Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью написания выпускной квалифицированной работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.
Исходя из этой цели исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения акцизного налогообложения
Раскрыть экономическую сущность акциза
Охарактеризовать основные элементы системы акцизного налогообложения
Изучить этапы реформирования системы акцизного налогообложения
Введение
1. СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………4
История возникновения акцизного налогообложения………………………………..4
Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…………………..8
2.система налогообложения акцизами на нефтепродукты ………….29
2.1 Реформа системы акцизного налогообложения………………………………………29
2.2 Сравнительный анализ поступления акцизов на нефтепродукты в бюджеты
различных уровней на примере Ханты-Мансийского
автономного округа Югры…………………………………………………………..41
3. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения…49 акцизов на нефтепродукты
3.1 Проблемы развития системы налогообложения………………………………………..49
3.2 Налоговая политика и перспективы развития системы налогообложения акцизов на нефтепродукты…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников………………………………………………………….70
3.2 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
С 1 января этого
года принципиально изменился порядо
Свидетельство
на производство прямогонного бензина
может быть получено лицом, осуществляющим
переработку давальческого сырья, в результате
которой получается прямогонный бензин.
Для этого нужно представить в налоговый
орган договор о такой переработке.
Свидетельство
на переработку прямогонного бензина
может быть получено также лицом, являющимся
собственником прямогонного бензина,
заключившим договор на переработку этого
бензина с производителем продукции нефтехимии.
Если в 2006 году срок действия свидетельства
ограничен одним годом, то новые свидетельства
будут выдаваться практически бессрочно.
Основанием для прекращения их действия
будет только заявление налогоплательщика
или любое другое основание для аннулирования
свидетельства, предусмотренное ст. 179.3
НКРФ.
С 1 января 2007 г. принципиально изменился порядок исчисления акцизов на нефтепродукты. Утратила силу ст. 179.1 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" НК РФ. Были внесены изменения в объект обложения акцизами. В частности, из ст. 182 НК РФ исключены операции по получению (оприходованию) нефтепродуктов. Таким образом, в 2007 г. акциз будет начисляться при осуществлении операций по реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров.
Налоговые вычеты будут производиться согласно ст. 200 НК РФ в случае, если для производства подакцизных нефтепродуктов в качестве сырья будут использоваться другие нефтепродукты. Датой начисления акциза будет являться дата отгрузки нефтепродуктов производителем.
Особый порядок исчисления акцизов сохранится по прямогонному бензину. Это связано с тем, что прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. Применение особого порядка исчисления акцизов на прямогонный бензин позволит направлять его на переработку по цене без акциза. Для реализации этого порядка гл. 22 НК РФ дополнена ст. 179.3 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином". Производителям прямогонного бензина будут выдаваться свидетельства на производство этого продукта, а производителям продукции нефтехимии - свидетельства на переработку прямогонного бензина. Эти свидетельства будут выдаваться при наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя мощностей по производству прямогонного бензина или продукции нефтехимии. Предусмотрены также и другие основания для выдачи свидетельства. По сравнению с порядком, действующим в 2006 г., свидетельство можно будет получить, если организация владеет и распоряжается мощностями на любом законном основании (то есть в том числе и на условиях аренды), если уставный капитал организации-заявителя на 100% состоит из вклада организации - собственника таких мощностей.
Свидетельство на производство прямогонного
бензина сможет получить лицо, осуществляющее
переработку давальческого
Свидетельство на переработку прямогонного бензина сможет получить также лицо, являющееся собственником прямогонного бензина, заключившее договор на переработку этого бензина с производителем продукции нефтехимии.
Если в 2006 г. срок действия свидетельства ограничен одним годом, то новые свидетельства будут выдаваться практически бессрочно. Основанием для прекращения их действия будет только заявление налогоплательщика или любое другое основание для аннулирования свидетельства, предусмотренное ст. 179.3 НК РФ.
У производителей прямогонного бензина объект обложения акцизами (и, соответственно, обязанность начислить акциз) возникает при совершении операций по реализации (передаче) произведенного прямогонного бензина, а вот у лиц, имеющих свидетельство на переработку прямогонного бензина, - при приобретении этого бензина в собственность. Если продукция нефтехимии производится из прямогонного бензина в структуре одной организации, то согласно новой редакции пп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ передача прямогонного бензина для такого производства объектом обложения не признается.
Пунктами 13 - 15, включенными в ст. 200 НК РФ, было установлено что с 1 января 2007 г. право налогоплательщиков, направляющих прямогонный бензин для производства продукции нефтехимии, на вычет суммы акциза, начисленной по прямогонному бензину, при представлении документов, предусмотренных соответственно в п. п. 13 - 15 ст. 201 НК.
В частности, налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина, осуществляющие реализацию произведенного ими прямогонного бензина непосредственно производителям продукции нефтехимии, имеют право с 1 января 2007 г. согласно п. 13 ст. 200 и п. 13 ст. 201 НК РФ принять к вычету начисленную сумму акциза при условии представления в налоговый орган копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа покупателя (порядок проставления отметки будет утвержден Минфином России).
Налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина, осуществляющие передачу на давальческих началах принадлежащего им прямогонного бензина, который они произвели из собственного сырья, лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, будут производить вычет начисленной суммы акциза при представлении в налоговый орган копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестра счетов-фактур, выставленных лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина. В данном случае в реестр счетов-фактур будут включены данные счетов-фактур, содержащие сведения о стоимости переработки прямогонного бензина.
Если налогоплательщик, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, произвел этот бензин из давальческого сырья, а затем по указанию собственника этого бензина передает его на переработку лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, то он будет производить с 1 января 2007 г. согласно п. 14 ст. 200 и п. 14 ст. 201 НК РФ налоговый вычет начисленной суммы акциза при представлении следующих документов: копии договора между собственником этого бензина и налогоплательщиком, копии договора между собственником прямогонного бензина и лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, копии распорядительных документов собственника (при их наличии) о передаче прямогонного бензина на переработку, накладной на отпуск прямогонного бензина или акта приема-передачи прямогонного бензина лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Налогоплательщик, имеющий свидетельство на переработку прямогонного бензина, имеет право с 1 января 2007 г. согласно п. 15 ст. 200 и п. 15 ст. 201 НК РФ на вычет суммы акциза, начисленной при приобретении этого бензина при представлении документов, указанных в п. 15 ст. 201 настоящего Кодекса, подтверждающих факт передачи прямогонного бензина самим налогоплательщиком или организацией, оказывающей ему услуги по переработке, в производство.
В соответствии со ст. ст. 198 и 199 НК РФ производители прямогонного бензина будут передавать этот бензин для производства продукции нефтехимии по цене без акциза.
Так же необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2007 года операции по разливу нефтепродуктов акцизами не облагаются
Действующая редакция п. 3 ст. 182 НК РФ к производству подакцизных товаров приравнивает их разлив. Конечно, если он осуществляется как часть общего процесса производства данных товаров. Кроме того, разлив должен быть предусмотрен требованиями государственных стандартов и (или) иной нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, в действующих ГОСТах по производству моторных масел содержатся требования по их разливу в потребительскую тару. Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют разлив моторного масла сторонних производителей, а затем реализуют или передают его, в целях исчисления акцизов приравниваются к его производителям.
Эта норма будет распространяться только на разлив алкогольной продукции и пива.
Таким образом, осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем разлива подакцизных нефтепродуктов не будет приравнено к их производству, а значит, не повлечет за собой обязанности по исчислению акцизов.
Самостоятельным объектом налогообложения является ввоз нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. В таких случаях акциз уплачивается на таможне.
Плательщиками акцизов признаются
организации и индивидуальные предприниматели,
которые совершают
Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством подакцизных товаров, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Так сказано в пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Что касается единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то к розничной торговле, в отношении которой применяется данная система налогообложения, не относится торговля подакцизными товарами (ст. 346.27 НК РФ). Поэтому в отношении деятельности по реализации подакцизных нефтепродуктов система налогообложения в виде ЕНВД не применяется и налоги нужно уплачивать в соответствии с общим режимом налогообложения. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 20.07.2006 N 03-11-05/183.
Министерство финансов РФ в докладе «О формировании основных направлений налоговой политики» предлагает осуществить в 2007-2009 гг. следующие основные меры в области налоговой политики касающиеся акцизного налогообложения:
В 2007-2008 гг. с учетом накопленного опыта, а также опыта зарубежных стран следует продолжить реформирование системы акцизного налогообложения. В частности, в отношении акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным начиная с 2007 г. отказаться от существующей ныне «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и вернуться к действовавшему ранее порядку уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с сохранением этой системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом, должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.
В ближайшие годы должна быть пересмотрена система ставок акциза на нефтепродукты, имеется в виду установление более низкой налоговой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества. Это станет стимулом для расширения объемов производства высококачественного отечественного бензина. Однако для реализации этой меры необходимо установить четкие критерии (стандарты) качества бензина, применительно к которым и могла бы быть установлена дифференциация ставок акциза на нефтепродукты. В связи с отсутствием в настоящее время таких критериев реально введение указанной выше дифференциации возможно не ранее 2008 гг.
Как и в предшествующие годы в 2007-2009 гг., должны ежегодно индексироваться специфические ставки акцизов с учетом прогнозируемых уровней инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты). Так, на 2007 год предлагается индексация на 8,5 процента (в соответствии с уровнем инфляции, предусмотренном в прогнозе на 2006 г.). При этом, как и на 2006 г., в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо, индексацию акцизов на эти товары на 2007-2008 гг. предлагается не производить. На 2009 г. ставки акциза на нефтепродукты предлагается проиндексировать в меру прогноза инфляции, предусмотренной на 2008 г.
Что касается каких
либо проблем связанных с
Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития