Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание

Целью написания выпускной квалифицированной работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.
Исходя из этой цели исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения акцизного налогообложения
Раскрыть экономическую сущность акциза
Охарактеризовать основные элементы системы акцизного налогообложения
Изучить этапы реформирования системы акцизного налогообложения

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………4
История возникновения акцизного налогообложения………………………………..4
Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…………………..8
2.система налогообложения акцизами на нефтепродукты ………….29
2.1 Реформа системы акцизного налогообложения………………………………………29
2.2 Сравнительный анализ поступления акцизов на нефтепродукты в бюджеты
различных уровней на примере Ханты-Мансийского
автономного округа Югры…………………………………………………………..41
3. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения…49 акцизов на нефтепродукты
3.1 Проблемы развития системы налогообложения………………………………………..49
3.2 Налоговая политика и перспективы развития системы налогообложения акцизов на нефтепродукты…………………………………………………………..57

Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников………………………………………………………….70

Работа состоит из  1 файл

донор.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

Пунктами 13—15, включенными в ст. 200 НК РФ для  налогоплательщиков, направляющих прямогонный  бензин для производства продукции  нефтехимии, установлено право на вычет суммы акциза, начисленной по прямогонному бензину, при представлении документов, предусмотренных соответственно в п. 13-15 ст. 201 НКРФ.

В частности, налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина, осуществляющие реализацию произведенного ими прямогонного бензина непосредственно производителям продукции нефтехимии, имеют право принять к вычету начисленную сумму "акциза при условии представления в налоговый орган копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа покупателя (порядок проставления отметки будет утвержден Минфином России). Это предусмотрено  п.  13  ст.  200  и  201  НКРФ.  
Налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина, осуществляющие передачу на давальческих началах принадлежащего им прямогонного бензина, который они произвели из собственного сырья, лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, производят вычет начисленной суммы акциза при представлении в налоговый орган копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестра счетов-фактур, выставленных лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина. В данном случае в реестр счетов-фактур будут включены данные счетов-фактур, содержащие сведения о стоимости переработки прямогонного бензина.

Если налогоплательщик, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, произвел этот бензин из давальческого сырья, а затем по указанию собственника этого бензина передает его на переработку лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, то он производит налоговый вычет начисленной суммы акциза при представлении следующих документов (п. 14 ст. 200, 201 НК РФ):

- копии договора между собственником этого бензина и налогоплательщиком;

- копии договора между собственником прямогонного бензина и лицом, имеющим  свидетельство на переработку прямогонного бензина;

- копии распорядительных документов собственника (при их наличии) о передаче  прямогонного бензина на переработку;

-  накладной на отпуск прямогонного бензина или акта приема-передачи прямогонного бензина лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налогоплательщик, имеющий свидетельство на переработку  прямогонного бензина, имеет право  на вычет суммы акциза, начисленной  при приобретении этого бензина  при представлении документов, указанных  в п. 15 ст. 201 НК РФ, подтверждающих факт передачи прямогонного бензина в производство самим налогоплательщиком или организацией, оказывающей ему услуги по переработке. Эти положения предусмотрены п. 15 ст. 200 и 201 НК РФ.

В соответствии со ст. 198 и 199 НК РФ производители прямогонного бензина передают этот бензин для производства продукции нефтехимии по цене без акциза.

Министерство  финансов РФ в докладе  «О формировании основных направлений налоговой  политики» предлагает осуществить  в 2007-2009 гг. следующие основные меры  в области налоговой политики касающиеся акцизного налогообложения:

В 2007-2008 гг. с  учетом накопленного опыта, а также  опыта зарубежных стран следует  продолжить реформирование системы  акцизного налогообложения.

В частности, в  отношении акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным начиная с 2007 г. отказаться от существующей ныне «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и вернуться к действовавшему ранее порядку  уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с  сохранением этой  системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом,  должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.

В ближайшие  годы должна быть пересмотрена система  ставок акциза на нефтепродукты, имея в виду установление более низкой  налоговой ставки на высококачественный  бензин и более высокой  ставки на бензин низкого качества. Это станет стимулом для расширения объемов производства высококачественного отечественного бензина. Однако  для реализации этой меры необходимо установить четкие критерии (стандарты)  качества бензина, применительно к которым и могла бы быть установлена дифференциация  ставок акциза на нефтепродукты. В связи с отсутствием в настоящее время таких критериев реально введение указанной выше дифференциации возможно не ранее 2008 гг.

Как и в предшествующие годы в 2007-2009 гг., должны  ежегодно индексироваться специфические ставки  акцизов с учетом прогнозируемых уровней инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты). Так, на 2007 год предлагается индексация на 8,5  процента (в соответствии с уровнем инфляции, предусмотренном в прогнозе на 2006 г.). При этом, как и на 2006 г.,  в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо, индексацию акцизов на эти товары на 2007-2008 гг. предлагается не производить. На 2009 г. ставки акциза на нефтепродукты предлагается проиндексировать в меру прогноза инфляции, предусмотренной на 2008 г. 

 

2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В БЮДЖЕТЫ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ 

 

 

Сравним удельный вес акцизов на нефтепродукты в общей сумме  доходов в федеральный бюджет и бюджет Ханты-Мансийского автономного округа за последние 6 лет.

Таблица 1 – Роль акцизов на нефтепродукты в доходной части Федерального бюджета и бюджета ХМАО-Югры [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23]

Показатели

Годы


 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1. Удельный вес акцизов на  нефтепродукты в общей сумме  доходов федерального бюджета, %

4,8

2,9

1,85

1,22

1,34

1,38

2. Удельный вес акцизов на  нефтепродукты в общей сумме  доходов бюджета ХМАО-Югры, %

 

_______

 

_______

0,3

1,53

1,46

1,51

3. Удельный вес акцизов на  нефтепродукты в сумме налоговых  доходов федерального бюджета, %

5,2

3,6

2,35

1,53

1,27

1,40

4. Удельный вес акцизов на  нефтепродукты в сумме налоговых  доходов бюджета ХМАО-Югры, %

 

________

 

_______

0,36

1,78

1,46

1,59




 

 

 

Из таблицы 1 видно, что доля акцизов на нефтепродукты, не смотря на ежегодное индексирование ставок, в доходах бюджетов не велика. Так же наблюдается значительное уменьшение роли акцизов на нефтепродукты, например при  сравнении 2001 и 2006 годов доля акцизов на нефтепродукты в доходах федерального бюджета уменьшилась в 3,5 раза. Данный факт объясняется тем, что с 2003 года меняются нормативы распределений между бюджетами и в федеральный бюджет поступает не 100 % акцизов (как это было до 2003 года), а только 40 %. Удельный вес акцизов на нефтепродукты в окружном бюджете резко увеличился в 2004 году – по сравнению с 2003 годом он возрос в 5 раз. В 2003 году в бюджет ХМАО поступило акцизов на нефтепродукты 231 354 тыс.руб., это всего лишь 0,34 % дохода бюджета округа, который составил в 2003 году  67 292 711 тыс. руб.[11]

В 2005 и 2006 году ситуация мало изменилась. В эти года доля акцизов на нефтепродукты в налоговых доходах  бюджета округа равняется 1,46 % и 1,59 % соответственно.

На территории ХМАО-Югры округа за 2004 год налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории региона, в консолидированный бюджет РФ перечислено акцизов на нефтепродукты в сумме 2 797 231 тыс.руб., в т.ч. в федеральный бюджет   1 118 892 тыс.руб. Темп роста поступлений относительно предыдущего года 121%.(2003г. консолидированный бюджет РФ – 2 313 084 тыс.руб., федеральный бюджет – 925 234 тыс.руб.)

Более 83% поступлений в консолидированный  бюджет России акцизов по данной группе подакцизных товаров обеспечено предприятиями, состоящими на учете  в налоговых органах Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры.

В 2005 году на территории округа по данным налогового органа в консолидированный  бюджет поступило акцизов на нефтепродукты  3 324 723 тыс.руб., темп роста относительно к 2004 году составил 119%. (Рисунок 1)

В 2006 году на территории округа по данным налогового органа в консолидированный бюджет поступило акцизов на нефтепродукты  3 825 720 тыс.руб., темп роста относительно к 2005 году составил 115% (Рисунок 1)

 

 

 

Рисунок 1 – Динамика поступлений  акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет на территории РФ

 

Из общей суммы поступлений  исключаются поступления предприятий, переданных на налоговое администрирование  в Межрегиональные инспекции  МНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Оценивая поступление акцизов  на горюче-смазочные материалы следует упомянуть, что 40 % направляется в федеральный бюджет, а из 60%, остающихся в доходах бюджета субъекта РФ только 10% остаются в окружном бюджете, оставшаяся часть (50%) перечисляются в Управление федерального казначейства Смоленской области (приложение 1)  для дальнейшего перераспределения в бюджеты субъектов РФ на финансирование работ по содержанию, ремонту, строительству автомобильных дорог субъектов РФ. Расчет доли каждого субъекта Федерации осуществляется на основании данных о количестве автомототранспорта, зарегистрированного на его территории. Нормативы распределения сумм акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации были установлены приложением 35 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2004 год» и остались неизменными вплоть до 2006 года (приложение 2).  В 2003 году существовало иное распределение доходов по акцизам на нефтепродукты: федеральный бюджет – 40%, консолидированные бюджеты субъекта РФ – 60%.

Согласно письма Министерства финансов РФ № 02-14-10/3493 от 28.12.2005 года «Об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства перечисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих распределению уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства» в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 15 и 16 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" доходы от уплаты на нефтепродукты подлежат перечислению в размере 40 % отчислений в федеральный бюджет, 10% отчислений в бюджет субъекта, 50% в Смоленскую область. Управление Федерального казначейства по Смоленской области осуществляет функции уполномоченного территориального органа Федерального казначейства по распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Поступления акцизов на нефтепродукты  в консолидированный бюджет Российской Федерации за 12 месяцев 2004 г. по контролируемым плательщикам составили 2 797 231 тыс.руб. (таблица 3)

 

 

Таблица 2 – Поступление акцизов на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры, тыс. руб.

Уровень бюджета

2004г.

Консолидированный бюджет РФ

2 797 231

Федеральный бюджет

1 118 892

Окружной бюджет

279 723

Бюджет Смоленской области

1 398 616


Рисунок – 2 Поступление акцизов  на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры по уровням бюджетов в 2004 году

 

Поступления акцизов на нефтепродукты  в консолидированный бюджет Российской Федерации за 12 месяцев 2005 г. по контролируемым плательщикам составили 3 324 723 тыс.руб. (таблица 3)

 

 

Таблица 3 – Поступление акцизов на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры, тыс. руб.

Уровень бюджета

2005г.

Консолидированный бюджет РФ

3 324 723

Федеральный бюджет

1 329 889

Окружной бюджет

332 472

Бюджет Смоленской области

1 662 362


 

 

 

         Рисунок 3 – Поступление акцизов на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры по уровням бюджетов в 2006 году

 

 

Поступления акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет Российской Федерации за 12 месяцев 2006 г. по контролируемым плательщикам составили 3 825 720 тыс.руб. (таблица 5)

Таблица 4 – Поступление акцизов на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры, тыс. руб.

 

Уровень бюджета

2006г.

Консолидированный бюджет РФ

3 825 720

Федеральный бюджет

1 530 288

Окружной бюджет

382 572

Бюджет Смоленской области

1 912 860

Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития