являются несовпадение первоначальной стоимости материалов, способов их списания в производство, а также их оценки:
Поступление материалов
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Постановка на учет приобретаемых материалов производится двумя способами:
- по фактической себестоимости;
- по учетным ценам.
Постановка на учет приобретаемых материалов производится по фактической себестоимости, а в случае выявления излишков - по налоговой разнице
Первоначальная стоимость спецодежды и спецоснастки
при изготовлении самой организацией
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Принимаются к учету по фактической себестоимости
Оценивается как готовая продукция по нормам ст. 319 НК РФ
Погашение стоимости спецодежды и спецоснастки
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Стоимость спецодежды со сроком полезного использования свыше 12 месяцев погашается линейным способом
Спецоснастка и спецодежда стоимостью более 10 000 руб. и со сроком полезного использования белее 12 мес. признаются амортизируемым имуществом. Их стоимость погашается путем амортизации, которая исчисляется одним из двух методов: линейным и нелинейным.
Спецодежда и спецоснастка, не попавшие в состав амортизируемого имущества, включаются в состав материальных расходов
Стоимость специальной оснастки погашается пропорционально объему выпушенной продукции (работ, услуг).
Списание стоимости материалов при отпуске их
в производство и покупных товаров
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
При отпуске со складов в производство сырья и материалов на промышленных предприятиях и покупных товаров покупателям на торговых предприятиях применяются следующие методы их списания:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости
первых по времени
Списание материалов при передаче их со складов в производство и товаров при отгрузке покупателям производится следующими методами:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости
первых по времени
- по себестоимости
последних по времени
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета:
– для ведения налогового учета используются общеустановленные регистры бухгалтерского учета;
– первоначальная стоимость спецоснастки и спецодежды при их приобретении в бухгалтерском и налоговом учете производится по фактической себестоимости;
– учет реализации спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, если продается спецодежда стоимостью ниже 10 000 руб. и со сроком нормативного использования менее года.
Рассмотрение теории и методологии бухгалтерского учета материалов показывает, что осуществление бухгалтерского учета материалов на предприятии является одним из важнейших условий для принятия эффективных управленческих решений и реализации следующих задач в масштабах предприятия: