Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:35, реферат
Целью данного исследования является изучение местных налогов, сборов, прочих доходов и их роли в формировании местных бюджетов.
Объектом данной работы выступают местные и региональные налоги, а предметом – система формирования и распределения местных бюджетов.
Введение 3
1. Экономическое содержание местных налогов и сборов 5
2. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Так, в Японии действуют муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование землей и водой, на купание в горячих источниках и ряд других.
Во Франции взимается более 50 различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60% доходов местных бюджетов, в США - 65%. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный налог - имущественный. Он взимается с собственников или арендаторов любого недвижимого имущества производственного или непроизводственного назначения.
В Италии, Франции, Германии, некоторых других странах важное место занимает вторая группа налогов, которые взимаются в качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии это надбавка к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии подоходный налог распределяется так: по 42,5% в федеральный бюджет и бюджет земли и 15% - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50% поступлений перечисляется в бюджеты земли и федеральный.
Надо отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов регионов. Высокодоходные земли перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым7.
В Нидерландах же местные налоги играют второстепенную роль. Основные налоговые поступления сосредоточены в бюджетах государства и земель, которые распределяются затем в виде субсидий и субвенций. Собственные доходы местных бюджетов, даже в бюджетах крупных городов, не превышают 11 - 12%.
В то же время почти во всех странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным правительством (в США - это прерогатива штатов), а вопрос о ставках решают города. В некоторых странах центральное правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги. Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.
Самостоятельным звеном местных финансов являются финансы предприятий, подчиненных муниципалитетам. Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения, жилищного хозяйства, дорожные предприятия.
Таким образом, государственные и местные финансовые системы через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие экономики.
До
недавнего времени
В 1991 г. началось реформирование бюджетной системы Российской Федерации, что привело к качественным изменениям во взаимоотношениях по бюджетным вопросам между федеральным центром и субъектами Федерации. Предложенный на 1994 г. принцип разделения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в целом ориентировался на "германскую" модель бюджетного федерализма8.
Известны
две модели бюджетных взаимодействий:
американская и германская. При американской
модели региональные и местные органы
власти имеют достаточно большую
свободу в сфере
Как правило, при этой системе каждый бюджет обеспечивается собственными источниками доходов. Дотации, субвенции, трансферты и другие формы помощи бюджетам других уровней широко не применяются. Эту систему используют, помимо США, Япония, Франция, Швеция.
Германская модель характеризуется очень высокой степенью контроля за региональными и местными властями. При данной системе большинство налогов служит основой доходной части бюджетов нескольких уровней.
Региональные и местные бюджеты в этом случае формируются за счет федерального бюджета. Поступления от одних и тех же общегосударственных налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы либо через установление единых нормативов, либо путем предоставления субъектам Федерации права "достраивать" ставки налогообложения.
Так,
в 1994 г. Российская Федерация перешла
к новой системе
Известно, что для того, чтобы решить задачу создания работоспособного местного самоуправления как важнейшего элемента всего государственного устройства в стране, нужно прежде всего решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. В то же время необходимо понимать, что финансовая база местного самоуправления является по сути дела основой всей системы государственных финансов. Хотя местные бюджеты - низовое звено бюджетной системы России, они являются ее фундаментом. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень власти. И от того, как эта система будет выстроена на уровне местного самоуправления, в значительной степени зависит, какова будет действовать в целом.
Невозможно оздоровить финансовую систему в стране, даже приняв самый идеальный бюджет, добившись снижения дефицита, обеспечив реальность расходных статей, если все эти достижения затрагивают только федеральный уровень.
В местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных затрат на социальную сферу, а также большая доля, чем в каждом из других уровней бюджетной системы расходов на народное хозяйство. Таким образом, важнейшие базовые направления в государственной политике финансируются не с федерального уровня, а с уровня местного самоуправления и субъектов Федерации. Поэтому создать эффективную и работоспособную систему финансирования на уровне местного самоуправления важно не только для отдельного региона или города, а для государства в целом.
Продекларированный процесс укрепления местных финансов фактически не только не осуществляется, но и происходит обратное — заметное сокращение финансовых возможностей муниципальных образований, усиление их зависимости от перераспределяемых средств.
В результате сегодня бюджеты местного самоуправления в значительной мере формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Такая практика лишает местные органы власти стимулов к сокращению бюджетных расходов, к поиску новых доходных источников, к активному проведению реформ и т.д10.
На протяжении последних лет происходило неуклонное снижение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Объем доходной части этих бюджетов с 1993 г. упал ниже объема минимально необходимых расходов (расходы на содержание социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), что привело к возникновению хронической задолженности местных бюджетов по всем статьям расходов. Определяемый бюджетным и налоговым законодательством порядок закрепления доходных источников за местными бюджетами заранее обрекает их на дотационность.
К тому же в современной налоговой политике прослеживается тенденция к снижению количества закрепленных налогов за местными бюджетами. Резкое сокращение числа местных налогов и сборов, с одной стороны, упрощает налоговую систему, однако, одновременно с этим уменьшается число экономических рычагов, с помощью которых органы местного самоуправления будут влиять на экономические процессы на подведомственной территории.
Одной из важнейших задач в любом государстве является определение степени самостоятельности в различных сферах общественной жизни входящих в него регионов. Область экономики не является исключением. Однако центральной власти необходимо четко определить границы данной экономической и налоговой самостоятельности.
Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом. Учет особенностей различных регионов — важная необходимость при построении практически любой налоговой системы. Без учета индивидуальных особенностей различных регионов невозможно успешное развитие экономики.
Для
максимального учета
Таким
образом, значение местных налогов и сборов
для формирования доходной части бюджета
местных органов заключается в том, что
они гарантируют финансовую поддержку
при проведении таких важных для муниципальных
образований социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли и т.п.
Заключение
Проведенное
исследование региональных и местных
налогов и путей
Список использованной
литературы
Информация о работе Местные налоги. Их роль в формировании доходов местных бюджетов