Элементы налогов. Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание

Неотъемлемой частью системы налогообложения являются элементы и принципы налогообложения.
Целью данной работы является рассмотрение основных элементов и принципов налогообложения. Рассмотренную информацию необходимо обобщить и сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Элементы налогообложения…………………………………………………..4
2. Принципы налогообложения ………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 41.72 Кб (Скачать документ)

     Взимание  налога «по декларации»  представляет собой изъятие части дохода  после его получения. Предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации – официального заявления налогоплательщика о  полученных доходах за определенный период времени.

     Кадастровый метод предполагает использование  кадастра. Кадастр представляет собой список, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. Указанный способ применяется при обложении земельным налогом [3].

     Таким образом, мы выяснили, что из себя представляют элементы налогообложения, раскрыли их понятия.

    2. Принципы налогообложения

         Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения. Принципам  налогообложения экономисты различных  поколений придавали и придают  большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в  этом вопросе отводится Адаму  Смиту, который  в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

  • Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.

     Известно, что справедливость — категория  чрезвычайно тонкая, сложная для  определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

     При этом проблема справедливости налогообложения  напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

     Вместе  с тем справедливость налогообложения  на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо  развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В  государствах с сильным налоговым  администрированием налогообложение  «наказывает» экономически эффективные  предприятия.    

           • Принцип определенности. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

         Налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;    

           • принцип удобства. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;     

           • принцип экономии. Каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству [9].       

         Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер. Он выделил  три группы принципов взимания налогов:

    1. Этические принципы налогообложения:

        - всеобщность налогов;

        - соразмерность обложения с платежеспособностью;

    1. Принципы управления налогами:

        - определенность обложения;

        - удобности обложения и взимания  налогов для их плательщиков;

        - дешевизна взимания;

    1. Народнохозяйственные принципы:

        - надлежащий выбор источников  налогов;

        - правильная комбинация совокупности  налогов в такую систему, которая  обеспечивала бы, при возможности  соблюдения этических принципов  и принципов управления, а также  достаточность поступления и  эластичность на случай чрезвычайных  государственных нужд [5].

     Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

     В современной России к основным принципам налогообложения относятся:

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.

     Основные  критерии выявления и включения  принципов налогообложения в  вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

     Рассмотрим  выделяемые в настоящее время  принципы налогообложения более подробно.

     1. Принцип законности  налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом. Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы .

     2. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

     В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит  в том, что определенные налоговые  обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым  требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы  земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

     Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан  перед законом.  Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

     В развитие этих положений запрещено  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также  налоговые льготы в зависимости  от формы собственности (государственная  — федеральная и субъектов  РФ, муниципальная, частная), гражданства  физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без  гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

     3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

     Впоследствии  данный принцип был закреплен в НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

     4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» .

     5. Принцип установления  налогов и сборов  в должной правовой  процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в Конституции Российской Федерации.

     6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Информация о работе Элементы налогов. Принципы налогообложения