Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28
Совершенно эластичное предложение
Q 1 Q
Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
P1
P2
P3
Q1 Q2 Q3
Реакция и объема спроса, и объема предложения на изменение цены зависит от того, сколько времени необходимо продавцам и покупателям для адаптации к данному изменению. Эластичность так спроса, так и предложения в долгосрочном периоде обычно выше, чем в краткосрочном периоде.
Долгосрочная кривая спроса показывает, как объем спроса зависит от цены, в ситуации, когда покупатели имеют возможность полностью приспособиться к изменениям цены. Краткосрочная кривая, напротив, относится к той ситуации, когда покупатели не полностью приспособились к изменениям цены.
Кривая предложения, как и кривая спроса, более эластична в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном периоде.
Долгосрочная кривая предложения показывает, как объем предложения зависит от цены в ситуации, когда фирмы имели время для адаптации к изменениям цены. Краткосрочная кривая предложения, напротив, относится к ситуации , когда продавцы не полностью адаптировались к изменениям цены.
Реакция предложения фирм в краткосрочном периоде является ограниченной, поскольку используемые им ресурсы не могут быть быстро приведены в соответствие с изменившимися условиями. Фирмы могут расширить выпуск продукции посредством сверхурочной работы и найма большего числа работников , именно так, как они и поступают, но это относительно дорого. Таким образом, объем предложения менее чувствителен к изменениям цены в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном периоде, когда фирма имеет время, чтобы запустить производство на новой фабрике и получить нужные ей машины, а также подготовить необходимый ей новый персонал.
Концепция эластичности играет большую роль при установлении фирмой цен на собственную продукцию и при осуществлении государством мер по регулированию цен, а также при принятии решений в области политики налогообложения.
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1Понятие рыночного механизма
Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить товарно-денежного обмена. Реализация интересов продавцов и покупателей осуществляется путем их противоборства между собой в процессе конкурентной борьбы. Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия. Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Равновесная рыночная цена-это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству , которые покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.
Избыток товаров
D S
Pе E
Дефицит товаров
Qе
Точка Е-это точка равновесия спроса и предложения. Избыток-состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной. Любой избыток товара , доставленный на рынок , «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. Дефицит- состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной цены. Если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном счете, установится равновесная цена Pe, по которой будут продаваться Qe товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж на рынке товара по этой цене. Вместе с тем равновесие это такое состояние рынка, при котором Qd=Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd>Qs) или излишек товара на рынке (Qd<Qs).
3.2 Нарушение равновесия.
Сформировавшееся на рынках равновесие цен по различным причинам может регулироваться вмешательством внешних сил в действие законов спроса и предложения. При этом в одних случаях такие регулирующие вмешательства нарушают механизм конкурентного ценообразования, а в других такого нарушения не происходит.
Налогообложение продаж.
Налог выступает одним из рычагов регулирования рыночной системы, но такое регулирование не нарушает законов формирования рыночной цены по законам спроса и предложения. Это не снимает отрицательного восприятия налогообложения, как у потребителей товаров, так и у производителей товаров. Любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены ( вследствие налога) вызывает эффект сокращение покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился. Как видно, нарушение законов спроса и предложения не произошло, но налог создал необходимость перемещение точки ценового равновесия на более высокий уровень. При сформировавшемся спросе налогообложение сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установится в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей , покупающих облагаемые налогом товары. Размер оплачиваемого государству налога –это вычти из торговой выручки продавца и одновременно вычет из личных доходов потребителей, покупающих облагаемы налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения – общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным.
D S1 S
E1
Pe
Q
Q1 Qe
Контроль над ценами.
Такой контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства подобного рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает. Но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стало разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.
Контроль над ценами также приводит к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Особенность теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения . Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству.
Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам талонам.
Государственный контроль вмешательство в рыночный механизм.
D1 D S
Pe E
Pe1 E1
Qe1 Qe
Нарушение законов ценообразования произошло, прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения , для которых был установлен низкий уровень цен. При низких ценах спрос не снижается, а возрастает и, в отличие от цены , на него невозможно воздействовать принудительно. Принудительно смешанный спрос вызвал бы тенденцию сокращению производства и предложения товаров из-за их принудительных цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.
D D1 S P2 P1
Q1 Q2 При увеличении спроса и цена, и равновесный объем увеличиваются: P2>P1 и Q2>Q1 | D D1 S P2 P1
Q1 Q2 При падении спроса и цена, и равновесный объем сокращаются: P2<P1 и Q2<Q1 |
S D S1 P2 P1
Q2 Q1 При увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем возрастает: P1<P2 , а Q1>Q2 |
D S1 S P2 P1
Q2 Q1 При снижении предложения цена возрастает, а равновесный объем сокращается: P2>P1, а Q2<Q1 |
Заключение.
Рыночная экономика управляется ценами. Когда цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать производство, но покупателям невыгодно покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом, цены повышают "сигналы" покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.
В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей.
Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большое количества товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы:
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.