Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель работы: исследование понятий рынка земли и его особенностей, а также выявление характерных черт рынков земли в нашей стране и в зарубежных странах.
Методы исследования: описания, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Наибольшее
распространение частная
Следующей особенностью развития рыночных отношений является то, что значительные площади земель в большинстве стран находятся в руках крупных землевладельцев. В Великобритании почти 70% угодий принадлежит земельным собственникам. В Италии в крупных землевладениях сосредоточено 35% всех земель, в то же время на долю мелких приходится всего 4,4% обрабатываемой земли. Аналогичная структура землевладения во Франции, где массе мелких крестьянских хозяйств принадлежит всего 5,6% всех земель, тогда как в руках крупных капиталистических хозяйств (удельный вес их всего 4,4%) сосредоточено 25% площади. В Испании более половины всех пригодных для обработки земель находится в руках помещичьих хозяйств, составляющих только 1% землевладельцев, тогда как около 3,4 млн мелких крестьян-землевладельцев (80% числа всех земельных собственников) владеют в общей сложности только 10,5% сельскохозяйственных угодий.
Характерной тенденцией современного землевладения в странах с рыночной экономикой является разорение мелких фермерских хозяйств и вытеснение их из сферы производства. Эта тенденция наиболее наглядно просматривается в США.
Укрупнению фермерских хозяйств способствует законодательство. В ряде районов Германии, Швейцарии, США получила поддержку практика единонаследия. Во Франции правопреемник выплачивает остальным долю наследства. В США наследник платит налог на наследство, в то время как в кооперативе или в акционерном обществе он освобождается от уплаты такого налога. В Швеции земли разорившихся мелких фермерских хозяйств переходят в соседние хозяйства. Аналогичные процессы происходят и в Канаде.
В ФРГ, Великобритании, Дании, Голландии государство также стимулирует процессы укрупнения крестьянских хозяйств и их специализацию в рамках интегрированных хозяйств. Принимая во внимание высокую эффективность крупных хозяйств, во многих странах применяются меры для расширения их числа. Это прежде всего правительственные программы, направленные на стабилизацию цен и предоставление льгот, оптимальные налоги на доходы с капитала и амортизацию имущества. Кроме того законодательно устанавливаются предельные размеры не только земельной собственности, но и землепользования.
Таким образом, мировые тенденции показывают, что основная масса фермерских хозяйств проходит экономически закономерный и практически повсеместный процесс укрупнения землевладения, что является одним из решающих условий высокой эффективности хозяйствования.
В отдельных странах наблюдается высокий удельный вес арендованных земель. Но арендуется земля чаще всего у частных владельцев. Это значит, что аренда выступает в качестве форм рационального использования земли.
Во многих странах фермеры, являясь собственниками земли, одновременно арендуют наделы у других владельцев. Доля арендуемых сельскохозяйственных земель постоянно растет, составляя от 15 до 70% используемой площади. Так, в Бельгии в аренде находится 70% земель, во Франции – 50, в Великобритании и Голландии – 40, в Италии – 20, в Дании – 15%. В США доля фермерских сельскохозяйственных угодий составляет 34%, арендуемых – 66%.[17, с. 256-259]
Аренда земли является равноправной формой землепользования и наряду с частной собственностью, она обеспечивает высокий уровень интенсивности использования сельхозугодий. Арендатор, как правило, имеет те же права, что и собственник на получение субсидий, участие в программах ЕС и на национальном уровне. Можно сослаться на опыт ФРГ, где все сельскохозяйственные предприятия, независимо от вида землепользования, имеют равные права и возможности участия в государственных программах.
Арендные
отношения являются, как правило,
объектом как специального законодательства,
так и соответствующих
В целом можно констатировать стремление многих государств удлинить сроки аренды и стабилизировать арендные ставки. [12, с. 41]
Итак, нынешний зарубежный институт частной собственности на землю в развитых ранах давно не однозначен прежнему праву, которому воля собственника являлась законом для данного земельного пространства. Вопросы производства сельскохозяйственной продукции на любой земле регулируются многими структурами – государством, кооперативами, потребительскими обществами и т.д. Использование аренды становится общей мерой для многих стран, сокращается рынок земли как объекта собственности и увеличивается - как объекта хозяйствования.[18, с.117-118]
Анализируя опыт зарубежной практики государственного регулирования, следует отметить, что в законодательствах многих стран совершенно четко просматривается тенденция усиления государственного вмешательства в земельные отношения, и в первую очередь – в установление порядка продажи, аренды земельных участков, их наследования.
Земельное
право в странах с рыночной
экономикой представлено обширным количеством
законодательных актов, регулирующих
практически все сферы
В
преобладающем большинстве
Вместе с тем законы о земле во многих странах направлены на защиту интересов общества. Право частной собственности на землю не абсолютно, поскольку сопряжено с правами общества в лице государства и реализуется с учетом общественных ограничений. Это и регулируемое налогообложение, и отчуждение земли на общественные цели и т.д. [17, с. 259]
В некоторых странах существуют специальные правила порядка продажи земель. Так, например, в соответствии с законодательством Австрии и Германии для заключения всех земельных сделок необходимо разрешение специальных государственных органов.
Формами государственного
Регулируется государством и наследование сельскохозяйственных земель. В отличие от гражданского законодательства, которое отдает приоритет наследованию по завещанию и предусматривает возможность дробления наследства, здесь действуют иные принципы. Законодательство многих зарубежных стран (Германия, Австрия, Франция, Норвегия) предусматривает право собственности на землю лишь одного лица и при условии, что наследник – лицо, обладающее соответствующей квалификацией.
Рассмотрим теперь конкретные формы государственного регулирования в Германия, в стране с развитым сельским хозяйством, структура и условия которого относительно сходны с белорусскими. Аграрное право Германии не поощряет дробление крестьянских хозяйств, земельных и лесных участков при наследовании и других сменах владельца, использование сельхозугодий не по назначению или непродуктивно; гарантирует защиту интересов арендаторов; предусматривает государственный контроль за сделками, связанными с отчуждением, куплей и продажей земельных участков; поощряет улучшение качества земельных угодий. [18, с.119-120]
В
целом, государственное управление
землями и земельными отношениями в странах
с рыночной экономикой является важной
составной частью внутренней политики,
осуществляемой с помощью системы государственных
органов. Они используют разнообразные
рычаги и механизмы, направленные на оказание
государственной поддержки фермерам с
учетом государственных интересов и приоритетов.
Особенно важным является то, что государственное
регулирование земельных отношений в
этих странах имеет глубокие, давно сложившиеся
законодательные положения, учитывающие
национальные, природно-климатические,
почвенные и хозяйственно-исторические
условия, складывающиеся в каждой конкретно
взятой стране. [17, с. 261]
Таким образом, анализируя законы и закономерности развития земельных отношений в зарубежных странах можно сделать следующие выводы и предложения:
В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:
Собственность на землю в Беларуси представлена в частной и государственной формах. В частной собственности могут находиться участки, приобретаемые отдельными лицами для строительства жилых домов, дач, ведения личного подсобного или фермерского хозяйства и прочей деятельности. Условиями приватизации объектов государственной собственности и реализации инвестиционных проектов допускается частная собственность на землю для юридических лиц. Введение частной собственности на землю дало толчок развитию рыночного оборота земельных участков несельскохозяйственного назначения и становлению рынка земли как капитального актива в Беларуси. Земельные участки, находящиеся в частой собственности, можно продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду и использовать в качестве залога для материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита. Цена земельных участков при их купле-продаже устанавливается по договору между сторонами и формируется на рыночной основе. Кроме того, в республике применяются нормативные (устанавливаемые исходя их качества земельного участка) и льготные (для определенных категорий лиц) цены.[10, с.227]
Кодексом о земле (ст.38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность. Это: