Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28
Если же процентная величина снижения цены дает такое же увеличение спроса и общая денежная выручка остается неизменной, то такой спрос называется спросом единичной эластичности ( Еd=1).
1) P 2) P 3) P
3 3 3
2 2 2
1 D 1 1
1 2 3 Q 1 2 3 Q 1 2 3 Q
1)Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной, это единичная эластичность (Еs=1)
2)Снижение цены вызывает меньший рост объема спроса, т.е. спрос неэластичный (Еs<1)
3)Снижение цены вызывает больший рост величины спроса, т.е. спрос эластичный (Еs>1)
Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы : товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, то есть относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены. Во вторую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, то есть относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены. Уровни коэффициентов определяют три главных фактора:
1)Наличие товаров-заменителей - цена на кукурузные хлопья поднялась на один процент. В этом случае для большинства потребителей найдется достаточно много доброкачественных заменителей. Большинство потребителей могут использовать в пищу другие сорта хлопьев, другие каши для завтрака. Конечно, некоторые потребители могут отдавать такие сильные предпочтения конкурентному виду хлопьев, что они не увидят ни в одной из этих альтернатив адекватного заменителя данного продукта, и их индивидуальные шкалы спроса могут быть неэластичными. Но как большинство потребителей имеют в отношении много заменителей данного продукта, то в целом спрос будет эластичным.
2)Размер доходов покупателей - соотношение уровня цены товара и величины доходов покупателей. Очевидно, что если на приобретение данного тратится значительная доля доходов, то потребитель будет более чувствителен к изменению цены, чем в случае покупки товара на незначительную часть доходов. Эффект дохода-при снижении цены товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок.
3)Время. Вначале реакция на изменение цен может оказаться весьма незаметной, но со временем ее масштабы могут существенно возрасти. Причина роста на поиск более дешевых заменителей подорожавшего товара потребуется время, но когда они будут найдены, спрос сократится куда заметнее, чем в первый момент.
Перекрестная эластичность по цене - это процентное изменение объема спроса на некий товар при увеличении цены другого товара на 1 %.
Товары являются взаимозаменяемыми, когда перекрестная эластичность спроса между ними положительна; товары являются взаимодополняемыми, когда перекрестная эластичность между ними отрицательна.
Чем выше положительная перекрестная эластичность спроса по цене между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар другим. Таким образом, можно ожидать, что перекрестная эластичность по цене между двумя марками диетической колы превысит перекрестную эластичность между хлебом и яблоками, вероятно, также являются в некоторой степени взаимозаменяемыми товарами.
Также есть товары, при котором спрос бывает совершенно эластичным и совершенно неэластичным.
Если объем спроса не изменяется при любом изменении цены (основные продукты питания), то такой спрос называется совершенно неэластичным (Еs=0).
Если объем спроса изменяется до бесконечности при незначительных изменениях цены, то такой спрос называется совершенно эластичным (Еs=∞).
P D Совершенно неэластичный спрос
P1 D1 Совершенно эластичный спрос
Q
Эластичность спроса по доходу - это процентное изменение объема спроса, вызванное 1-процентным увеличением дохода.
Объем спроса на нормальное благо увеличивается с ростом дохода, тогда как спрос на низшее благо падает с ростом дохода. Эти группы благ, или товаров, могут быть охарактеризованы при помощи эластичностей спроса на них по доходу.
Нормальным благом ( товаром) называют такой товар, для которого эластичность спроса по доходу положительна. Низшее благо- это такое благо (товар), для которого эластичность спроса по доходу отрицательна.
С ростом доходов потребители стремятся переключиться на более качественные образцы всех видов благ-с дешевых ботинок на более дорогие, с дешевых мясных котлет на натуральные бифштексы. Следовательно, скорее всего именно низкокачественные варианты любого товара являются низшими благами в экономическом смысле. С ростом дохода объем спроса на эти товары реально сокращается.
Понятие эластичности спроса по доходу является полезным для проведения еще одного существенного различия – между предметами роскоши и предметов первой необходимости.
Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше 1, (Es>1). Предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше 1 (Es<1)
Если эластичность спроса по доходу превышает 1, то прирост дохода на 1% увеличивает объем спроса более чем на 1% при прочих равных условиях. При фиксированных ценах это означает, что общая сумма расходов на данный товар также возрастает более чем на 1%. Таким образом, доля потребительских расходов приходящихся на предметы роскоши, растет с ростом дохода. Здесь терминология отражает тот факт, что богатые люди тратят большую долю своих доходов на предметы роскоши, чем бедные. Меховые пальто и натуральные бифштексы – это предметы роскоши. В соответствии с теми же доводами доля потребительских расходов, приходящаяся на предметы первой необходимости , такие как носки и хлеб, падает с ростом дохода. Это означает, что бедные люди тратят большую часть своих доходов на предметы первой необходимости, чем богатые. По мере того, как страна становится богаче, отрасли производящие низшие товары, сокращаются, отрасли производящие предметы первой необходимости , растут темпом ниже среднего, а отрасли производящие предметы роскоши, растут темпом выше среднего. Предметы “первой необходимости” и “предметы роскоши” – это примеры выражений, использующихся в обыденном языке для обозначения многих вещей, но имеющих точные значения на языке экономической теории.
Глава 2. Закономерности формирования предложения
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
Предложение является вторым, не менее значимым, чем спрос, параметром рынка. Оно не только определяется спросом, но и активно воздействует на него. Так, недопроизводство продуктов приводит к такой системе обменных отношений, в которой покупатель становится зависимым от продавца. Продавец при этом может субъективно устанавливать цены на товар и диктовать свою волю покупателю. Перепроизводство же товаров, напротив, порождает всевластие покупателя в ущерб интересам производителя, ибо снижение спроса ведет к снижению цен и потере части дохода производителем. Отсюда следует, что спрос и предложение взаимосвязаны между собой и нарушение рыночного равновесия сигнализирует о том, что рынок “ болен” и необходимо корректировать механизмы им управляющие.
Изучая на рынке действия продавцов, экономисты без труда установили, что поведение и этой группы участников рынка очень сильно зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Именно цены являются одним из основных факторов, формирующих величины предложения.
Величина предложения - объем товаров определенного вида ( в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
Поскольку рыночная цена может колебаться в широком диапазоне, то для описания всего множества вариантов величин предложения, которые при этом могут сложиться на рынке, то есть общей зависимости предложения от цен на данном рынке.
Предложение- сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течении определенного времени от уровня цен, по которым этот товар может быть продан.
Величины предложения
P S
P1
Q1 Q
Каждая точка кривой S ( кривая предложения обозначается)- величина предложения данного товара.
Следует заметить, что предложение не тождественно объему выпускаемой материальных благ. Предложению на рынке не подлежит продукция, используемая для внутрихозяйственного потребления. Например, часть электроэнергии, выпускаемой электростанцией, используется ею для собственных нужд и к продаже не предлагается.
Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
S
Предложение формирует спрос через ассортимент производственных товаров и через их цены. Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цены, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товаров, то есть увеличить предложение.
Функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой: Q=a+b*P. Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (P) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Q), существует прямая зависимость. Параметры a и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Различие между изменением предложения и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением спроса и изменением величины спроса. Изменение предложения выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает её влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминанты предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменения предложения должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение от одной точки к другой на постоянной кривой предложения. Причиной такого перемещения является изменение цены на рассматриваемый продукт
Увеличение предложения | Уменьшение предложения |
S P S1
Q |
S1 P S
Q |
Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
Кривая предложения описывает картину предложения на данном товарном рынке, то есть зависимость между:
1) ценой товара
2) Объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен
Кривая предложения позволяет ответить на 2 вопроса:
1) Какова будет величина предложения при различных уровнях цен
2) Как изменится величина предложения при изменении цены
2.2 Закон предложения
Рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Рост цен будет вызывать увеличение числа (предлагаемых к продаже) товаров, а снижении цен – уменьшение этого числа. Такую закономерность поведения производителей(продавцов) на рынках большинство товаров экономисты называют законом предложения.
Закон предложения повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению.
Основные факторы формирования предложения:
1)Цены на ресурсы