Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Проведение  бюджетной политики позволяет реализовывать  три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

     Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы

     Внешнеэкономическая политика как косвенный метод  государственного регулирования предпринимательской  деятельности включает в себя три  основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [19, С. 23-29]

     Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

  1. естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
  2. охрана окружающей среды и использование ресурсов;
  3. сертификация, стандартизация, метрология;
  4. социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
  5. внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

     К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

     Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.

     Применение  режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

     Политика  доходов находит свое выражение  в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

     Лицензирование  относится к наиболее действенным  методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.

     Правовые  рычаги регулирования предпринимательской  деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно — правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.[28, С. 39]

     Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

     Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений:

  1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
  2. защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов;
  4. перераспределение ресурсов;
  5. меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

     Для того чтобы осуществлять государственное  регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.

    1. Условия, предпосылки и  методы государственного регулирования бизнеса

     Государство должно вмешиваться в экономику  только в том случае, если имеются  на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

     Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

     Роль  государства заключается в своевременном  выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению.

     Условиями для вмешательства государства  могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

     Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом, случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

     Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию [8].

     Государство всегда активно вмешивалось в  деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

     Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

  • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • формирование государственного бюджета;
  • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение безопасности и обороны страны;
  • реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;
  • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании [9].

     Государство должно использовать все имеющиеся  у него материально-финансовые и  организационные возможности для  утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

     Первую  группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности [10].

     Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.

     Вторая  группа форм и методов воздействия  государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

     Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

     Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

     Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов) [11].

     Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов  государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

     Все виды государственного воздействия  имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

     Среди актов-разрешений можно выделить систему  лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

     Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

     Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

     Фискальная  политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

     Налоги  — это обязательные безвозмездные  платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

     Налоги  зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса