Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследование понятий рынка земли и его особенностей, а также выявление характерных черт рынков земли в нашей стране и в зарубежных странах.
Методы исследования: описания, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макре.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)
  • определение роли государства и создание экономических условий          для изъятия в его пользу земельной ренты;
  • совершенствование экономического механизма взимания платежей за владение, пользование и распоряжение землей;
  • повышение роли земельного кадастра и земельно-оценочных работ,
  • формирование рынка земли (недвижимости);
  • развитие ипотеки и других рыночных форм землепользования.[17, с. 268]
 

     Для  Республики Беларусь, вступившей в  полосу рыночных преобразований, одним  из главных является вопрос организации  земельного рынка. Его эффективное  функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать двойственным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объёмов производства и качества продукции. Государство должно создавать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определять права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.).

     Следует отметить, что при реформировании земельных отношений следует использовать все положительные моменты зарубежных моделей права собственности на землю и создавать свои подходы к решению этой проблемы, обратив особое внимание на развитие и совершенствование законодательно-правовой базы земельной собственности в современных условиях перехода к рыночным формам хозяйствования. Стране нужна частная собственность на землю, базирующаяся на корректной структуре прав земельной собственности и способствующая действительно эффективной рыночной экономике, основополагающим принципом которой должна быть социальная справедливость. Это может быть обеспечено при условии приватизации земли на основе социализации земельной ренты в интересах гражданского общества.

     Перед Беларусью стоит важнейшая социально-экономическая задача: создать систему земельных отношений, обеспечивающую реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект. Это явится важным шагом к обеспечению рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, созданию условий для устойчивого будущего страны.[8, с. 16]

     Поскольку земли сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь находятся только в собственности государства, целесообразно говорить о развитие рынка услуг земли. Согласно ст. 43 и 45 Кодекса Республики Беларусь о земле, арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица, граждане других государств, международные организации, а срок аренды не должен превышать 99 лет. Размер арендной платы устанавливается исходя из величины земельной ренты. В среднем по республике арендная плата за 1 га пахотных земель составляет около 21,6 тыс. руб., а земли с содержанием гумуса свыше 2,2% - от 30 до 65 тыс. руб. (2007 г.) [1]

     Предоставление  доступного и долгосрочного кредита  является одним из важнейших экономических  условий реализации права собственности на землю для аграрного сектора. Так  как  выдача  банковского  кредита для такого рода операций  является  весьма рискованной,  то  можно поставить вопрос  о долгосрочных  займах   сельским товаропроизводителям  под залог их земли.  В этой связи необходимо   создание  специализированных      земельных    банков.

              Земельные банки в Беларуси  при сложившейся экономической  ситуации  должны создаваться  по строго разработанной программе  с учетом всевозможных  экономических  факторов.

             Можно выделить три важных правила их работы: 

  1. Ссуды из земельных банков не должны выдаваться  заемщикам с очень низкой экономической культурой, так как заемщик, беря  кредит  под обеспечение земли, может не представлять  себе  последствия  тех обязательств, которые  на него возлагались.    В  этой  связи сельскохозяйственному   товаропроизводителю   самостоятельно, без   помощи   профессионалов будет   очень    трудно    обеспечить эффективное  использование  взятого  кредита,   своевременные выплаты   платежей   и   избежать   разорения.    Как следствие этого -  у банка будет очень низкий  возврат долгов по кредиту.   
  2. Деятельность  земельных  банков  не должна строится  на принципе стремления изъятия  и  продажи  с  торгов  земли   в   случае непогашения    ссуды, поскольку накопление объектов залога – земель у ссудозаемщиков будет расти.  Как показывает мировая практика,  реализация заложенных земель  с  торгов  идет  очень  тяжело.  Во-первых, покупателю приходится  за  свой  счет  совершать  длительные поездки для осмотра земель. Во- вторых, в случае  приобретения этих владений ему приходится оплачивать все  числящиеся  за  участком  долги.  В   результате   земельный  банк   может превратиться в гигантского земельного собственника и нести значительные  убытки от  эксплуатации  оставшихся  за  ним  земель.  Банки также  будут нести убытки  от  платежей  по наложению ареста  на заложенные владения, от обращения в судебные инстанции,  уплаты сборов и т. д.
  3. Управление операциями земельных  банков  не должно носить централизованный   характер.   Отделения    банков не должны располагаться в центральных городах и в значительном удалении от мест  проживания своих клиентов. Они должны иметь право самостоятельно  решать  вопрос о выдаче ссуд. В противном случае от   разрешения о выдаче  ссуды советом банка и от  этого разрешения до фактической выдаче денег может пройти очень много времени (порой до года), а это может привести  к отказу  потенциальных клиентов от услуг банков.  Следует также помнить, что выдача ссуд должна  соответствовать   реальной стоимости земли. [18, с.125]

     Как уже было отмечено раньше, под рынком земли следует также понимать и аренду земельных участков. Ранее действовавшее законодательство еще при СССР не допускало аренды земли и других средств производства. Существование аренды было невозможным в условиях монополизма государства в отношении земли, а также других средств производства. Реформация общественных отношений способствовала созданию условий для эффективного использования земли, природных ресурсов и имущества, усилению заинтересованности в развитии производства, более полному удовлетворению социальных потребностей, появлению новых форм использования земли. Одной из них является аренда земли.

     Арендные  отношения - самостоятельный вид земельных отношений.

     Основные  положения законодательства по аренде земли закреплены в Гражданском  кодексе (глава 34), Кодексе о земле (глава 8), Законе об аренде (1990 г) и других нормативных актах.

     Аренда  земли и субаренда2 земельного участка в Республике Беларусь подлежат государственной регистрации.

     Право предоставления имущества в аренду принадлежит его собственнику.

     В качестве арендодателя могут выступать  также лица, управомоченные законодательством  или собственником сдавать имущество  в аренду. [6]

     Согласно  Кодексу о земле в нашей стране  арендодателями земельных участков могут быть:

  • сельские (поселковые);
  • городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции;
  • граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности.
 

     Земельный рынок в Республике Беларусь находится  в стадии формирования: создана нормативно-правовая база для развития рыночного оборота  земель несельскохозяйственного назначения, развивается рынок услуг земли сельскохозяйственного назначения. Наибольшая рыночная активность наблюдается на сегменте городских и пригородных земельных участков. В целях совершенствования земельных отношений необходимо дальнейшее их государственное правовое и экономическое регулирование в направлении формирования инфраструктуры земельного рынка, проведения инвентаризации земельного фонда, создания базы данных. [15, с. 30-31]

 

     Заключение

     В ходе выполнения данной курсовой работы  был рассмотрен  довольно старый, но весьма перспективный рынок – рынок земли. 

     Государство должно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка, сведя к минимуму свою деятельность в этой отрасли  экономики, самоустраняясь от хозяйственной  деятельности.

     Земля в экономическом смысле слова  – это все природные факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономических  благ или оказания услуг. Она неподвижна, ограничена в своих размерах и  имеет неограниченный срок службы. Каждый участок земли в условиях рыночных отношений используется способом, приносящим максимальный доход его владельцу. Земля ранжируется в зависимости от плодородия и местоположения относительно рынков сбыта. При этом выделяют лучшие, средние и худшие земельные участки.

     Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли, которая рассматривалась в данной курсовой работе   как невоспроизводимый, ограниченный  природный ресурс,  является существование земельной  ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту. Причём земельная рента бывает нескольких видов, самыми распространёнными видами считаются абсолютная и дифференциальная земельная рента. 

     Рента, которая возникает вследствие различия плодородия земельных участков или различия в местоположениях участков по отношению к рынку, называется дифференциальной рентой.

     Абсолютная  рента является результатом монополии  частной собственности на землю  со стороны определенного класса общества. Землевладение – это признание права данного лица на определенный участок земли на установленных законом основаниях. Землепользование – это право пользования землей в законном порядке. Землевладельцы являются собственниками земли, которые имеют право на владение и распоряжение ею; землепользователи – это лица, арендующие землю.

     Равновесная (прокатная) цена земли, или чистая земельная  рента, уравновешивает спрос на землю  со стороны ее потенциальных арендаторов  и предложение услуг земли  со стороны земельных собственников. Чистая земельная рента представляет собой доход, получаемый каждым собственником земли или других природных ресурсов, предложение которых строго фиксировано.

     В арендную плату помимо земельной  ренты могут входить амортизационные  отчисления на сооружения, возведенные на участке до сдачи его в аренду, а также ссудный процент на вложенный в землю капитал.

     Земля является предметом не только аренды, приносящей ренту ее владельцу, но и  купли – продажи, и она имеет  иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.

       Особенности рынка земли, связанные  с неэластичностью её предложения  и естественной ограниченностью,  являются определяющими при формировании  цен на продукцию, которая была получена с этой земли. Рента земельному собственнику закладывается в цену сельскохозяйственной продукции, причём из расчёта для самых худших по своему плодородию и производительности земель.

     Земельный рынок в Республике Беларусь находится в стадии формирования: создана нормативно-правовая база для развития рыночного оборота земель  несельскохозяйственного назначения, развивается рынок услуг земли сельскохозяйственного назначения. Наибольшая рыночная активность наблюдается на сегменте городских и пригородных земельных участков. В целях совершенствования земельных отношений необходимо дальнейшее их государственное правовое и экономическое регулирование в направлении формирования инфраструктуры земельного рынка, проведения инвентаризации земельного фонда, создания базы данных.

     В заключении необходимо отметить, что  земельный рынок, как рынок факторов производства будет востребован  всегда. Земля в силу своей ограниченности будет всегда приносить своему владельцу  прибыль. Стоит ещё раз обратить внимание, что земля всегда будет стабильным источником дохода  для своего владельца, уступая немного банковским вкладам, в случае, если деньги были вложены в банк, а не в землю.

 
 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 

     1 Закон Республики Беларусь о платежах на землю от 19 июня 2006 года., № 128 – З //  Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.11.2009

       2 Закон Республики Беларусь о праве собственности на землю // Cборник докладов и законопроектов под ред. В.М. Шлындикова [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/vip/zeml/index.htm.  – Дата доступа: 23.11.2009

Информация о работе Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь