Лекции по налогам и налогообложению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:14, курс лекций

Описание

Тема 1. Экономическая сущность налогов. Основы налогообложения…..3
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации………………………..7
Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………10.
Тема 4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…..19
Тема 5. Налог на имущество организаций…………………………………24.
Тема 6. Налог на прибыль организаций……………………………………27
Тема 7. Налог на доходы физических лиц…………………………………35
Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность
за совершение налоговых правонарушений ………………………………46
Тема 9. Налоговые органы, их права, обязанности и ответственность….50

Работа состоит из  1 файл

Лекции по курсу «налоги и налогообложение».doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

Третий принцип – принцип удобства, предлагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

И наконец, четвертый принцип –  это принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, т.е. расходы по взиманию налога должны быть минимальными  по сравнению с доходом, который приносит данный налог государству.

Со временем эти принципы были дополнены  принципами обеспечения достаточности налогов, подвижности налоговой системы, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога и т.д.

Под методом налогообложения  понимается установление зависимости  между величиной ставки налога  и размером налоговой базы.

 

4. СПОСОБЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Принято  выделять три основных способа уплаты налога:

  1. по декларации;
  2. у источника дохода;
  3. кадастровый.

 

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок официальное заявление о своих налоговых обязательствах (налоговую декларацию). Этот способ уплаты налога является наиболее распространенным.

Уплата налога у источника  дохода означает, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источника выплаты) налога.

При таком  способе сначала уплачивается налог, а затем только налогоплательщик получает оставшуюся после уплаты налога часть дохода (например, так происходит налогообложение дивидендов по акциям).

Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление кадастра (реестра), содержащего информацию об объектах налогообложения, их физических параметрах, средней или потенциальной доходности. В мировой практике этот способ применяется, как правило, в отношении имущественных налогов.

В рамках российской налоговой системы применение кадастрового метода просматривается в законе о земельном налоге и отчасти в налоге на имущество физических лиц.

 

 

Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Налоговая система  любого государства представляет собой:

  1. совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  2. систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей;
  3. систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов,  администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Современная налоговая система  РФ начала складываться в 1992г. Налоги, входящие в состав налоговой системы РФ, устанавливаются НК РФ и подразделяются на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

Рассмотрим состав налоговой системы  РФ на 1 января 2011 года.

К федеральным налогам РФ относятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС)
  2. акцизы на отдельные виды товаров;
  3. государственная пошлина;
  4. водный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на доходы физических лиц;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. транспортный налог;
  3. налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог.

Кроме того, в состав налоговой  системы РФ входят четыре специальных налоговых режима:

  1. упрощенная система налогообложения;;
  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог;
  3. единый сельскохозяйственный налог;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

При этом федеральные налоги вводятся в действие федеральными законами и являются обязательными к уплате на территории всей РФ, Региональные налоги вводятся региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, а местные налоги и сборы вводятся в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Рассмотрим систему законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. Все эти нормативные акты и документы имеют разный статус и различную юридическую силу в силу чего их можно распределить по следующим пяти категориям.

Во-первых, это Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей. В первой части рассматриваются общие вопросы налогообложения, а во второй части (которая еще не закончена) регламентируется порядок исчисления и уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов.

Во-вторых, это - указы Президента РФ, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения до принятия соответствующих законодательных норм, а также ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

В-третьих, это - группа законов субъектов РФ, регулирующих введение, режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого региона (ставки, льготы), а также те нормативные акты, которые устанавливают региональные льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством.

Так, например, ставка налога на прибыль  в части, зачисляемой в доход  бюджета субъекта РФ, определяется на региональном уровне в установленных  федеральным законодательством границах.

К этой же группе следует отнести и законы субъектов РФ по формированию бюджетной системы региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта РФ и муниципальными бюджетами на территории региона.

В-четвертых, это - нормативные акты представительных органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение в действие, режимы исчисления и уплаты  местных налогов на территории соответствующего муниципального образования.

В-пятых, это - группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции и методические рекомендации Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов.

В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов РФ, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Что касается третьей составляющей налоговой системы России (системы государственных институтов), то ее  образуют законодательные органы РФ и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления, Федеральная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет и т.п.

Рассмотрим в самом общем  виде особенности российской налоговой системы.

Прежде всего, необходимо отметить преобладание в ней косвенных налогов (НДС, акцизы) над прямыми (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.п.).

Что касается распределения налоговой  нагрузки на юридические и физические лица, то в современной российской налоговой системе доля налогов, взимаемых с юридических лиц, в бюджете значительно выше, чем доля налогов, уплачиваемых физическими лицами. Весьма незначительна и доля имущественных налогов. А вот доля платежей за пользование природными ресурсами хотя и незначительна , но постепенно увеличивается.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

 

Рассмотрим классификацию налогов  на примере налоговой системы  России.

Все многообразие налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей можно  сгруппировать по определенным критериям, то есть провести их классификацию.

Существует несколько классификаций  налогов в зависимости от критериев, которые при этом используются.

1. В зависимости от принадлежности к уровню власти и управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

2. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым налогам относят подоходные и поимущественные налоги, те которые  уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, прямо и непосредственно .Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несёт бремя этого налога (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.)

Косвенным налог называется потому, что  лицо, облагаемое этим налогом, перекладывает его на кого-то ещё, т.е. конечным носителем бремени такого налога  будет не то лицо, которое по закону считается налогоплательщиком, а то, на которые переложен налог.

Косвенные налоги – это налоги на потребление, они взимаются в  виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг (акцизы, НДС).

3. В зависимости от наличия  или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

К общим относятся те налоги, которые  в соответствии с действующим  законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. Целевые налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов.

4. В зависимости от принципа, положенного в основу при определении  адресата-получателя средств от данного налога налоги подразделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные (закрепленные) – это  налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, например, налог на имущество физических лиц является  местным налогом, средства от этого налога закреплены за местным бюджетом.

Регулирующие – это налоги, отчисления от которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе. К регулирующим налогам относят, например, налог на прибыль организаций.

5. В зависимости от статуса налогоплательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

6. В зависимости от источника уплаты налоги с юридических лиц делятся на:

  • налоги относимые на затраты (земельный налог, транспортный налог);
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
  • налоги, относимые на финансовый результат (прибыль до налогообложения). К этой группе, например, относится налог на имущество организаций;
  • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающийся в распоряжении организации (государственная пошлина).

Для физических лиц источником уплаты налогов являются их доходы.

7. В зависимости объекта налогообложения налоги подразделяются на группы налогов, в которых объектом налогообложения является:

  • прибыль(доход);
  • реализация товаров, работ, услуг;
  • использование природных ресурсов;
  • имущество и т.д.

 

 

Тема 3. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ (НДС)

 

1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК  ИСЧИСЛЕНИЯ НДС

В налоговую систему  России НДС был введен в 1992 г. Порядок  исчисления и уплаты НДС определен в главе 21 НК РФ.

НДС в самом общем  виде представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии процесса производства и реализации товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом этапе продвижения товара от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных поставщику (предъявленных поставщиком) сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работы, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе (добавленная стоимость).

Таким образом, объектом налогообложения  является не сама «добавленная стоимость», а весь оборот по реализации товаров (работ, услуг). Выделение же НДС достигается с помощью соответствующего механизма, при котором в бюджет перечисляется разница между суммой НДС, начисленной на весь объем реализации продукции ( НДС покуп.), и суммой НДС, уплаченной поставщику (предъявленной поставщиком) товаров и услуг, составляющих издержки производства продукции (материальные затраты) (НДС постав.). Такой метод исчисления НДС называется косвенным, в отличие от прямого метода, при котором определяют добавленную стоимость и исчисляют сумму налога исходя из этой величины.

Схема определения НДС приведена на рис.2.

Рис 2. Принципиальная схема определения и уплаты НДС.

Информация о работе Лекции по налогам и налогообложению