Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28
2) Технология
3) Налоги и субсидии
4) Цены на другие товары
5)Ожидания
6) Число продавцов
1) Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна получать более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную уду и кокс увеличивает издержки производства стали, и ведёт к сокращению её предложения
Снижение цены на ресурсы | Повышение цены на ресурсы |
S P S1
Q |
P S1 S
Q |
2) Технология. Нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции. Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы это приведёт к снижению издержек производства и увеличению предложения. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электроэнергии по медным проводам потери её составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
Совершенствование технологий | Отсталость продукции |
S P S1
Q |
P S1 S
Q |
3)Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем налога с оборота или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
Налоги | Субсидии |
S P S1
|
P S1 S
|
4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместит кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
Взаимозаменяемые | Взаимодополняемые |
S S1 | S1 S |
5)Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут влиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущем предложении продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы нынешнего урожая на рынок, ожидая повышения цены на неё в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию может сократить текущее предложение этой продукции. С дугой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
Ожидание повышения цен | Ожидание понижения цен |
S1 S |
S S1 |
6) Число продавцов. При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Много продавцов | Мало продавцов |
P
Q |
P
Q |
2.3 Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене имеет такое же важное значение, как и эластичность спроса, для определения реакции рынков на изменения экономике . Когда увеличивается доход потребителя или происходит какое-то другое изменение, имеющее своим следствием сдвиг кривой спроса, то адаптация цены и количества будет происходить вдоль кривой предложения. Тогда величины этих изменений в цене и объеме производства определяются формой кривой предложения.
Эластичность предложения во многом измеряет степень реакции поставщиков товаров (производителей, продавцов) на изменение цены. Так предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.
S1 P2 S2
P2 P1
P1
Q1 Q2 Q1 Q2
Если небольшое изменение на какой-либо товар вызывает существенно изменение предложения этого товара, то такое предложение называется эластичным (Es>1).
Если процент изменения предложения меньше, чем процент изменения цены. То такое предложение называется неэластичным (Es<1).
Коэффициент эластичности предложения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены: Еs=∆Q/∆P
Так как кривая предложения имеет наклон вверх, то эластичность предложения всегда положительна. Чем более эластичным является предложение, тем проще продавцам увеличивать объемы выпускаемой ими продукции, с тем чтобы воспользоваться преимуществами от увеличения цены, и тем больше пророст объема предложения в ответ на любое данное увеличение цены.
Рост или снижение общей величины дохода продавцов в результате малого увеличения цены зависит от того, ниже или выше единицы эластичность спроса. Но эластичность предложения, равная единице, не представляет собой важную разделяющую точку, поскольку полученная поставщикам( производителям) общая величина дохода всегда увеличивается по мере роста цены вдоль кривой предложения, так как на этой кривой цена и количество увеличиваются одновременно.
Если на каждый объем изменения цены, объем предложения изменяется соответственно на 1%, то такое предложение называется единично-эластичным (Es=1).
Эластичность предложения в первую очередь определяют такие факторы:
1)Наличие резерва производственных мощностей
2)Уровень товарных запасов
3)количество времени у производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены.
Эластичность предложения равно нулю, когда кривая предложения вертикальна.
Если объем предложения не изменяется при любом изменении цены (основные продукты питания), то такое предложение называется совершенно неэластичным (Es=0). Здесь объем предложения не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастает цена. Кривая картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является совершенно неэластичной; в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы ни высоко поднялась цена.
Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.
Если объем предложения изменяется до бесконечности при незначительных изменениях цены, то такое предложение называется совершенно эластичным ( Е=∞). Вследствие ограниченности ресурсов никакая реальная кривая предложения не может быть совершенно эластичной на всем ее протяжении, но кривая предложения может иметь бесконечную эластичность в пределах рассматриваемого количественного промежутка, если товар может, произведен при постоянных единичных затратах. Например, кривая предложения булавок, вероятно, является горизонтальной в пределах тех количеств, которые, по всей видимости, практически и не требуются.
P Совершенно неэластичное предложение
S1
P1 S2