Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание

Целью написания выпускной квалифицированной работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.
Исходя из этой цели исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения акцизного налогообложения
Раскрыть экономическую сущность акциза
Охарактеризовать основные элементы системы акцизного налогообложения
Изучить этапы реформирования системы акцизного налогообложения

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………4
История возникновения акцизного налогообложения………………………………..4
Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…………………..8
2.система налогообложения акцизами на нефтепродукты ………….29
2.1 Реформа системы акцизного налогообложения………………………………………29
2.2 Сравнительный анализ поступления акцизов на нефтепродукты в бюджеты
различных уровней на примере Ханты-Мансийского
автономного округа Югры…………………………………………………………..41
3. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения…49 акцизов на нефтепродукты
3.1 Проблемы развития системы налогообложения………………………………………..49
3.2 Налоговая политика и перспективы развития системы налогообложения акцизов на нефтепродукты…………………………………………………………..57

Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников………………………………………………………….70

Работа состоит из  1 файл

донор.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

С 1 января 2003 г. действовала принципиально новая  система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами.

С этого времени  возникновение объекта налогообложения  поставлено в зависимость от наличия  у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Соответственно, количество налогоплательщиков зависело от того, сколько лиц - участников российского  рынка нефтепродуктов имеют это свидетельство.

Получение свидетельства  на добровольной основе и осуществление  операций с нефтепродуктами без  свидетельства законом не запрещалось. Наличие свидетельства у продавца и покупателя нефтепродуктов давало право на налоговый вычет.

несение этих существенных изменений в порядок налогообложения  операций с нефтепродуктами было вызвано целым рядом причин.

Во-первых, в  связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных  дорог и налога с владельцев транспортных средств необходимо было компенсировать выпадавшие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для этого 50 % от акцизов на нефтепродукты стали  поступать на финансирование работ  по содержанию, ремонту, строительству  автомобильных дорог субъектов РФ. Одновременно была произведена индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 45%.

Новый порядок  обложения с 1 января 2003г. акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, был призван перенести налоговую  нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предполагалось, должно было позволить распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях

Во-вторых, порядок  обложения с 1 января 2003г операций с нефтепродуктами должен был  решить существующую в сфере потребления  и реализации подакцизных нефтепродуктов проблему налоговых потерь в результате значительных объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. В результате смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками  получается некачественный бензин, недоступный для налогообложения. Данный порядок, позволяющий отследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести и этот нефтепродукт из тени.

В-третьих, при  осуществлении контроля налогообложения  нефтепродуктов по всей цепочке "производитель - посредники - продавец" налоговые  органы имели возможность администрировать не только акциз, но также НДС и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их перепродажи.

Данная система  налогообложения действовала уже  более трех лет. И имеет ряд  проблем, которые мешали ей полностью реализовать те цели, ради которых она и была создана.

В результате применения введенного с 1 января 2003 г. порядка  налогообложения нефтепродуктов акцизами система отношений хозяйствующих  субъектов, занятых в сфере производства и реализации нефтепродуктов, действительно стала более прозрачной для осуществления налогового контроля. Цепочки прохождения нефтепродукта от производителя до конечного потребителя значительно сократились,  так как с рынка нефтепродуктов исчезли мелкие оптовики. У налоговых органов появилась возможность контролировать реальные объемы реализации нефтепродуктов и суммы полученной выручки по этим операциям. Налаживается комплексный контроль в отношении плательщиков акциза на нефтепродукты, позволяющий эффективно осуществлять налоговое администрирование уплаты этого налога, а также других бюджетообразующих налогов, прежде всего налога на прибыль организаций и НДС.      

Таким образом, в результате введения с 1 января 2003 г. порядка уплаты акцизов задача повышения уровня администрирования этого налога в сфере производства и реализации нефтепродуктов в принципе реализована.

В условиях действия с 1 января 2003 г. системы обложения  акцизами нефтепродуктов отсутствие свидетельства  у того или иного участника  движения нефтепродуктов от производителя до их реализации конечному потребителю приводило к двойному налогообложению одного и того же объема нефтепродуктов. Что являлось нарушением одного из основных принципов налогообложения, и делает товар не конкурентоспособным.

Установлен ряд случаев, когда имеющий свидетельство покупатель, получив от имеющего свидетельство поставщика нефтепродукты по цене без акциза и начислив по этим нефтепродуктам акциз, уплачивал только незначительную часть начисленной суммы (или не уплачивает ее вообще), после чего налоговую отчетность он более не представлял и по своему местонахождению не находился.

В результате оставшаяся сумма начисленного покупателем  нефтепродуктов акциза числится в недоимке, поскольку применить к этому  налогоплательщику меры принудительного взыскания задолженности налоговым органом не представлялось возможным.

Налогоплательщики применяли различные схемы уклонения  от уплаты акцизов на нефтепродукты, незаконным способом получали право  на налоговый вычет по  нефтепродуктам.

Только около 30% участников рынка нефтепродуктов имеют свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами.

Прежде всего, этот факт объяснялся тем, что значительное количество участников рынка нефтепродуктов (как производителей, так и оптовых  поставщиков) не имели права на получение свидетельства. В то же время от лиц, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, в массовом порядке поступали  заявления об аннулировании уже выданных им свидетельств.

Следствием  повсеместных отказов участников российского  рынка нефтепродуктов от получения свидетельств являлись сосредоточение поступлений акцизов на нефтепродукты в относительно небольшом количестве регионов по месту их производства, а также в регионах, на территории которых находились оптовые поставщики первого звена.

В результате около 70% всех поступлений акцизов на нефтепродукты  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  приходится всего на 6 - 7 регионов.

Наиболее стабильными  источниками поступлений акцизов  на нефтепродукты, так же как и  прежде, являлись производители этих товаров.

Федеральный закон  от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений  в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации" вступивший в силу с 01.01.2007. Законодатели внесли изменения в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ. В целях упрощения администрирования акцизов на нефтепродукты изменен действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина.

Из числа  налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной  и розничной реализации нефтепродуктов. В связи с этим признана утратившей силу статья 179.1, определявшая порядок  выдачи организациям и индивидуальным предпринимателям свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Теперь, в целях налогообложения операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются непосредственные производители прямогонного бензина и лица, осуществляющие производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина. В отношении прямогонного бензина сохраняются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.  
Также устанавливаются переходные положения по порядку уплаты акцизов после 1 января 2007 года по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имевшим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до указанной даты.

Новый закон  признает утратившим силу статью 179.1. «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами», но добавляет новую статью 179.3. «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином». В отношении прямогонного бензина сохраняются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. При этом законом предусматривается выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производителю прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина).

Так, ст. 179.1 ранее  обязывала организации получать свидетельства на производство, оптовую, оптово-розничную и на розничную реализацию нефтепродуктов. Теперь это требование отменено. Согласно ст. 179.3, 1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином (далее в настоящей главе - свидетельство), выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

1) производство  прямогонного бензина - свидетельство  на производство прямогонного  бензина;  
2) производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, - свидетельство на переработку прямогонного бензина.  
Законодатель подкорректировал ст. 182 НК РФ (Объект налогообложения).  
Утратили силу некоторые положения закона, признающие объектом налогообложения следующие операции: оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Это положение, прежде всего, касалось нефтеперерабатывающих заводов, а также всех тех, кто путем смешения низкооктановых бензинов и всевозможных присадок получает бензин с более высоким октановым числом. Завод при оприходовании или получении нефтепродуктов по давальческим схемам (в качестве оплаты за переработку) в любом случае должен был исчислять и платить акциз исходя из объемов оприходованных (полученных) нефтепродуктов. Суммы уплаченных акцизов относились у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При дальнейшей реализации оприходованного (полученного) топлива завод, имеющий Свидетельство, при соблюдении установленной процедуры и представлении в налоговый орган необходимых документов, получал право на вычет, а завод, не имеющий Свидетельства, включал начисленный (уплаченный) акциз в цену реализуемого топлива.

Также утратили силу положения: о налогообложении операции получения на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, а именно приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки; передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья  и  материалов,  не  имеющему  свидетельства.  
В свою очередь теперь закон облагает налогом операцию получения (оприходования) прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина – подпункт 21 п.1 статьи 182. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность, оприходованием прямогонного бензина признается принятие к учету прямогонного бензина.

Статья 187. «Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров» в отношении бензина дополнена  следующим пунктом: п.8. «Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении».

Размеры ставок акцизов на нефтепродукты законодатель сохранил на действующем уровне.

В ст. 194 «Порядок исчисления акциза» под процентной долей стоимости товара законодатель определил «максимальную розничную цену», заменив определение стоимости как «суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлине».

В отношении  сроков и порядка уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами ст. 204 предусматривает уплату акциза по прямогонному бензину налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что касается  каких либо проблем связанных  с нововведением на нефтепродукты, которые произошли с 1 января 2007 года в системы налогообложения акцизов  на нефтепродукты, то пока об этом еще рано говорить так как по моему мнению налогоплательщик еще не понял как это отразится на нем в будущем. 

Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития