Учёт денежных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:33, дипломная работа

Описание

Целью бакалаврской работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета использования денежных средств на предприятии, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков на примере общества с ограниченной ответственностью «Итерконтакт».

Работа состоит из  1 файл

Учёт денежных средств на предприятии(организации. фирме) сстояние и совершенстование.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

      3. Работник, ведущий учет банковских  и расчетных операций, расчеты  с прочими дебиторами, занимающийся  вопросами учета основных средств, материалов, малоценных быстроизнашивающихся предметов и составлением сводной отчетности по этим операции.

      4. Работник, ведущий учет поступления  товаров, составляющий материальные  отчеты, составляет сводный отчет  по этим операциям и решает  другие смежные вопросы.

     Вторая  часть бухгалтерии состоит из кассира, занимающегося приемом  и выдачей наличных денежных средств  и составлением сводной отчетности по кассе.

     В бухгалтерии ООО “Интерконтакт” достигнута полная взаимозаменяемость работников, все компьютеры включены в единую сеть и образуют общую базу данных для бухгалтерского учета, что обеспечивает его точное и правильное ведение.

     В ЭВМ ведется журнал операций по календарным  месяцам, а так же отдельные программы  по учету расчетов труда и заработной платы, кассовых и банковских операций, ценных бумаг и т.д. Исходным объектом автоматизированной системы учета является оборотная ведомость за отчетный период по счетам бухгалтерского учета первого и второго порядков. В дальнейшем данные этого документа для составления отчетности уже ведутся “вручную”. Это трудоемко, но дает больший анализ предоставляемой в статистике информации. Внутреннюю отчетность для руководства составляют данные о состоянии активов и пассивов по их статьям, а также их прогнозируемое изменение.

     В качестве источника информации для  анализа хозяйственной деятельности, данные бухгалтерского учета в ООО  “Интерконтакт” выступают практически идеально. Так из-за автоматизации не составляет труда подсчитать затраты, выручку, прибыль, стоимость основных производственных фондов, иного имущества за любой период времени, рассчитать налоги, решить другие задачи. По тем же причинам не вызывает сомнений достоверность предоставляемой информации, лишь бы соблюдалось единство методологии анализа.

     За  время существования предприятия ООО “Интерконтакт” сформировалась следующая система бухгалтерского учета. На основе информации, содержащейся в первичных документах, в системе бухгалтерского учета предприятия делаются определенные проводки, согласно которых формируются накопительные, сводные вторичные документы. Информация из вторичных документов переносится в сальдово-оборотную ведомость за отчетный период, на основе которой готовятся все виды отчетности.

     Рассмотрим  поэтапно систему движения бухгалтерской  информации предприятия ООО “Интерконтакт” в разрезе подразделений предприятия, готовящих эту информацию.

     Первичными  документами по журналу-ордеру “Касса”  являются приходные кассовые ордера (типовой формы КО-1) (приложение 1), расходные кассовые ордера (типовой формы КО-2) (приложение 2), книга учета приходных и расходных кассовых ордеров (типовой формы КО-3) (приложение 4), кассовая книга (типовой формы КО-4) , которая является первым сводным документом. Все выше перечисленные документы оформляются кассиром предприятия и передаются в бухгалтерию, где на их основе формируют журнал-ордер “Касса” (приложение 5). Итоги по этому журналу-ордеру переносят в сальдово-оборотную ведомость.

     Первичными  документами для формирования журнала-ордера “Расчетный счет” являются выписки  банка с расчетного счета  с прилагающимся к ним документами : платежными поручениями, корешками объявлений на сдачу в банк наличных денег, инкассовые поручения, квитанции о зачислении денег, инкассированных ранее, мемориальные ордера о снятии денег за услуги банка и операции банка по поручению предприятия ( ценные бумаги, телеграф, расчетно-кассовое обслуживание, услуги электронной почты, оплата процентов за кредит и т.д.), на что на предприятии должны иметься заключенные договора. Итоги по этому журналу-ордеру переносятся в сальдово - оборотную ведомость.

     Все функции по этому этапу осуществляются главным бухгалтером предприятия. Главный бухгалтер ведет книгу  учета собственных, арендованных основных средств и нематериальных активов, их износа и амортизации. В этой книге также отражается информация о проведении переоценки основных производственных фондов. Накопительные итоги данной книги формируют соответствующий журнал-ордер, а его итоги переносятся в сальдово-оборотную ведомость.

     Первичными  документами по журналу-ордеру “Долгосрочные финансовые вложения” являются выписки из реестра акционеров , договора купли-продажи ценных бумаг, паев обществ, формирование Уставных капиталов и др. Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

     Фирма ООО “Интерконтакт” имеет расчетный счет для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций в Северозападном филиале АКБ “Югбанк”.

     Для осуществления движения денежных средств  по расчетному счету ООО “Интерконтакт” использует следующие документы:

     денежный  чек - представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в нем сумму наличных денег с его расчетного счета. Предприятие получило чековую книжку в обслуживающем его Северозападном филиале АКБ “Югбанка”. Чек заполняется от руки чернилами или шариковой ручкой. В нем указывают сумму, дату выдачи, наименование получателя, а также сведения о назначении полученных сумм (на оплату труда, на хозяйственные, представительские или командировочные расходы и т.д.)

     На  ООО “Интерконтакт” чеки подписывают директор предприятия и главный экономист или главный бухгалтер, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Банк выдает деньги по чеку после проверки подлинности подписей и печати, т.е. их соответствие образцам.

     объявление  на взнос денег наличными - это письменное распоряжение владельца счета банку зачислить на расчетный счет наличные деньги, сдаваемые из кассы (выручка и другое) (приложение 6). В нем проставляются номер расчетного счета, сумма взноса и дата. Объявление заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка, депонированная заработная плата и др.). На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списание денежных средств в кассе;

     платежное поручение – письменное распоряжение владельца счета банку на перечисление средств с его расчетного счета  на счет получателя денег (приложение 7).

     Ежедневно банк выдает предприятию выписки  из расчетного счета с приложением  оправдательных документов. В выписке  указываются начальные и конечные остатки денежных средств и суммы  операций, отраженных на расчетном  счете. Бухгалтерия предприятия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки, немедленно извещает об этом банк.

     Для учета операций на расчетном счете  ООО “Интерконтакт” использует активный счет 51. На дебете счета отражают поступления средств на расчетный счет с кредита разных счетов, в зависимости от вида поступления.

     По  кредиту счета 51 отражают списание денежных средствс расчетного счета  в дебет разных счетов, в зависимости  от вида расходов. 

           2.3 Анализ учета денежных средств на предприятии 

         Движение денежных средств - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

     Четкая  организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме. Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков(государственные и коммерческие)9 Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям).

     Кредитные отношения банков с предприятиями  оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (Приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).

     Основными задачами анализа движения денежных средств являются:

     · оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

     · контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

     · контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

     · контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

     · своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для  исключения просроченной задолженности;

     · диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;

     · прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленнные сроки;

     · способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

     Анализ  денежных средств и управление денежными  потоками является одним из важнейших  направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

     · рутинность — денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и  исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

     · предосторожность — деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

     · спекулятивность — денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что  неожиданно представится возможность  выгодного инвестирования.

     Вместе  с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.

Анализ  состава денежных средств.

     Денежные  средства и ценные бумаги - наиболее ликвидная часть текущих активов - являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся  деньги в кассе, на расчетных и  депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти 10.

Информация о работе Учёт денежных средств на предприятии