Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

     Опираясь  на законодательство, государство может  осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

     Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров [12].

     Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

     Важной  сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении  тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

     Важным  направлением государственного регулирования  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

     Важным  инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования [13]. 

 

  1. Особенности государственного регулирования  предпринимательства  в РТ
    1. Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства

     Закон Республики Татарстан  от 21 октября 2005 г. N 105-ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы" (с изменениями от 17 июля 2006 г.) Принят Государственным Советом РТ 9 сентября 2005 года. В соответствии со статьями 17 и 75 Конституции Республики Татарстан Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан является одним из важнейших элементов государственной экономической политики Республики Татарстан и определяет основные принципы, направления и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан.

     Целью Программы является повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан, увеличение удельного веса малого бизнеса в экономике Республики Татарстан.

     Программа направлена на выполнение следующих  задач:

  1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.
  2. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малого предпринимательства в Республике Татарстан.
  3. Развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и реализация приоритетных направлений развития предпринимательства.
  4. Оптимизация налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности.
  5. Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции.
  6. Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли;
  7. Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.
  8. Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса.
  9. Адаптация системы образования к потребностям предпринимательства.
  10. Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
  11. Дальнейшее развитие эффективной системы бизнес информационные коммуникации.
  12. Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнес с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения.
  13. Обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса.
  14. Содействие в развитии малого бизнеса, занятого в сфере сохранения и популяризации культурно-исторического наследия Республики Татарстан (художественные промыслы, туризм и т.д.).
  15. Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др.
  16. Оптимизация организационно − правовой структуры в сторону увеличения доли юридических лиц.
  17. Увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе и за счет замещения государственного присутствия в экономике и социальной сфере.
  18. Повышение социальной ответственности и эффективности малого бизнеса.
  19. Реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции.

     Основными направлениями Программы являются:

  1. Законодательное и иное нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства.
  2. Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс).
  3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего).
  4. Научно − методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий.
  5. Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
  6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
  7. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в жилищно − коммунальном хозяйстве.
  8. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства.
  9. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
  10. Формирование эффективной системы информационных коммуникаций.
  11. Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  1. Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%.
  2. Доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%.
  3. Уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуры и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%. По итогам 2003 года уровень социальной рентабельности составил 142%.
  4. Уровень заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.

     Исполнителями Программы являются: Министерства Республики Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, органы местного самоуправления, Торгово – промышленная палата Республики Татарстан, общественные объединения и организации.

     Малое предпринимательство обладает стабилизирующим эффектом для экономики – это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.

     По  данным выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий Республики Татарстан по основным показателям их деятельности, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в декабре 2003 года. Анализ добавленной стоимости в субъектах малого предпринимательства свидетельствует о том, что промежуточное потребление на малых предприятиях на 7 – 10% (у индивидуальных предпринимателей более чем на 15%) ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан.

     28 февраля 2001 года был принят  Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной  комплексной программы Республики  Татарстан по развитию малого  предпринимательства на 2001 – 2004 годы" (далее – Программа на 2001 – 2004 годы).

     Основные мероприятия Программы на 2001 – 2004 годы были направлены на решение следующих проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:

  1. отсутствие стабильной республиканской нормативной правовой базы;
  2. несовершенство системы налогообложения;
  3. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
  4. отсутствие механизмов самофинансирования (кредитных союзов, обществ взаимного страхования и др.);
  5. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
  6. отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  7. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
  8. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

     Государственная политика поддержки малого предпринимательства  является самостоятельным системным направлением социально – экономической политики республики. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Целевыми  показателями Программы на 2001 − 2004 годы являлись:

  1. увеличение количества малых предприятий;
  2. увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
  3. увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт Республики Татарстан.

     Сегодня можно сказать, что эти параметры достигнуты.

     Динамика  развития малого предпринимательства  в Республике Татарстан характеризуется  следующими показателями. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на 1 января 2005 года, в Республике Татарстан зарегистрировано 34944 малых предприятий и 130146 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов малого предпринимательства составляет 107861 (65,3% от общего количества субъектов), в т.ч. 22881 (65,5%) малых предприятий и 84980 (65,3%) индивидуальных предпринимателей.

     По  прогнозным данным, сумма доходов  от реализации товаров (работ и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2004 году возросла на 64% по сравнению  с 2003 годом и составила 126,6 млрд.рублей, что почти в 3 раза превышает сумму доходов, полученных в 2001 году.

     Данные  результаты позволили увеличить  удельный вес добавленной стоимости  субъектов малого предпринимательства  в экономике Республики Татарстан до 17%.

     В 2004 году суммы налоговых платежей субъектов малого предпринимательства составили 8,9 млрд.рублей, или более 9% от налоговых поступлений всех хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в бюджеты всех уровней, в том числе налоговые платежи малых предприятий – 7,6 млрд.рублей (прирост на 88% к 2001 году), а налоговые платежи индивидуальных предпринимателей − 1,2 млрд.рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2001 году.

     Экономическая активность малых предприятий растет. Так, за 2004 год доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса