Учет затрат на производство по системе «Директ-кост»: возможности применения на отечественных предприятиях

Автор работы: a**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование системы калькулирования неполной себестоимости и выработка направлений по внедрению данной системы на российских предприятиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы учета неполных затрат;
проанализирована практика применения системы "директ-костинг" на примере продукции ОАО «Приморье»;
исследована методика маржинального подхода к анализу «затраты-объем-прибыль» в условиях системы «директ-костинг».

Содержание

Введение
1. «Директ-костинг» – важнейшая подсистема управленческого учета
1.1 Организация учета затрат по системе "директ-костинг"
1.2 Элементы системы "директ - костинг", используемые в учете на российских предприятиях.
1.3 Методы определения точки безубыточности
1.4 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, оценка системы внутрихозяйственного контроля затрат предприятия.
2. Исследование возможностей внедрения системы «Директ-кост» на исследуемом предприятии
2.1 Организация учета затрат в ОАО "Приморье"
2.2 Анализ организации учета по системе "директ-костинг"
2.3 Проведение анализа безубыточности на предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Директ-костинг Курсовая работа.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

     В учете затрат с использованием элементов  системы «директ-костинг», производственный отчет подразделения в том виде, в котором он применяется в настоящее время, не может быть использован.

     Следует отметить, что применение данной системы  не существенно меняет отечественную  концепцию калькулирования, учета  и расчета финансовых результатов. Поэтому лицевой счет подразделения (ф. №83-АПК), по нашему мнению, требует дальнейшего совершенствования.

     Первый  раздел необходимо разбить на четыре пункта:

  1. Переменные затраты.
  2. Себестоимость продукции по переменным затратам.
  3. Постоянные затраты.
  4. Производственная (цеховая) себестоимость продукции.

     Т.к. ОАО «Приморье» имеет четыре отделения и большое количество выращиваемых культур, целесообразно изменить только первый раздел данного отчета, и составлять его по каждой культуре, каждому отделению и в целом по предприятию.

     Такая форма лицевого счета будет являться, по сути дела, аналитической таблицей, наглядно отражающей экономическую  эффективность работы подразделения  и хозяйства в целом.

     При контроле за уровнем рентабельности, окупаемость изделия при калькулировании по переменным затратам видна лучше, поскольку она не искажается в результате того же распределения косвенных расходов.

     Использование системы «директ-костинг» кардинально  меняет не только отечественную концепцию  калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов.

     Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах (как правило, двухступенчатая), содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.

     Маржинальный  доход — это разница между  выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной но переменным издержкам.

     В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты  предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

     Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

     В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального  подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части.

     При этом непременно формируется показатель маржинального дохода. С учетом цифрового  примера отчет выглядит следующим  образом (табл. 8). 

     Таблица 8 - Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «директ-костинг»)

№ строки Показатели Сумма, руб.
1 Выручка от реализации 15358476,2
2 Переменная  часть себестоимости реализованной  продукции 13529720
3 Маржинальный  доход (стр. 1 - стр. 2) 1828756,2
4 Постоянные  затраты 401912
5 Операционная  прибыль (стр. 3 - стр. 4) 1426844,2
 

     В отчете, составленном по результатам  калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (таблица 9).

     Таблица 9 - Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)

№ строки Показатели Сумма, тыс. руб.
1 Выручка от реализации 15358476,2
2 Себестоимость реализованной продукции 13931632
3 Операционная  прибыль (стр. 1 - стр. 2) 1426844,2
 

     Как уже отмечалось, Международные бухгалтерские  стандарты не разрешают использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов.

     Практическое  значение системы «Директ-костинг» состоит в том, что ее использование  позволяет оперативно изучать взаимосвязи  между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности.

     В современных условиях управляющие  должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников.

     Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-аналитику оперативно решать ряд управленческих задач, причем расчеты  полной себестоимости не дают подобных результатов. 

4.2 Аналитико-управленческий  аспект системы  «Директ-костинг» 

     Анализ  информации, полученной при использовании  системы «директ-костинг», сводит воедино  маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

     Поэтому комплекс вопросов, затрагиваемых при  разработке эффективных управленческих решений нельзя отнести к компетенции  только планового отдела и бухгалтерии, либо только к маркетингу (коммерческой службе). Необходимо их совместное решение. При этом на первый план выдвигается проблема эффективного взаимодействия управленческой бухгалтерии и коммерческой службы предприятия.

     Основным  требованием коммерческой службы к  управленческой бухгалтерии является обеспечение фактической и частично плановой информацией, необходимой для оперативного расчета и корректировки принятых решений и проведения оперативного анализа на уровне руководства тепличного комбината.

     На  практике, невозможность разработки и принятия полезного решения  обусловлена недостаточностью и не оперативностью информации, поступающей из коммерческой службы.

     Воротынцева С.А. считает, что в этом случае необходимо разработать и утвердить комплект форм, содержащих информацию по плановой отгрузке и оплате продукции по товарным группам, сроки их предоставления, ответственность за исполнение.

     Утверждается  и берется под контроль приказ директора хозяйства, в котором  приводятся дополнения к должностным  инструкциям сотрудников отдела сбыта и маркетинга по предоставлению необходимой информации в управленческую бухгалтерию.

     В свою очередь коммерческая служба должна быть обеспечена следующей информацией, получаемой от управленческой бухгалтерии  предприятия:

  • маржинальная прибыль и рентабельность по видам продукции;
  • маржинальная прибыль, получаемая предприятием от реализации видов продукции при заданном уровне цен и прогнозируемых отделом маркетинга объемах продаж;
  • сумма маржинальной прибыли для покрытия постоянных затрат птицефабрики и выход на безубыточное функционирование.

     Полученная  информация дает возможность руководству коммерческой службы увидеть:

  • сколько денег приносит на предприятие каждый продукт;
  • хватает ли суммарной маржинальной прибыли на покрытие косвенных затрат предприятия;
  • на сколько необходимо увеличить цены и/или объем продаж для достижения безубыточного уровня функционирования;
  • каково влияние различных элементов себестоимости на величину получаемой прибыли.

     Такой обмен информацией между управленческой бухгалтерией и коммерческой службой  позволит:

  • формировать финансовые планы, по которым можно принимать эффективные управленческие решения;
  • увеличить оборот предприятия за счет более гибкой ценовой и ассортиментной политики;- повысить конкурентоспособность и финансовую устойчивость предприятия.

     В своем дипломе мы использовали углубленный  операционный анализ, основным принципом которого является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи.

     В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи  имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

     В системе «директ-костинг» используют различные методы: анализа безубыточности (порога рентабельности), операционного  рычага, запаса финансовой прочности, анализа чувствительности критических  отношений.

     Потенциальная возможность предприятия сохранять  приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли, - это цены и объем реализации продукции, а также уровень производственных издержек.

     Главным результатом анализа соотношения  данных составляющих является определение порога безубыточности и порога рентабельности.

     Определение порога безубыточности и порога рентабельности - инструмент краткосрочного прогнозирования, который позволяет рассчитывать различные экономические показатели, ориентирующие процесс управления на принятие стратегических решений: изменение цены реализации, количества проданной продукции, величины переменных и постоянных затрат, поиска новых поставщиков и зон реализации продукции и многие другие.

     Порог безубыточности продукции овощеводства - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Для последующих расчетов потребуются данные таблицы 10. 

     Таблица 10 - Исходные данные по ОАО «Приморье» за 2004 год

Показатели огурцы, кг помидоры, кг
Объем продаж 1644011,5 818598
Цена  за единицу продукции, руб. 18,38 18,76
Переменные  затраты на ед. продукции, руб. 13,81 16,53
Постоянные  производственные затраты, руб. 251006 181996
Полная  себестоимость продукции 13,96 16,75
 

     Переменные  затраты на единицу продукции  и производственные постоянные затраты  мы взяли из производственного отчета по первому отделению за 2004 год (ф. № 83-АПК).

     Основу  метода «директ-костинг» можно наглядно представить в виде таблицы 11.

     Данные  таблицы 11 используем для расчета  состояния безубыточного функционирования ОАО «Приморье».

     Для начала нам необходимо установить критический  объем производства продукции в 2004 году: 

     Таблица 11 - Определение результата в системе «директ-костинг» (по данным о производстве и реализации продукции в ОАО «Приморье» за 2004г., руб.)

Информация о работе Учет затрат на производство по системе «Директ-кост»: возможности применения на отечественных предприятиях