Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
 оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
 проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
 представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
 определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом печатать.doc

— 6.56 Мб (Скачать документ)

 

 

Важные изменения ожидают  налог на имущество физических лиц.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночной стоимости, успешно применяется во многих странах мира. Система налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фискальной, стимулирующей и социальной функции как в странах с хорошо развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой.

В настоящее время налогообложение недвижимости осуществляется примерно в 130 странах мира, причем отличается существен­ным разнообразием с точки зрения правового статуса налогоплательщика, объекта налогооб­ложения, способов определения налогообла­гаемой базы, принятых процедур взимания на­лога. Опыт многих развитых рыночных стран свидетельствует о существенной роли, которую играют налоги на недвижимое имущество в со­ставе общего налога на капитал и имущество.

В большинстве стран мира налог на не­движимость относится к местным налогам, за счет которых формируется значительная доля местных бюджетов. Так в США за счет налогов на имущество формируется около 45% всех до­ходов местных бюджетов, во Франции – 40%. Местный характер налог на недвижимость но­сит в Канаде, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Польше, Турции, США.  В Австралии 0,2% доходов от налога поступают в Федеральный бюджет, а основная часть направляется в муниципальные и ре­гиональные бюджеты. В Бельгии местные и ре­гиональные органы власти финансируются за счет пени от несвоевременной или неполной уплаты налога на недвижимость [26].

Основным принципом налогообложения недвижимости, в том числе земли, в экономически развитых странах является принцип «ad valorem» (сообразно цене), т.е. налог пропорционален текущей рыночной стоимости недвижимой собственности. Налоговая база определяется исходя из оценки рыночной стоимости недвижимости либо величины приносимого ею дохода при сдаче недвижимости в аренду.

Единый земельный налог в чистом виде встречается редко (например, в Австралии). В основном прак­тикуется налогообложение недвижимой собственности, причем в составе недвижимости выделяют застроенную и незастроен­ную части участка; в незастроенной части различают земли разных категорий, а в застроенной – строения различных ка­тегорий.

В большинстве стран главные налоговые льготы касаются сельскохозяйственных угодий, объектов коммунальных служб, жилья. Также определены налоговые льготы или суб­сидии для налогоплательщиков с низким доходом. Законода­тельства многих стран определяют уровень доходов, дающих право на льготы или освобождающих от налога; соответствую­щее сокращение налоговой выручки полностью компенсирует­ся государством.

Налоги на недвижимость платят собственники либо аренда­торы имущества, юридические либо физические лица в зави­симости от принятых в той или другой стране критериев опре­деления типов налогоплательщиков. Так, в большинстве стран налогоплательщики делятся на арендаторов и собственников, однако в некоторых странах, например в Германии, налогопла­тельщики подразделяются на типы без учета имущественного критерия (физические и юридические лица).

Налоги на землю и другую недвижимость являются, в ос­новном, местными налогами. При этом местные органы власти обычно устанавливают ставки и взимают налоги, а управление налогами (определение базы налогообложения, оценка имущества) обычно выполняет высший администра­тивный уровень (Федеральный в РФ). В США, Китае, Сингапуре, Австралии и в ведущих европейских странах оценку недвижимости для целей налогообложения осуществляют налоговые органы или специализированные оценочные агентства, находящиеся в ведении министерства финансов.

Во многих странах существуют два вида налогов на недви­жимую собственность с точки зрения времени их поступления в бюджет. Это ежегодные налоги на землю и недвижимость и разовые налоги, взимаемые в момент передачи прав собствен­ности на недвижимость [25].

В России же долгое время шло выделение земель под дачные цели с правом владельцев участков строить дачи со всеми коммуникациями.

Многие, вместо домиков построили и эксплуатируют хоромы свыше трехсот – четырехсот квадратных метров. Однако строения не оформили якобы из-за недостроя, соответственно, налогов не платят. Недобросовестных владельцев решено привести в чувство и оградить от чрезмерных налогов хозяев «минимальных»  домов и дачных участков.

Минэкономразвития предлагает делать вычет в 200 квадратных метров от общего объема недвижимости, а «лишние» квадраты облагать по оценочной (рыночной) ставке, «привязав» ее к земельному налогу. А основной задачей единого налога на недвижимость должна стать увеличение налоговой нагрузки на владельцев жилья бизнес- и премиум-класса, а также собственников коттеджей с земельными участками.

При этом потенциал для роста доходов местных бюджетов колоссальный. К примеру, налог за большой индивидуальный дом с земельным участком может составить около 100 тысяч рублей в год. Собственники же стандартного типового жилья, а таких в стране более 80 процентов, введения нового налогообложения по идее вообще должны не заметить, подчеркивают депутаты. Пока же, за стандартную "двушку" в многоквартирном доме собственник уплачивает в год около 150 рублей налога. А за дом площадью 350 квадратов на участке в 10 соток ненамного больше - в среднем 1000 рублей в год. Такая "несправедливая ситуация", сложилась из-за того, что имущество оценивается не по рыночной стоимости, а по данным бюро технической инвентаризации [14].

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем старее объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости.

Для оценки стоимости имущества на основе рыночных цен можно использовать опыт развитых стран, в которых устанавливалась усредненная цена 1 кв. м жилья в каждом регионе, а затем посредством корректирующих коэффициентов (повышающих и понижающих) определялась окончательная стоимость объекта недвижимости с учетом совокупности параметров. В качестве таких параметров использовались тип и категория дома, его этажность, площадь жилья, наличие коммуникаций, местоположение, удаленность от центра, удаленность от станций метро или остановок наземного транспорта и т.д.

Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая существенно выше инвентаризационной (кадастр дает хотя и дифференцированную по регионам, но все же массовую оценку), что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком. Так как налог составит немалую сумму, то, скорее всего, возникнет некое количество владельцев жилья, желающих оспорить ту сумму налога, который насчитают им фискалы. Поэтому представляется целесообразным перед введением налога создать систему апелляций, чтобы каждый мог прийти и попросить показать расчеты, на основании которых сумма налога оказалась той, а не иной.

Можно сделать вывод о перспективности налога на недвижимость в Российской Федерации, но на уровне всей страны проблемы, связанные, прежде всего, с инвентаризацией, определением инвентаризационной стоимости и статуса многих объектов, проявятся гораздо сильнее, и на их решение понадобятся значительные временные затраты. Ведь необходимо не только создать институт массовой оценки недвижимости и систему государственных налоговых оценщиков, но и решить массу проблем, которые на первый взгляд являются техническими. Сегодня в стране учтена только треть недвижимости. Эти объекты привязаны к местности, занесены в электронные базы, установлена история их владения и оценена их кадастровая стоимость. Кадастровая оценка для каждого объекта индивидуальна. Для городов она выше, для сельской местности ниже. Однако собрать все данные о недвижимости в единое целое мешает, в частности, отсутствие современных картографических материалов.

Наконец, еще одна трудноразрешимая проблема для кадастра - это приведение в порядок правоустанавливающих документов владельцев недвижимости. Было время, когда дачи выдавались декретом Сталина, дома - поселковыми советами и сельской администрацией. Владение ими законно, но учесть их невозможно, пока собственники не произведут перерегистрацию прав.

И все же, несмотря на все трудности, решение этих вопросов позволяет не только облегчить налогообложение, но и вести полный учет объектов недвижимости и привести в полное соответствие закону статус этих объектов. Кроме того, по экономическому обоснованию налог на недвижимость является очень "доходным", и, учитывая в совокупности все факторы, можно вполне говорить о перспективности налога на недвижимость.

Претендентами на введение единого налога на недвижимость в качестве эксперимента являются 12 регионов России, в которых проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости. Это республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области [49].

 

Выводы:

Проблемы налогообложения имущества физических лиц:

- проведенная кадастровая оценка земель незаконна, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению;

- многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Одним из методов решения существующих проблем налогообложения недвижимости является введение налога на недвижимость, консолидирующего в себе земельный налог и налог на имущество.

Ведение налога на недвижимость  позволит достичь следующих результатов:

-  увеличение налоговых поступлений от недвижимости в местный бюджет, обеспечение прозрачности расходования средств от налоговых поступлений.

- сокращение числа имущественных налогов, упрощение процедуры их исчисления, улучшение администрирования и сокращение расходов на них;

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц