Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Государственное регулирование – комплекс мер  законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

     Цель  государственного регулирования предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

     1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

     2) стратегическое планирование науки  и научно-технического прогресса;

     3) решение макроэкономических проблем:

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

     Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

     При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

     Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

  • характер рыночных отношений;
  • характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
  • общесоциальные факторы;
  • общеэкономические условия;
  • общеполитические факторы.

     Рынок – система экономических отношений  между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

     Контроль  и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

     К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

     Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

     Вмешательство государства в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

  • предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
  • борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
  • предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
  • контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

     На  практике и в теории многие считают, что характер отношений между  государством и субъектом предпринимательской  деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где  государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  1. разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  2. повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  3. ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;
  4. создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  5. обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  6. сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно — инвестиционной политики и научно — технической политики;
  7. содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  8. обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
  9. поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что  центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно — хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

  1. осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  2. повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  3. поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  4. укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  5. пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  6. использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
    1. Основные  направления и  цели государственного регулирования предпринимательства

     Государственное регулирование современного предпринимательства  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

     В своих работах Макконел и Брю  называют пять основных направлений  государственного вмешательства:

  1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
  2. защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов;
  4. перераспределение ресурсов;
  5. меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).[36, С. 45]

     Опираясь  на этот перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного регулирования рыночной экономики:

     1) обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:

     - гарантирование государством (через принятие соответствующих правовых норм и контроля за их исполнением) права частной собственности, без которой невозможно сформировать рыночную экономику;

     - предоставление юридического статуса  хозяйствующим субъектам (государственное регламентирование организационно- правовых форм субъектов предпринимательской деятельности);

     - государственное регламентирование  договорных отношений между субъектами  рынка, а также между ними  и гражданами; регламентирование  государством ответственности сторон за невыполнение (ненадлежащие выполнение) взятых на себя обязательств;

     - выполнение государством (его судебными  органами) функций арбитража при разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;

     - поддержание общественного порядка,  обеспечение безопасности граждан, защита их собственности;

     - охрана окружающей среды;

     2) защита конкуренции и ограничение  монополистической деятельности:

     - введение запретительных мер  в отношении любых действий, направленных на ограничение свободной конкуренции;

     - контроль за деятельностью естественных  монополий путем государственного регламентирования цен на соответствующие товары и услуги, а также путем регламентирования их качества;

  1. перераспределение доходов (трансферты):
    • применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;
    • установление минимального размера оплаты труда;

     4) перераспределение ресурсов:

  • в целях финансирования природоохранных мероприятий;
  • для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;
  • для финансирования сферы услуг;
    1. государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
    2. государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;
    3. государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
    4. регулирование валютного курса;
    5. стабилизация макроэкономических процессов.

     Для того чтобы осуществлять государственное  регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.[43, С. 525]

     Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской  деятельности не прямо, а посредством  влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

     К таким рычагам можно отнести денежно — кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую политики.

     Денежно — кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле — продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке [17, С. 23-29].

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса