Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     По  данным Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Республике Татарстан, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345,8 млн.рублей в 2001 году до 4032,4 млн.рублей в 2004 году.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в 2001 – 2004 годах реализация Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 − 2004 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.

     Настоящая Программа является составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 − 2010 годы и представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по увеличению количества малых предприятий, организации новых рабочих мест, увеличению заработной платы, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, увеличению удельного веса малого бизнеса в экономике республики и, соответственно, увеличению доходов Республики Татарстан, оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса, повышению доли добавленной стоимости и инновационной составляющей в ней.

     В соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год основными направлениями социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. N 555 "Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002 − 2006 годы", отраслевыми и межотраслевыми экономическими программами развития в Республике Татарстан, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым 28 июля 2004 года Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, дальнейшая реализация мер государственной поддержки в области малого предпринимательства должна основываться на следующих принципах:

  1. Равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
  2. Социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия.
  3. Приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства.
  4. Бюджетная эффективность от государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Достижение полной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости инфраструктуры поддержки малого бизнеса к 2010 году.

     Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом реализации системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и взаимосвязь целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Структура программных мероприятий представлена одиннадцатью направлениями (разделами), которые обеспечивают комплексный подход и межведомственную кооперацию, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи (ключевые мероприятия по реализации Программы).

     В результате осуществления Программы:

  1. доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%;
  2. доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%;
  3. уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуру и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%;
  4. уровень минимальной заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.

     Межведомственную  и межрегиональную координацию  и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Контроль за использованием бюджетных средств Республики Татарстан, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Счетная палата Республики Татарстан в рамках предоставленных полномочий.

     Функции текущего мониторинга реализации Программы  выполняют Торгово – промышленная палата Республики Татарстан и Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, оказывая содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.

     Ход выполнения Программы регулярно  рассматривается на заседаниях профильного  комитета Государственного Совета Республики Татарстан.

     Основным  механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий.

     Размещение  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках мероприятий Программы осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

     Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

     Финансирование  Программы в части мероприятий, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, ежегодно предусматривается при разработке проектов законов о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.

     Кроме того, реализация мероприятий Программы  может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения  средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.

     Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Для выполнения в полном объеме запланированных мероприятий по увеличению доли субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к 2010 году до 30% необходимо предусмотреть ежегодное увеличение объемов средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан и внебюджетных организаций на поддержку малого предпринимательства. В Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год" на реализацию Программы предусмотрено 168 млн. рублей.

     При осуществлении анализа Программы  можно сделать следующие выводы. Проводимая Правительством Республики Татарстан государственная поддержка предпринимательства, в том числе на перспективу до 2010 года, в целом соответствует общегосударственной политике Правительства

     В современных условиях с точки  зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного  финансирования субъектов предпринимательства наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки предпринимательства является предоставление государственных гарантий. Реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.

    1. Правовое регулирование предпринимательства

     В настоящее время малое предпринимательство  занимает прочные позиции на рынке, являясь одним из факторов экономического роста Республики Татарстан. Диагностирование малого бизнеса становится наиболее актуальным для принятия оперативных управленческих решений, совершенствования и оптимизации программ по поддержке малого предпринимательства в республике.

     Систематический мониторинг тенденций развития малого бизнеса в Татарстане позволяет получить надежную, адекватную информацию об основных параметрах развития предпринимательской деятельности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 586 от 28.08.2001г. "О ведении мониторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства". Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан ежегодно проводятся социологические исследования малого предпринимательства. В ходе проекта основной упор сделан на изучение внешней среды функционирования частного бизнеса, условий ведения и перспектив развития предпринимательства в республике.

     В интервьюировании приняли участие 435 респондентов, репрезентативно представляющих различные сферы малого бизнеса. Для большей части предпринимателей (23,2%) основным видом деятельности является торговля и общественное питание. В то же время довольно большое количество респондентов задействовано в материальном производстве (рис. 1).

     Так, основным видом деятельности для 14,3% предпринимателей является строительство, 10,8% – промышленность – производство товаров народного потребления, 10,3% – транспортные перевозки. Оказанием услуг различного характера (риэлтерских, правовых, бытовых, здравоохранения, образования, организации досуга и пр. социальных услуг) занято около 40% респондентов. При этом практически равные доли респондентов приходятся на представителей малого бизнеса (48,7%) и частных предпринимателей без образования юридического лица (51,3%). В обследованиях предыдущих лет отмечалось значительное преобладание юридических лиц.

     Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. По данным обследования 2004 года об улучшении условий ведения бизнеса в сфере производства и оказания услуг заявило 29,4% респондентов. В целом за период обследования (2006-2008гг.) улучшение по данной категории стабильно отмечают 28 – 32% бизнесменов. Положительным моментом является некоторое снижение числа респондентов (на 4,7 процентных пункта), отмечающих ухудшение условий для производства товаров и услуг при увеличении числа ответивших об их неизменности (на 6,5 процентных пункта).

     Предпринимательство, как и любая другая производственно-коммерческая деятельность, требует успешной реализации продукции и востребования услуг. Наиболее благоприятная ситуация с получением новых заказов для предпринимателей сложилась в 2006 году, когда об улучшении условий по данному критерию свидетельствовали 33,2% респондентов. В последующие два года предприниматели отмечают нарастание проблем поиска новых заказов на производство продукции и уже некоторое улучшение в 2007 году. Ситуация с успеваемостью выполнения заказов по оценкам предпринимателей в 2004 – 2006гг. несколько ухудшается: об улучшении свидетельствуют лишь 17,7% респондентов, против 27% в 2001 году.

     Позитивная  динамика цен на продукцию, отвлеченная  респондентами, в большей степени  обусловлена стабилизацией курса  доллара. С 2006 года до настоящего времени наблюдается увеличение числа предпринимателей, отметивших, что цены на продукцию за этот период стали более доступными (с 14,2% до 20% респондентов). Конечно, ценообразование существенно зависит от отраслевой принадлежности предпринимателя. Так, бизнесмены-производственники имеют значительные материальные издержки, на которые ориентируются в процессе ценообразования и, соответственно, более остро ощущают колебания цен. Респонденты сферы промышленности и строительства отметили улучшение ситуации по критерию «цен на продукцию» за обследуемый период в 2 раза. Представители торговли и сферы обращения в первую очередь ощущают изменение спроса на товары и услуги, обусловленное колебанием цен, и на вопрос о ценах на продукцию реагируют стабильно. Ухудшение ситуации по данному критерию в 2,5 раза за 2006-2008гг. отмечают представители транспорта, где наиболее значимыми факторами ценообразования являются цены конкурентов и собственные издержки приобретения основного капитала.

     Рынок труда является самым стабильным фактором развития предпринимательства – с ним связаны наименьшие оценки изменения условий ведения бизнеса. Большая часть предпринимателей (свыше 60%) традиционно считают фактор занятости в малом бизнесе устойчивым, не требующим в настоящее время усиленного внимания.

     В целом общие условия для ведения  бизнеса рассматриваются предпринимателями сдержанно. Довольно отчетливо прослеживается отраслевая специфика развития предпринимательства: по данным опросов за 2001-2004гг. наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства; ухудшение условий – в области транспорта, торговли и общественного питания. Различия обусловлены уровнем развития отраслей в сфере предпринимательства и их функциональными особенностями.

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса