Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     В отношении налогообложения малых  предприятий действуют специальные режимы налогообложения. По данным опросов лишь 50% – 60% респондентов известно об этом законопроекте. Такая ситуация обусловлена недостаточными знаниями предпринимателей в области экономики и фискальной политики, отсутствием своевременной и полной информации о правилах налогообложения. Кроме того, низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законодательствах свидетельствует о высокой доле теневого оборота.

     С 8 декабря 1995 года на территории Российской Федерации действует закон об упрощенной системе налогообложения, предусматривающий замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы – для физических лиц), налога на имущество организаций (физических лиц) и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей). По результатам анкетирования 2004 года, 83,3% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием. Максимальное количество предпринимателей, довольных этим законопроектом, заняты в сфере транспорта (90,3%) и торговли (86,4%). При этом число респондентов, положительно реагирующих на введение единого налога, из года в год стабильно увеличивается.

     Федеральный Закон о системе налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности был принят 16 июля 1998 года и претерпел редакции в 1999, 2001 и 2002 годах. В редакции Федерального закона от 31. 12.2002 года № 191-ФЗ уплата организациями данного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доход с физических лиц, налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

     После перехода на единый налог на вмененный  доход, по мнению 28,7% опрошенных в 2006 году, сумма уплаченных ими налогов стала меньше, 19,6% респондентов считают, что стали платить больше, 51,7% опрошенных не находят изменений в этой области. Динамика числа ответивших на данный вопрос в период обследований 2006-2008гг. носит неустойчивый характер. При этом количество респондентов, свидетельствующих об уменьшении налоговых сумм варьируется от 24% до 47%, об увеличении - от 9% до 24%. Стабильно около половины предпринимателей не ощущают на себе влияния налоговых нововведений.

     По поручению Президента России Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса, в котором разработан специальный режим применения единого налога на вмененный доход. Первый вариант – 8% налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников). Второй вариант – 20% налог с чистой прибыли (все доходы минус расходы, связанные с извлечением этой прибыли).

     Мнения  предпринимателей на вопрос о предпочтении одного из вышеуказанных вариантов налогообложения разделились поровну, с незначительным перевесом (в 2007 году на 2 процентах пункта) в сторону 20% налога с чистой прибыли. При этом предпочтение 8% налогу с выручки отдают предприниматели, занятые на транспорте (70,6%). В сфере торговли и общественного питания картина обратная: 71,4% считают наиболее приемлемым 20% налог с чистой прибыли. Предприниматели сферы материального производства (промышленность, строительство) показал и одинаковое отношение к обоим вариантам налогообложения.

     В результате налоговых нововведений по оценкам предпринимателей механизм представления отчетности органам государственной власти существенно не упростился. В обследовании 2007 года, в среднем по предложенной номенклатуре органов власти, 1/3 респондентов заявила об упрощении процедуры отчетности, оставшиеся 2/3 признают механизм предоставления отчетности неизменным. Наибольшие оценки об упрощении отчетное (35,4%) высказаны относительно налоговой инспекции. Опрос 2007 года носит более оптимистичный характер и насчитывает около половины положительных оценок.

     Следующая проблема, стоящая на сегодняшний  день перед предпринимателями республики – нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2006-2008 гг. не снижается: если в 2006 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2008 году – 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь, по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств, и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, предпринимателей-промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (30%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно – складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.

     Однако  результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем  аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение аренды не подают. Остальные – высказывают недовольство существующими условиями аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены.

     По  данным опросов 2006 – 2008 гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2006 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие годы. Наличие желающих арендовать объекты менее, чем на год, в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, с другой – о мобильности и динамичности предпринимательских действий.

     Отмеченный  в ходе обследования 2006 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален – это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.

     По  результатам обследований 2006 – 2008 гг. особо насущными проблемами для предпринимателей традиционно являются недостаток финансовых средств (17,5% а 2006г.), высокий уровень налогообложения (15,8%), неплатежеспособность потребителей (11,7%), отсутствие рекламы (7,5%), сложности со сбытом продукции (7,4%), юридическая незащищенность (5,6%), а также многие другие, представленные.

     При этом актуальность одних проблем  из года в год нарастает, других –снижается, однако основная их масса остается неизменной.

     Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:

  1. Недостаток финансовых средств.
  2. Отсутствие рекламы своей деятельности.
  3. Уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию.
  4. Высокий уровень налогообложения.
  5. Юридическая незащищенность.
  6. Поиск инвесторов.

     Помимо  социально – экономических проблем, представители малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. А именно, существуют разногласия с предприятиями коммунальных служб в плане оказания услуг, а также с органами, выдающими сертификаты и лицензии. Так, данные исследования 2004 года показывают, что с коммунальными предприятиями проблемные ситуации возникают достаточно редко. В частности, о наличии трений с ГТС сообщили только 5,3% опрошенных (в 2007г.- – 8,4%), с предприятиями электросети - 5% (в 2007г. – 4,2%). Чаще противоречия возникают в контактах с учреждениями, ведающими вопросами лицензирования (14%), отвода земли (9,7%), сертификации (10,1%). В целом, по сравнению с обследованиями предыдущих лет, взаимодействие предпринимателей с выше указанными службами стало менее проблемным.

     В процессе своей деятельности предприниматели  нередко подвергаются проверке со стороны  контролирующих органов. Около 2/3 респондентов отметили, что за последние полгода их предприятие подвергалось проверке до 5 раз. Наиболее часто осуществляется контроль финансовой деятельности (49% респондентов), качества товаров и услуг (31%), организации охраны труда (24,4%). Причем давление органов, контролирующих финансовую деятельность предприятий, по сравнению с предыдущими обследованиями усилилось.

     Данные  обследования позволяют сделать  вывод, что предприниматели настроены  оптимистично и на ближайшее будущее  планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие  полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности. В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Данный разброс мнений сохраняется с периода проведения первого обследования 2006 года. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.

     Деятельность  в малом бизнесе нередко сопряжена с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из одним из способов эго оценки является самооценка настроения. Обследование 2006 года показало, что 60,8% респондентов имеют ровное, хорошее настроение, 6,2% – отличное настроение. Каждый шестой из опрошенных испытывает напряжение, тоску и страх, в предыдущем году каждый четвертый. Образ жизни, избранный предпринимателями, в той или иной мере устраивает около 3/4 респондентов, что также несколько выше, чем в предыдущем обследовании. В целом общественно – психологический климат для развития малого бизнеса в республике в настоящее время вполне благоприятный, и, судя по результатам опросов, за последние годы он до некоторой степени улучшился.

     Материальное  положение своих семей предприниматели  оценивают всегда субъективно – у каждого свой стандарт. Но, тем не менее, почти каждый второй представитель малого бизнеса определяет его как "очень хорошее" или "хорошее" (58,6%), каждый восьмой – как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2006 – 2008 гг. сократилось в 2 раза. В перспективе, повышение материального благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.

     Таким образом, результаты социологических  исследований проблем предпринимательства  в 2006 – 2008 гг. позволяют сделать следующие выводы:

  1. наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства;
  2. ухудшение условий – в области транспорта, торговли и общественного питания;
  3. отмечается низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законопроектах и нововведениях, (на уровне 50%);
  4. более 80% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием;
  5. в результате налоговых нововведений несколько упростился механизм предоставления отчетности в налоговую инспекцию;
  6. по-прежнему, респонденты ощущают нехватку производственных площадей;
  7. наблюдается ослабление остроты проблем налогообложения, юридической незащищенности, поиска инвесторов при усилении актуальности недостатка финансовых ресурсов, сложностей с рекламой своей деятельности, уменьшением спроса на продукцию;
  8. становится менее проблемным взаимодействие предпринимателей с коммунальными службами и органами лицензирования;
  9. в планы предпринимателей на ближайшее будущее входит развитие своего основного вида деятельности, поиск новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции, создание новых рабочих мест;
  10. общественно – психологический климат для развития малого бизнеса вполне благоприятный.

     Проанализировав перспективы развития предпринимательской  деятельности можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство в Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.

     Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками.

     Количество  административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил  и времени.

     Несмотря  на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. 
 
 

 

Заключение

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса