Учёт денежных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:33, дипломная работа

Описание

Целью бакалаврской работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета использования денежных средств на предприятии, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков на примере общества с ограниченной ответственностью «Итерконтакт».

Работа состоит из  1 файл

Учёт денежных средств на предприятии(организации. фирме) сстояние и совершенстование.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

      По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

 Таблица  2

 Счет 50 "Касса" корреспондирует со счетами:

по  дебету по кредиту
50 Касса  50 Касса
51 Расчетные  счета  51 Расчетные  счета
52 Валютные  счета  52 Валютные  счета
 57 Специальные счета в банках  57 Специальные счета в банках
57 Переводы  в пути  57 Переводы  в пути
60 Расчеты  с поставщиками и подрядчиками  58 Финансовые  вложения
62 Расчеты  с покупателями и заказчиками 60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками
71 Расчеты  с подотчетными лицами 62 Расчеты с  покупателями и заказчиками
73 Расчеты  с персоналом по прочим операциям  90 Расчеты по  краткосрочным кредитам и займам 
75 Расчеты  с учредителями  68 Расчеты по налогам и сборам
76 Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами  69 Расчеты по  социальному страхованию и обеспечению
79 Внутрихозяйственные  расчеты  70 Расчеты с  персоналом по оплате труда
85 Уставный  капитал  71 Расчеты с  подотчетными лицами
96 Целевое  финансирование  73 Расчеты с  персоналом по прочим операциям
46 Реализация  готовой продукции 75 Расчеты с  учредителями
31 Доходы  будущих периодов 76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами
80 Прибыли  и убытки  79 Внутрихозяйственные расчеты
 и  др. 85 Уставный  капитал
  84 Недостачи  и потери от порчи ценностей
  80 Прибыли и  убытки и др.

     Характерной особенностью счетов учета денежных средств является отражение информации по ним в отечественной и иностранной  валютах, а также организации  информации о наличии и движении краткосрочных финансовых вложений предприятия в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, предоставленных предприятиям другими предприятиями. 

    Ревизия кассы, учет денежных документов и хранение денежных        средств.

     Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.

Штейнман  М.Я. считает, что «… внутрихозяйственный контроль – один из видов экономического контроля. Осуществляемый в пределах своей компетенции всеми отделами и службами, руководителями и специалистами предприятия, он позволяет вовремя выявлять отрицательные отклонения и нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений, если они имели место»3.

     Однако  организация внутрихозяйственного контроля оставляет желать лучшего, контроль на предприятиях организован  формально, не все специалисты относятся  добросовестно к выполнению своих обязанностей.

     Белов Н.Г.4 классифицирует формы контроля по времени осуществления на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен  на предупреждение незаконного и нерационального использования собственности хозяйства. Осуществляется главными специалистами и главным бухгалтером.

     Текущий контроль проводится непосредственно  в процессе совершения хозяйственных  операций и направлен на оперативное  устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами.

     Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен  на выявление недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, ревизионные комиссии и аудиторские фирмы.

     Особая  роль в обеспечении соблюдения кассовой дисциплины, наведение должного порядка  в хранении, приеме и выдачи наличных денег принадлежит главному бухгалтеру предприятия. Главный бухгалтер должен организовать такой предварительный и текущий контроль за совершением кассовых операций, который предупреждал бы возможность совершения незаконных денежных операций и нарушения кассовой дисциплины. Для этого через него или через его заместителя должны проходить все денежные документы, прежде чем окончательно совершится денежная операция.

     Как государственный контролер главный  бухгалтер должен ежедневно следить  за всеми хозяйственными операциями, связанными с движением денежных средств.

     Основным  нормативным актом, регулирующим порядок  осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег  в кассе предприятия, является Порядок  ведения кассовых операций в Российской Федерации. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема и выдачи, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, ревизии кассы и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

     Согласно  порядка ведения кассовых операций в ходе осуществления контроля денежных средств сначала надо выявить фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе предприятия путем инвентаризации, по результатам которой составляется акт. Закончив инвентаризацию кассовой наличности, контролер тщательно проверяет соблюдение во всем объеме Порядка ведения кассовых операций.

     Прежде  чем приступить непосредственно  к проверке кассовых документов и  записей, необходимо установить, ведут  ли на предприятии по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций. Затем проверяют ведение кассовой книги, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Необходимо установить, действительно ли только одну кассовую книгу ведут на данном предприятии, как это предусмотрено инструкцией Центробанка.

     При ревизии приема наличных денег, полученных в учреждении банка, следует сверить  записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, корешках чеков и выписках банка. При установлении фактов неоприходования по кассе полученных в банке наличных денег следует составить промежуточный акт, для привлечения в установленном порядке к ответственности виновных лиц и взыскании с них причиненного предприятию материального ущерба.

     Для выявления полноты оприходования по кассе денег, полученных в учреждении банка, необходимо тщательно изучить сложившуюся на предприятии практику получения, учета и хранения чековых книжек, а также выписки чеков при поездке кассира в банк. При наличии, каких бы то ни было отступлений от действующего порядка, об этом делают запись в общем акте ревизии и дают указания главному бухгалтеру предприятия об их немедленном устранении.

     Все чековые книжки должны храниться в сейфе у главного бухгалтера и заполняются до выезда кассира с предприятия.

     При проверке расходных кассовых документов общим требованием является определение  правильности списания и законности расходования наличных денег по кассе предприятия. Основным направлением такого движения денежных средств является их выдача на оплату труда. Поэтому в первую очередь следует проверить расчетно-платежные ведомости и расходные кассовые ордера.

     Как приходные, так и расходные кассовые документы проверяют, также, с точки зрения правильности их заполнения (должны быть заполнены шариковой ручкой без каких-либо подчисток, помарок или исправлений), передачи в кассу для исполнения (не допускается их выдача на руки лицам, вносящим или получающим деньги) и даты исполнения (разрешается производить по ним прием и выдачу денег только в день их составления).

     Все приходные и расходные кассовые документы должны быть подписаны  кассиром, а приложенные к ним  документы погашены штампами «получено» и «оплачено».

     На  предприятии проводятся ревизии кассы с полным полистным пересчетом денег и других ценностей, находящихся в кассе, в сроки, установленные руководителем предприятия.

     Ревизию кассы проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом по предприятию. Члены комиссии в присутствии кассира проверяют наличие полистным пересчетом всех денег, находящихся в кассе, квитанции на сданные для хранения ценности, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, а также ведение кассовой книги и порядок хранения денег.

     Результаты инвентаризации оформляют актом ф. Инв.-15. В акте фактические остатки кассовой наличности сопоставляют с данными учета, что дает возможность определить недостачу или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

     Если  установлена недостача или излишек  денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.

     Акт составляется в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой - у кассира. Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход предприятия и приходуют (дебет счета 50, кредит счета 99 «Прибыли и убытки»), а недостачу относят на виновное лицо (согласно новому плану счетов дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 50; дебет субсчета 73-2, кредит счета 94) и удерживают с него (дебет счетов 50, 70, кредит 73-2).

      Проверка  правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная  со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Переводы в пути», «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналам-ордерам, ведущиеся по дебету счетов (1; 2), а также машинограммы при механизированной обработке учетной документации.

      В первую очередь проверяется правильность оформления первичных документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной) и без помарок или исправлений даже оговоренных. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.

      При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: не превышали ли остатки  наличных денег в кассе установленного банком лимита, и использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений. При этом следует иметь в виду, что предприятия имеют право хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита, а также использовать деньги из выручки в пределах норм, установленных банком по согласованию с руководителем предприятия.5 Исключением являются полученные суммы для выплаты заработной платы, премий, пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий в течение трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. Денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в обслуживающий предприятие банк.

Информация о работе Учёт денежных средств на предприятии