Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью написания выпускной квалифицированной работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.
Исходя из этой цели исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения акцизного налогообложения
Раскрыть экономическую сущность акциза
Охарактеризовать основные элементы системы акцизного налогообложения
Изучить этапы реформирования системы акцизного налогообложения
Введение
1. СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………4
История возникновения акцизного налогообложения………………………………..4
Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…………………..8
2.система налогообложения акцизами на нефтепродукты ………….29
2.1 Реформа системы акцизного налогообложения………………………………………29
2.2 Сравнительный анализ поступления акцизов на нефтепродукты в бюджеты
различных уровней на примере Ханты-Мансийского
автономного округа Югры…………………………………………………………..41
3. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения…49 акцизов на нефтепродукты
3.1 Проблемы развития системы налогообложения………………………………………..49
3.2 Налоговая политика и перспективы развития системы налогообложения акцизов на нефтепродукты…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников………………………………………………………….70
Рисунок 4 – Поступление акцизов на нефтепродукты на территории ХМАО-Югры по уровням бюджетов в 2006 году.
Пропорция распределений между бюджетами сохраняется в 2004, 2005 и 2006 годах, это видно из рисунков 2, 3 и 4.
Из всего выше указанного можно сделать вывод, что с каждым годом поступления по акцизам на нефтепродукты возрастают на 20%.
Как мы видим из таблиц № 2-4 доля поступлений акцизов на нефтепродукты в Смоленскую область значительно велика, это объясняется тем, что Бюджетным кодексом начиная с 2003 года распределение доходов по акцизам на нефтепродукты в процентном соотношении, как это указывалось выше, изменились в следующей пропорции: 40 % отчислений в федеральный бюджет, 10% отчислений в бюджет субъекта, 50% в Смоленскую область.
Причинами увеличения поступлений акцизов на нефтепродукты в 2005 году по сравнению с 2004 годом послужил Федеральный законом от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 г. произведена индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 8%.
Так, с 1 января 2004 г. ставки акцизов на нефтепродукты были установлены в следующих размерах (см. таблицу 6):
Таблица 5- ставки акцизов на нефтепродукты в 2004 и 2005 году
Наименование нефтепродукта |
Ставка акциза
за 1 т |
Ставка акциза
за 1 т |
- бензин автомобильный
с октановым |
2460 |
2657 |
- бензин автомобильный
с иными |
3360 |
3629 |
- дизельное топливо |
1000 |
1080 |
- масло для
дизельных и (или) |
2732 |
2951 |
- прямогонный бензин |
0 |
0 |
Увеличение поступлений
Доля акцизов на нефтепродукты в налоговых доходах, поступающих в консолидированный бюджет на территории ХМАО - Югры, не велика. Однако данный вид налога находится по поступлениям не на самом последнем месте среди других видов налогов и сборов. Например, в 2006 году доля акцизов на нефтепродукты составила 1%, от общей суммы поступившей в бюджетную систему Российской Федерации. Несмотря на это они занимают примерно шестое – седьмое место по поступлениям. (рисунок 5)
Рисунок 5 – Структура налоговых доходов администрируемых УФНС России по ХМАО-Югре в 2006г.
Среди других товаров, подлежащих налогообложению акцизами, нефтепродукты по поступлениям в бюджетную систему РФ занимают лидирующее положение.
Таблица 6 – Доля поступлений акциза на нефтепродукты в общем объеме поступлений налога по округу
Период |
Поступление акцизов по подакцизным товаром, производимым на территории РФ, тыс. руб. |
Поступление акцизов на нефтепродукты, тыс. руб. |
Доля акцизов на нефтепродукты в общей сумме акцизов, % |
2004 г. |
3 556 551 |
2 797 231 |
79% |
2005 г. |
3 911 383 |
3 324 793 |
85% |
2006 г. |
4 212 380 |
3 825 720 |
87% |
Из таблицы 7 видно, что акцизы на нефтепродукты обеспечивают большую долю поступлений акцизов по подакцизным товарам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. И с каждым годом эта доля возрастает, если в 2004 году доля акцизов на нефтепродукты в общей сумме акцизов составляла 79%, то в 2006 году эта доля увеличилась уже до 87%.
Таблица 7 – Уровень собираемости акциза на нефтепродукты в 2004-2006 г.г. по ХМАО-Югре
Период |
Начислено к уплате, тыс. руб. (план) |
Поступило, тыс. руб. (факт) |
Уровень собираемости, % |
2004 г. |
2 261 247 |
2 797 231 |
123 |
2005 г. |
3 248 720 |
3 324 723 |
105 |
2006 г. |
4 101 880 |
4 150 890 |
109 |
Уровень собираемости акциза на нефтепродукты с 2004 по 2006 г.г. по ХМАО-Югре показывает, что поступления значительно превышают сумму начислений. (Таблица 8)
Таблица 8 Структура поступлений акцизов на нефтепродукты по видам нефтепродуктов
Вид подакцизного товара |
2004 г. |
2005 г. |
2006г. | |||
Поступило, тыс. р. |
Доля в структуре поступлений |
Поступило, тыс. руб. |
Доля в структуре поступлений |
Поступило, тыс. руб. |
Доля в структуре поступлений | |
Автомобильный Бензин |
1 357 613 |
48,6% |
1 690 596 |
50,9% |
1 720 580 |
44,9% |
Дизельное топливо |
1 421 855 |
50,8% |
1 620 586 |
48,7% |
1 739 360 |
45,4% |
Моторное масло |
17 763 |
0,6% |
13 541 |
0,4% |
18 780 |
0,4% |
Всего |
2 797 231 |
100% |
3 324 723 |
100% |
3 825 720 |
100% |
В структуре поступлений акцизов на нефтепродукты по видам нефтепродуктов с 2004 года по 2006 год примерно 50% приходится на акциз с автомобильного бензина, остальные 50% поступает от акциза на дизельное топливо, менее 1% поступлений обеспечивает акциз на моторное масло. (Таблица 9)
В 2006 году на территории округа по данным налогового органа в консолидированный бюджет поступило акцизов на нефтепродукты 3 825 720 тыс.руб. Следует отметить что с каждым годом сумма поступлений от акцизов на нефтепродукты возрастает примерно на 20 %. По поступлениям среди других налогов акцизы на нефтепродукты занимают седьмое место. И являются основными среди других подакцизных товаров. Но в бюджет округа поступает только 10% акцизов на нефтепродукты, остальное направляется в Федеральный бюджет.
Проблемы развития системы налогообложения акцизов за 2006 год: исходя из порядка предоставления налоговых вычетов, система обложения акцизами нефтепродуктов была построена таким образом, что каждый имеющий свидетельство продавец этих товаров, осуществляющий деятельность по их производству, оптовой или оптово-розничной реализации, при условии подтверждения факта начисления акциза покупателем этих нефтепродуктов (также имеющим свидетельство) имел право уменьшать начисленную им по полученным нефтепродуктам сумму акциза на акциз, начисленный их покупателем.
В результате имеющие свидетельство покупатели нефтепродуктов получали от продавцов, обладающих свидетельством (и, соответственно, правом на налоговые вычеты начисленной ими суммы акциза), нефтепродукты по цене без акциза и сами начисляли его в день их приобретения в собственность.
Например, если
имеющий свидетельство
Производитель начисляет акциз на объем оприходованных нефтепродуктов, выработанных им из собственного сырья. При этом поскольку сумма акциза, исчисленная налогоплательщиками по данной операции, в случае передачи нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается, производитель формирует отпускную цену без акциза и принимает его к вычету. Оптовик начисляет, в свою очередь, акциз на объем приобретенных нефтепродуктов и также принимает его к вычету при реализации этих нефтепродуктов (по цене без акциза) на АЗС. АЗС начисляет акциз по полученным объемам и, поскольку согласно нормам п.8 ст.200 НК РФ (с 1 января 2007 года утратила силу) не имел права на налоговые вычеты, уплачивает этот акциз в бюджет. Таким образом, в рассматриваемом случае бремя уплаты акциза перенесено на розничное звено (приложение 3).
Если бы в вышеприведенной цепочке движения нефтепродуктов у АЗС не было свидетельства, то налоговая нагрузка легла бы на имеющего свидетельство оптовика, так как при реализации нефтепродуктов лицу, не обладающему свидетельством, он лишается права на налоговый вычет начисленного им акциза и, соответственно, должен уплатить его в бюджет (приложение 4). При этом (поскольку пп.3 п.4 ст.199 НК РФ было установлено, что сумма акциза, начисленная по операциям получения нефтепродуктов при их реализации лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость этих нефтепродуктов) АЗС приобретала бы их по цене с учетом начисленного оптовиком акциза, но сама акциз по приобретенным объемам не начисляла.
При отсутствии у оптовика свидетельства производитель нефтепродуктов из собственного сырья, имеющий свидетельство, лишался права на налоговые вычеты, уплачивал начисленную им сумму акциза в бюджет и включал ее в цену реализации оптовику, который акциз по полученным (приобретенным) нефтепродуктам не начислял и не уплачивал (приложение 5).
До изменения
2007 года п. 8 ст 200 НК РФ гласил, что
не имеющий свидетельства
Таким образом, производитель нефтепродуктов из собственного сырья не получал налоговых вычетов в случае отсутствия свидетельства либо у него, либо у покупателя этих нефтепродуктов.
Налоговые вычеты, которые были установленные п.8 ст.200 НК РФ, не распространялись на операции по передаче нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья, собственнику этого сырья независимо от наличия свидетельства у собственника или у переработчика сырья.
Так, если собственник давальческого сырья имел свидетельство, передача ему переработчиком этого сырья выработанных из него нефтепродуктов не являлось объектом обложения акцизами. Соответственно, переработчик (независимо от наличия или отсутствия у него свидетельства) не начислял акциз по этой операции. Обязанность по начислению акциза по передаваемым нефтепродуктам возникала при их получении у имеющего свидетельство давальца, который при дальнейшей реализации этих нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельство, получит право на налоговый вычет начисленной суммы.
При передаче нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья, не имеющему свидетельства собственнику этого сырья переработчик (независимо от наличия или отсутствия у него свидетельства) должен был уплатить начисленный им по этой операции акциз и предъявить его к оплате собственнику, который в случае дальнейшей реализации этих нефтепродуктов включал этот акциз в отпускную цену.
Если лицо, имеющее свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, реализовала полученные им нефтепродукты в режиме оптовой торговли другому лицу, имеющему свидетельство, то необходимо иметь в виду, что право на налоговые вычеты суммы акциза, начисленной при получении нефтепродуктов, распространялось лишь на лиц, имеющих свидетельство на производство, на оптовую реализацию и на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, то НК РФ, до происшедших изменений с 1 января 2007 года, не предусматривал уменьшение вышеуказанной суммы акциза лицами, имеющими свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, даже в случае их реализации налогоплательщику, имеющему свидетельство.
Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития