Учет затрат на производство и анализ себестоимости продукции в условиях формирования рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:46, дипломная работа

Описание

В ходе написания дипломной работы ставятся следующие цели:
рассмотреть сущность и дать определение затратам;
изучить структуру, виды затрат, включаемых в себестоимость продукции;
определить экономическую сущность затрат в условия перехода к рыночной экономики;
изучить учет затрат на примере ПУ «Оршагаз»
провести анализ затрат на примере ПУ «Оршагаз»;
определить резервы снижения себестоимости продукции на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1 Роль учета и анализа затрат в условиях перехода к рыночной экономике
1.2 Расходы, затраты и себестоимость
1.3 Характеристика и классификация затрат на производство продукции
1.4 Классификация производственных затрат
1.5 Краткая экономическая характеристика ПУ «Оршагаз»
2 УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
2.1 Организация учета затрат
2.2 Учет поступления газа
2.3 Учет материалов
2.4 Учёт труда и заработной платы
2.5 Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов
2.6 Учет расходов на содержание аварийной службы
2.7 Учет амортизации основных средств
3 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
3.1 Основные показатели себестоимости
3.2 Анализ структуры затрат предприятия
3.3 Анализ затрат в разрезе экономических элементов
3.4 Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
3.5 Маржинальный анализ себестоимости и прибыли
3.6 Управление себестоимостью
3.7 Резервы снижения себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  9 файлов

Введение.doc

— 34.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Глава 2.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

      Общехозяйственные расходы представлены следующей  номенклатурой статей.

      1) Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды:

  • работников управления предприятием, объединением;
  • обслуживающего персонала;
  • водителей легкового и грузового транспорта, используемого на хозяйственные нужды;
  • работников охраны.

      2) Расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью

      3) Транспортное обеспечение административно  – технического персонала, включая  расходы на содержание служебного  легкового автотранспорта и компенсации  за использование для служебных  поездок личных легковых автомобилей, приобретение проездных билетов на транспорт общественного пользования, для работников, работа которых носит разъездной характер.

      4)  Расходы на связь для целей  управления.

      5) Содержание и обслуживание технических  средств управления: вычислительной  техники, связи, средств сигнализации и др..

      6) Оплата услуг банков по выдаче  работникам заработной платы  через учреждения банков и  других услуг, связанных с обслуживанием  предприятий.

      7)  Канцелярские, типографские расходы.

      8) Расходы на оплату консультационных  и информационных услуг в пределах норм, установленных законодательством, аудиторских услуг.

      9) Вознаграждения за изобретения  и рационализаторские предложения.

      10) Представительские расходы, связанные  с деятельностью предприятия, - по  нормам в порядке, утверждённом Советом (правлением). Сметы предприятия за отчётный год, составленной исходя из установленных законодательством нормативов по приёму иностранных представителей.

      11)  Затраты на подготовку и переподготовку  кадров в части:

  • выплат работникам предприятия средней заработной платы за время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; других выплат, предусмотренных законодательством;
  • оплаты отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством лицам, поступающим и успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и  средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах; оплата их проезда к месту учёбы и обратно;
  • затрат, связанных с выплатой стипендий, платой за обучение на основе договоров с учебными заведениями за предоставление дополнительных услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке работников, состоящих в штате предприятия;

      12) Затраты, связанные с изобретательством  и рационализаторской деятельностью, включая расходы на проведение опытно – экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов, выплаты авторских вознаграждений и другие расходы (могут быть включены в состав общепроизводственных расходов).

      13) Страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий (в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь), а также платежи по страхованию имущества, грузов, ответственности и риска непогашенных кредитов.

      14) Оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово – комиссионных (факторинговых) операций.

      15) Затраты, связанные с содержанием  помещений, предоставляемых бесплатно  предприятиям общественного питания,  обслуживающим трудовые коллективы.

      16) Амортизационные отчисления от  стоимости основных фондов общехозяйственного  назначения.

      17) Содержание и эксплуатация зданий  общехозяйственного назначения.

      18) Износ малоценного инвентаря.

      19) Износ нематериальных активов.

      20) Услуги сторонних организаций.

      21) Расходы на обеспечения нормальных  условий труда и техники безопасности, проводимые по плану мероприятий  предприятия.

    22) Расходы  на содержание вневедомственной  охраны [4,26].

      Например, произведен расчет налога на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников за декабрь 2003 г. (приложение У). Расчет производится по двум маркам бензина (А-76 и А-92), дизельному топливу и сжиженному газу. Так как превышений в лимитах выбросов за рассматриваемые месяц не было, о вся сумма налога была отнесена на себестоимость. Код МВЗ данных затрат 511 «Управление», следовательно, затраты относятся на счет 26/ экологический налог. Общая сумма налога к уплате составила 690 784 руб. в «Фибу» была сформирована проводка:

      Дебет 26/ экологический налог – Кредит 68 на сумму 690 784 руб.

        Таким образом, в течение месяца по дебету 26-го счета «Общехозяйственные расходы» собираются все вышеописанные затраты. В конце месяца учтенные по счету затраты будут распределены между видами выпускаемой продукции. Часть затрат будет отнесена на виды выпускаемой продукции по прямому признаку, а остальная часть распределяется между видами выпускаемой продукции, услуг пропорционально расходу материалов. В таблице 4 приведены данные о распределении общехозяйственных затрат между видами деятельности.

      Таблица 4 – Распределение общехозяйственных  затрат и материалов между видами деятельности по ПУ «Оршагаз» за февраль 2003 г. 

 Показатели Сумма, руб. Удельный вес, %
 Общехозяйственные расходы за февраль 2002 г.    
      Всего 56761286 100,0%
 в том числе:    
 Сетевой газ 24418135 43,9%
 Сжиженный газ 20185749 34,4%
 Услуги 12157402 21,7%

 Материалы

   
     Всего 9823374 100,0%
 в том числе:    
 Сетевой газ 4507599 44,5%
 Сжиженный газ 3246513 33,4%
 Услуги 2235262 22,1%
 
 

      2.6 Учет расходов на содержание аварийной службы 
 

      Калькуляционная статья «Содержание аварийной службы» отражает прямые расходы, связанные с содержанием аварийной службы, к которым относятся:

  • расходы на оплату труда работников аварийных бригад, инженеров, мастеров и др., включая премии, надбавки, компенсации по оплате труда в связи с повышением и индексацией цен в пределах норм, предусмотренных законодательством и другие выплаты;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов, относящихся к этой службе;
  • затраты на материалы и запасные детали, расходуемые в процессе выполнения работ;
  • износ инструмента, приспособлений и других средств труда, не относящихся к основным фондам;
  • транспортные расходы, связанные с выполнением работ[4,16].

      Расходы по эксплуатации транспорта аварийной  службы являются комплексными и состоят  в свою очередь из расходов на оплату труда водителям автотранспорта, ремонтным рабочим, включая премии, надбавки, компенсации по оплате труда, стоимости горюче-смазочных и других обтирочных материалов.

      В тех случаях, когда аварийная  служба занята обслуживанием систем газоснабжения сетевого и сжиженного газа, расходы по её содержанию распределяются на себестоимость сетевого и сжиженного газа, пропорционально количеству обслуживаемых газифицированных квартир на начало года.

      Все затраты, связанные с содержанием  аварийной службы учитываются по местам возникновения затрат с кодами 211 – «Аварийная служба» и 221 –  «Аварийная служба, транспорт».

      Например, начислена заработная плата рабочим, ИТР, и водителям   аварийной службы  за февраль 2003 г. в размере 5 823 486 руб.,  2 257 672 руб. и  4 202 535 руб. соответственно (приложение С).

      В бухгалтерском учете это будет  отражено следующими проводками:

      Дебет 20/Основная заработная плата – Кредит 70/АВС/211 – 5823486 руб.

      Дебет 26/зарплата ИТР АВС – Кредит 70/АВС/511 – 2257672 руб.

      Дебет 20/Основная заработная плата – Кредит 70/АВС/221 – 4 202 535 руб. 

      2.7 Учет амортизации основных средств 
 

      На  производственном управлении амортизация  основных средств производится в  соответствии с Постановлением Министерства экономики. Министерства финансов. Министерства статистики и анализа. Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 23.11.2001 г. № 187/110/95/18. «Об утверждении положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов».

      Объектами начисления амортизации (амортизируемым имуществом) являются основные средства и нематериальные активы организаций, как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности

      Под основными средствами подразумевается  совокупность вещей, сохраняющих свою натуральную форму и используемых коммерческой, некоммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в хозяйственной деятельности в  течение длительного (более12 месяцев) периода [3].  

      На  производственно управлении основные средства учитываются в разрезе  следующих групп:

    1. производственные строения;
    2. внепроизводственные строения;
    3. передаточные устройства;
    4. сооружения;
    5. техническое оборудование (рабочие машины);
    6. электронное оборудование;
    7. приборы технического оборудования (измерительные);
    8. непромышленное оборудование;
    9. легковые автомобили;
    10. грузовые автомобили;
    11. другие транспортные средства;
    12. инструменты и производственно-хозяйственный инвентарь (приложение Т).

      Все основные средства закреплены за материально  ответственными лицами, им присвоены  инвентарные номера. Все поступления  основных средств оформляются актом (приложение Х) и товарно-транспортной накладной (приложение Ц). Списание основных средств производится с разрешения УП «Витебскоблгаз». Лом, содержащий драгметаллы, полученный при ликвидации основных средств приходуются на склад, что подтверждается выпиской приходного ордера по складу. Поступившие ОС оцениваются по первоначальной стоимости, включая затраты по возведению, приобретению, доставке, монтажу, установке. После подписания акта ввода затраты предварительно учтённые на счете 08 переносятся на счет 01, соответствующего субсчета. На каждое основное средство заводится инвентарная карточка (приложение Щ).

      В производственном управлении по всем основным средствам применяется линейный способ начисления амортизации.

      Амортизация основных средств начисляется ежемесячно сходя из диапазонных сроков полезного  действия, норм амортизации и амортизируемой стоимости. Под амортизируемой стоимостью понимается стоимость, по которой объекты  основных средств числятся в бухгалтерском учете. Амортизируемая стоимость каждого объекта основных средств частями включается в затраты на производство [3]. В производственном управлении амортизируемая стоимость основных средств на 01.01.2003 г. составляет 8 390 987 324 руб. наибольший удельный вес занимает группа «Передаточные устройства» (57,8%). Ежемесячно составляется ведомость начисления амортизации (приложение Э).

      Амортизационные отчисления учитываются по службам  и местам возникновения затрат, отражаются по кредиту счета 02. За декабрь 2002 года сумма амортизации по всем группам  ОПФ по ПУ «Оршагаз» составила 18 644 746 руб., а с начала 2002 года –   256  481 901 руб.  Счет 02 дебетуется со счетами:

Заключение.doc

— 44.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

литература.doc

— 41.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Содержание.doc

— 22.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

титульник.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Учет затрат на производство и анализ себестоимости продукции в условиях формирования рыночной экономике