Законы спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

Содержание

Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Коренное свойство спроса заключается в следующем:  при неизменности всех прочих параметров снижения цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повешение цены едет к соответствующему уменьшению  величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали ЗАКОНОМ СПРОСА.

ЗАКОН СПРОСА - ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН  ОБЫЧНО ВЕДЕТ К УМЕНЬШЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА, А СНИЖЕНИЕ ЦЕН- К ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЮ ( ПРИ РАВНЫХ УСЛОВИЯ).

Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах  испанского и  перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети 16 века. Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения  внутри рынка . Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.

Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка.

В основе закона спроса лежат следующие обстоятельства :

А) Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди  действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая усиливает их желание совершить покупку;

Б) В любой данный период каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второе съеденное мороженое  приносит меньше удовольствия, чем первое.  Отсюда следует, что поскольку потребление  подвержено действию принципа убывающей  предельной полезности –т.е. принципа, согласно которому последующие единиц данного продукта приносят все меньше  и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров.  Иными словами, снижении цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее  количества продукта  по более низкой цене, чем по высокой.

Основным фактором , влияющим на величину спроса , является цена. Однако кроме цены есть так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно)  на некоторую величину вправо или влево кривую спроса.

К важнейшим из этих факторов можно отнести:

1)Потребительские вкусы

2)Число покупателей на рынке

3)Доходы потребителя

4)Цены на сопряженные товары

5)Ожидание потребителей относительно будущих цен

1)Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов и предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные  перемены вызовут уменьшение спроса.

К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появления нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.

Благоприятные изменения в моде

Неблагоприятные изменения

 

P

 

 

Q

 

              P

 

 

 

              Q

 

2)Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа  потребителей ведет к сокращению спроса.

Увеличение числа на покупателей          

Уменьшение числа покупателей

P

 

 

                         Q

  P

 

 

 

 

                             Q

 

 

3)В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Нормальные товары. Основную массу товаров образуют нормальные товары. Для них характерно то, что, чем больше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров ( т.е. при посте доходов кривая сдвигается вправо- вверх).

Нормальные товары- товары, спрос на которые возрастает при росте доходов.

Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном  направлении, т.е. с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории.

Товары низшей категории.  Отличительная особенность этих товаров состоит в том, что спрос на них может упасть при росте доходов покупателей. Товары низшей категории без труда  поддаются замене более ценными благами, если на их приобретение у покупателей хватит денег.

Товары низшей категории- товары, спрос на которые может снизиться при повышении доходов покупателей.

Наиболее типичными представителями данной группы товаров являются хлеб, картофель, рыба.

Называя эти блага “ товарами низшей категории” не имеется ввиду, что они плохи сами по себе.  Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:

- люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;

- эти товары поначалу становятся важнейшим элементом расходов, позволяя людям жить более-менее нормально;

- едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более качественных благ;                                                         

Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.

Повышение доходов

Уменьшение доходов

P

 

 

                                Q

 

P

                                                                      

 

 

 

                                  Q                    

 

 

4)Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Взаимозаменяемый товар- это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара.  Например, сливочное масло является заменителем маргарина. При повышении цены на один из них, сразу повышается спрос на товар-заменитель. Взаимодополняемый товары- это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например: фонарик и батарейка, часы и ремешок к ним. Увеличение цены и снижение спроса на один  из взаимодополняемых товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.

5) Они, как правило, связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем.

Так в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Например, люди лучше купят картошку осенью дешевле, чем потом  эти цены на тот же товар повысится в связи с инфляцией. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период

 

Ожидание повышение доходов

Ожидание снижения доходов

P

 

 

 

                                     Q

P

 

 

 

Q

 

В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение  цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена. Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные люди-рабочие  расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие  семьи могут позволить нечасто. И если происходит рост цен на картофель , то бедная семья вынуждена отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.  Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода  в случае с низшем товаром  Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при  снижении  цены на такой товар спрос на нег уменьшается, а при повышении цены- увеличивается.

Имеются и другие  исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители  могут сокращать свой спрос  на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория не хочет быть “как все”. С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары, прежде всего из-за престижных соображений. Этот эффект называется эффектом Веблена.

Эффект «цена – показатель качества». Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

Эффект ожидаемой динамики цен. Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения покупок других товаров). Люди покупают сегодня товар дешевле, чем завтра дороже.

 

1.3 Эластичность спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большое количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.  Более того, реакция потребителей  к изменению цены  продукции измеряется показателем ценовой эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, в какой мере изменится объем спроса в зависимости от  изменения цены. Если небольшое изменение  цены на какой-либо товар вызывает существенное изменение спроса на этот товар, то такой спрос называется эластичным по цене. Ed=∆Q%/∆P%>1

Эластичность спроса принято рассчитывать, используя данные об изменении спроса в процентах при определенном процентном изменении цены на товар. Например, если снижение цены на 5% приводит к росту  величины спроса на 8%.. то показатель эластичности будет равен 8/5=1,6.

Такой метод расчета удобен тем, что позволяет сопоставить данные об эластичности различных товаров  в единой системе единиц измерения.

Объем спроса  на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены.

Если процент изменения спроса меньше чем процент изменения цены, то такой спрос называется неэластичным (Еd<1).

Информация о работе Законы спроса и предложения