Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:14, курс лекций
Тема 1. Экономическая сущность налогов. Основы налогообложения…..3
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации………………………..7
Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………10.
Тема 4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…..19
Тема 5. Налог на имущество организаций…………………………………24.
Тема 6. Налог на прибыль организаций……………………………………27
Тема 7. Налог на доходы физических лиц…………………………………35
Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность
за совершение налоговых правонарушений ………………………………46
Тема 9. Налоговые органы, их права, обязанности и ответственность….50
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Экономическая сущность налогов. Основы налогообложения…..3
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации………………………..7
Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………10.
Тема 4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…..19
Тема 5. Налог на имущество организаций…………………………………24.
Тема 6. Налог на прибыль организаций……………………………………27
Тема 7. Налог на доходы физических лиц…………………………………35
Тема 8. Права и обязанности
за совершение налоговых правонарушений ………………………………46
Тема 9. Налоговые органы, их права,
обязанности и ответственность…
Тема1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
При изучении темы Вы узнаете:
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникают вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства для осуществления своих функций.
Однако простейшие налоговые формы (также как жертвоприношение, взимание дани и т.п.) существовали ещё на заре человеческой цивилизации.
По мере развития общества налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному состоянию.
В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, в определении выделяются следующие черты налога:
В российском налоговом законодательстве кроме понятия «налог» используется также такое понятие как «сбор».
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными полномочными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор всегда связан с определённой целью (за что конкретно уплачивается сбор), которая достигается в результате уплаты, то есть присутствует элемент индивидуальной возмездности.
Что касается экономической сущности налогов, то она сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования предоставляемых государством услуг.
Определив экономическое содержание налога и его отличительные признаки, рассмотрим функции, через которые проявляется сущность налогов.
.Фискальная функция реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. От налоговых поступлений зависит более 80% федерального бюджета. Именно фискальный потенциал налогов даёт возможность решения государством социальных, оборонных, природоохранных и других задач.
Распределительная (перераспределительная) функция налогов предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует государство.
Регулирующая функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируется относительно более и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Эта функция налогов реализуется через систему льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.
Контрольная функция налогов состоит в том, что появляется возможность количественного отражения сумм налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества доходов.
2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Для того, чтобы налогоплательщики могли правильно и своевременно уплачивать налоги в законе должны быть определены все необходимые для этого элементы налога.
Нечетность или неполнота
В соответствии со ст. 17 части 1 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога:
Налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организация или физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством возлагается обязательностью уплатить налог.
Что касается организаций, различают
организации-резиденты и
В налоговом законодательстве наряду с понятием «налогоплательщик» используется и такое понятие, как «налоговый агент».
Налоговый агент – это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Например, исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом. Им, в частности, является любая организация, выплачивающая заработную плату своим сотрудникам. Налогоплательщиками данного налога являются физические лица, работающие в этой организации и проживающие в России.
1.Объект налогообложения – это выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущество, полученная прибыль(доход) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.
Так у налога на прибыль организаций объектом налогообложения является полученная прибыль, а у налога на доходы физических лиц – доход, полученный налогоплательщиком.
2.Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, к которой применяется налоговая ставка. Порядок ее определения устанавливается по каждому виду налога.
Например, налоговая база по налогу на прибыль представляет собой полученную прибыль или ее часть (которая облагается налогом) , а налоговая база по НДС – выручку от реализации облагаемой налогом продукции или ее часть.
А вот по транспортному налогу в качестве налоговой базы принята мощность двигателя, измеряемая в лошадиных силах. Кстати, в Бельгии в качестве налоговой базы по данному налогу принят вес автомобиля, а в Германии – объём рабочих цилиндров двигателя.
3.Налоговая ставка представляет собой сумму налога, приходящуюся на единицу измерения налоговой базы.
Чаще всего налоговая ставка устанавливается в процентах, но может быть установлена и в рублях (например, по транспортному налогу, по некоторым видам акциза).
.
4.Налоговый период – это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и по окончании которого определяется сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно НК РФ это может быть календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам.
Необходимость определения этого элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения свойственна протяженность во времени и в целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог.
Следует различать понятия “налоговый период” и “отчетный период“, которые соответствуют сроку подведения окончательных или промежуточных итогов, составления и предоставления в налоговый орган отчетности.
В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчетный периоды равны кварталу. Но чаще всего налоговый период включает в себя несколько отчетных периодов.
5.Порядок исчисления налога определяется законом конкретно по каждому налогу, т.е. налог может быть исчислен: налогоплательщиком самостоятельно, налоговым агентом или налоговым органом.
В то же время законодательством
предусмотрена возможность
6.Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо действие, которое должно быть совершено.
Так, налог на прибыль организаций за отчетный период должен быть уплачен не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом (указание на календарную дату), а налог на имущество организаций за данный отчетный период должен уплачиваться не позднее пяти дней со дня окончания срока представления налоговой декларации за соответствующий отчетный период (указание на событие).
Что касается порядка уплаты налога, то налог может уплачиваться единовременно в полной сумме или по частям, в наличной или безналичной форме.
Так, по налогу на имущество организаций предусмотрено четыре платежа в размере одной четвертой от годовой суммы налога. Как правило, организации уплачивают налоги в безналичной форме, а физические лица – в наличной форме.
Говоря об элементах налога, нельзя не назвать такой элемент, как налоговые льготы. Этот элемент не относится к числу обязательных, но, как правило, предусматривается в большинстве законов о налогах.
В соответствии с НК РФ под налоговыми льготами понимается преимущество отдельных категорий налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налога (объекта налогообложения, налоговой базы или общей суммы налога) направлена льгота, все льготы могут быть разделены на три группы:
3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Формирование налоговой
Эти принципы актуальны и сегодня, их по праву называют классическими.
Первым из четырех сформированных А. Смитом принципов является принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества. В современном понимании справедливым считается участие юридических и физических лиц в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, которые они получают.
Второй принцип А. Смита – это принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны налогоплательщику.