Государственное
регулирование – комплекс мер
законодательных, исполнительных и судебных
органов власти, а также контрольных функций,
осуществляемых на основе нормативных
правовых актов государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации существующей социально-экономической
системы.
Цель
государственного регулирования предпринимательской
деятельности хозяйствующих субъектов
реализуется через три основные функции:
1)
создание условий цивилизованного
функционирования рынка:
- определение
формы собственности хозяйствующих субъектов
и правил управления;
- создание
механизма обеспечения исполнения хозяйственных
договоров;
- предупреждение
споров между хозяйствующими субъектами
и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов
и прав потребителей продукции хозяйствующих
субъектов;
- установление
денежной системы;
- установление
стандартов и мер на продукцию.
2)
стратегическое планирование науки
и научно-технического прогресса;
3)
решение макроэкономических проблем:
- объем национального
производства;
- пропорциональность
развития экономики;
- темпы экономического
роста;
- внешнеэкономический
баланс страны;
- уровень занятости
трудоспособного населения страны;
- социальная
защита.
Специфика
рыночных отношений, так же как и вид субъекта
предпринимательской деятельности, обусловливает
пределы, формы и методы государственного
контроля, регулирования и управления
предпринимательской деятельностью хозяйствующих
субъектов.
При
выборе средств государственно-правового
воздействия на рыночные отношения имеет
значение экономическая среда (внешняя
и внутренняя), в которой действует хозяйствующий
субъект. Под экономической средой понимаются
условия и факторы, которые воздействуют
на функционирование хозяйствующего субъекта,
принятие им решений.
Государственно-правовому
регулированию в большей степени
подвержены факторы внешней экономической
среды, которые делятся на следующие категории:
- характер
рыночных отношений;
- характер
правовых связей между хозяйствующими
субъектами;
- общесоциальные
факторы;
- общеэкономические
условия;
- общеполитические
факторы.
Рынок
– система экономических отношений
между продавцами и покупателями,
основными элементами которой являются
спрос, предложение и цена. Поскольку эти
элементы не во всем предсказуемы, говорить
об эффективности прямого государственно-правового
воздействия на рынок (механизм рыночных
отношений) не приходится. Многие процессы
здесь не подвластны правовому регулированию.
И это в определенном смысле благо для
общества.
Контроль
и последующее государственное регулирование
в предпринимательской сфере подразделяются
на прямой и косвенный. На практике трудно
отдать предпочтение какому-либо виду,
так как косвенный контроль и регулирование
проявляют себя иногда как весьма эффективное
средство. Сюда относятся: система льгот
и налогов; ценовая политика; регулирование
занятости населения, профессиональной
подготовки; влияние на развитие инфраструктуры,
информационное обеспечение и т. д.
К
прямому государственному контролю
и регулированию относят: финансовый,
экологический, санитарный, пожарный,
за мерой весов и денежной единицы, за
качеством и сертификацией продукции.
Эти
и другие, прямые и косвенные, меры
осуществляются в правовой и организационной
форме как в процессе правотворческой
деятельности, так и в ходе реализации
права.
Вмешательство
государства в сферу предпринимательской
деятельности хозяйствующих субъектов
обусловлено следующими обстоятельствами:
- предупреждением
экологических катастроф и решением экологических
проблем, порождаемых свободой выбора
субъектами сферы экономической деятельности;
- борьбой с
криминализацией предпринимательских
отношений;
- предотвращением
экономических кризисов, социальных потрясений;
- контролем
за использованием общенациональных ресурсов;
- социальной
защитой наименее обеспеченных слоев
населения.
На
практике и в теории многие считают,
что характер отношений между
государством и субъектом предпринимательской
деятельности представляется как партнерство.
На самом же деле это не так, где
государство выступает в качестве
политической и властной структуры, его
"партнеры" вынуждены следовать воле
государства, где последнее выступает
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, – идет конкурентная борьба.
Вместе с тем государство и субъект предпринимательской
деятельности зависят друг от друга, взаимно
дополняют друг друга в решении общенациональных
задач.
В
обобщенном виде в задачи государственного
регулирования входят:
- разработка,
принятие и контроль законодательства,
обеспечивающим правовую основу и защиту
интересов предпринимателей;
- повышение
эффективности государственного регулирования
и снижение соответствующих издержек;
- ослабление
прямых форм вмешательства и бюрократического
контроля над деятельностью предприятий;
- создание
условий для свободной и добросовестной
конкуренции на рынке, свободного перемещения
товаров на внутреннем и внешнем рынках,
контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение
товарно-денежного и бюджетного равновесия
посредством финансовой, налоговой, процентной
политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание
текущих и перспективных направлений
развития экономики: структурно — инвестиционной
политики и научно — технической политики;
- содействие
долговременному росту накопления капиталов
и стабильному развитию, сдерживание инфляции
экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной
сферы деятельности;
- обеспечение
свободного передвижения рабочей силы
и соблюдения норм трудового законодательства,
регулирование частного найма и порядка
оплаты труда;
- поддержание
социального равновесия и приемлемого
для большинства населения уровня дифференциации
и распределения доходов.
Характеризуя
государственное регулирование
экономики в современных условиях,
прежде всего, необходимо отметить, что
центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию государства
в организационно — хозяйственном регулировании
производства. Его основными задачами
являются:
- осуществление
структурной перестройки производства,
что предполагает создание новых отраслей,
ориентированных на экспорт, модернизацию
традиционных отраслей и приспособление
их продукции к требованиям мирового рынка,
переориентацию отдельных видов производств
на мировые рынки в рамках международной
специализации;
- повышение
конкурентоспособности продукции экспортных
отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование
возможностей долгосрочного обеспечения
производства гарантированными источниками
поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление
положения в приоритетных и наиболее прогрессивных
отраслях экономики, ориентация их на
обслуживание экспортного производства;
- пересмотр
форм связей между краткосрочными и долгосрочными
мерами правительственной политики, традиционное
воздействие на конъюнктуру, основанное
на регулировании спроса, которое все
теснее переплетается с мерами государственного
регулирования внешнеэкономических связей;
- использование
мер воздействия на процесс концентрации
в ведущих отраслях экономики, в том числе
специализированных на экспорт, осуществление
мероприятий, направленных на укрепление
организационной структуры крупных фирм,
развитие новых форм связей между ними.
- Основные
направления и
цели государственного
регулирования предпринимательства
Государственное
регулирование современного предпринимательства
осуществляется с помощью системы
типовых мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера правомочными
государственными учреждениями в целях
стабилизации и приспособления предпринимательства
к изменяющимся условиям. Оно реализуется
с помощью специальной системы мер, предусматривающей
использование законодательной базы,
актов, указов, а также различных нормативных
документов.
В
своих работах Макконел и Брю
называют пять основных направлений
государственного вмешательства:
- обеспечение
правовой базы и общественной атмосферы,
способствующих эффективному функционированию
рыночной системы;
- защита конкуренции;
- перераспределение
доходов;
- перераспределение
ресурсов;
- меры по стабилизации
экономики в целом (поддержание стабильности
уровня цен и обеспечение полной занятости).[36,
С. 45]
Опираясь
на этот перечень, можно предложить
следующую классификацию направлений
государственного регулирования рыночной
экономики:
1)
обеспечение правовой базы и
общественной атмосферы, способствующих
эффективному функционированию рыночной
системы:
-
гарантирование государством (через принятие
соответствующих правовых норм и контроля
за их исполнением) права частной собственности,
без которой невозможно сформировать
рыночную экономику;
-
предоставление юридического статуса
хозяйствующим субъектам (государственное
регламентирование организационно- правовых
форм субъектов предпринимательской деятельности);
-
государственное регламентирование
договорных отношений между субъектами
рынка, а также между ними
и гражданами; регламентирование
государством ответственности сторон
за невыполнение (ненадлежащие выполнение)
взятых на себя обязательств;
-
выполнение государством (его судебными
органами) функций арбитража при разрешении
споров, возникающих между сторонами в
ходе осуществления предпринимательской
деятельности;
-
поддержание общественного порядка,
обеспечение безопасности граждан,
защита их собственности;
-
охрана окружающей среды;
2)
защита конкуренции и ограничение
монополистической деятельности:
-
введение запретительных мер
в отношении любых действий, направленных
на ограничение свободной конкуренции;
-
контроль за деятельностью естественных
монополий путем государственного
регламентирования цен на соответствующие
товары и услуги, а также путем регламентирования
их качества;
- перераспределение
доходов (трансферты):
- применение
прогрессивных ставок налогообложения,
предусматривающих рост той их части,
которая отчисляется в виде налога государству
для удовлетворения общественных нужд;
- установление
минимального размера оплаты труда;
4)
перераспределение ресурсов:
- в целях финансирования
природоохранных мероприятий;
- для финансового
обеспечения строительства и эксплуатации
маяков и т.д.;
- для финансирования
сферы услуг;
- государственная
поддержка отдельных видов бизнеса;
- государственное
регламентирование трудовых отношений,
поддержка социального партнерства;
- государственное
регламентирование внешнеторговой деятельности;
- регулирование
валютного курса;
- стабилизация
макроэкономических процессов.
Для
того чтобы осуществлять государственное
регулирование предпринимательства,
необходимы определенные инструменты
— правовые, экономические и административные
рычаги.[43, С. 525]
Экономические
рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской
деятельности не прямо, а посредством
влияния на их экономические интересы.
Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают
деятельность, но заставляют предпринимателя
принимать решения о целесообразности
расширения, сохранения или прекращения
своего бизнеса в изменяющихся под воздействием
государства экономических условиях.
К
таким рычагам можно отнести денежно
— кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую
политики.
Денежно
— кредитная политика основывается
на регулировании реального предложения
денег в экономике, т.е. денежной массы.
Основными инструментами, которыми орудует
Центральный банк, являются учетная ставка,
норма обязательных резервов и операции
по купле — продаже государственных ценных
бумаг на открытом рынке [17, С. 23-29].