Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Датой получения уведомлений будет считаться дата электронного подтверждения от налогоплательщика, который воспользовался "Личным кабинетом". Если же до 1 сентября каждого года гражданин не отреагирует на электронное послание, то, как и прежде, получит уведомление по почте, заказным письмом, в бумажной форме, не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты[43].
Поступление и взимание земельного налога.
Таблица 2.2.6
Начисление и уплата земельного налога за 2008-20010гг. (тыс. руб.)
Налог | 2008год | 2009 год | 2010 год | ||||||
Начислено | Уплачено | % выполн. | Начислено | Уплачено | % выполн. | Начислено | Уплачено | % выполн. | |
Земельный налог | 20 043 | 20 183 | 100,7 | 48 013 | 47101 | 98,1 | 71 182 | 68 477 | 96,2 |
Источник: [46]
Рисунок 2.2.10
Динамика начисления и поступления земельного налога (тыс. руб.)
В таблице 2.2.6. и рисунке 2.2.10 представлено начисление и поступление земельного налога за 3 года. Из таблицы видно, что как начисление, так и поступление земельного налога стабильно растет. Наблюдается небольшое снижение собираемости налога, но в целом недоимки составляют менее 4%, что является очень хорошим показателем. Перевыполнение поступления земельного налога в 2008г. по сравнению с плановым произошло за счет гашения недоимки за предыдущий год. Увеличение поступления земельного налога с физических лиц в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составляет 21376 тыс. руб. или 145,3%, а с 2008 г. – 48294 тыс. руб. или 339,2%.
По данной главе можно сделать следующие выводы:
Физические лица уплачивают налоги с недвижимого имущества (строения, земля), транспортных средств, а именно: налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог. Размер налога (сумма налога) исчисляется налоговыми инспекциями на основании сведений поступающих от регистрирующих органов. На основании произведенных расчетов налоговые органы формируют и направляют гражданам платежные документы на уплату налогов, с указанием суммы, срока, реквизитов для перечисления.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Региональные законодательные органы определяют ставки налога в пределах, которые установлены НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также предусматривают льготы и основания для их использования. Размер транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами. Поэтому они вводятся на территории каждого муниципального образования (города, района области) нормативными правовыми актами местных представительных органов, которые самостоятельно устанавливают налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, а также дополнительные льготы, основания и порядок их применения.
Ставки налога на имущество физических лиц зависят от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Доля налогов на имущество физических лиц в местном бюджете ХМАО составляет 4%.
В общей структуре налогов на имущество, поступающих как в местные бюджеты ХМАО, так и в бюджет г. Нижневартовска, лидирующее место занимает транспортный налог. Однако недоимки по транспортному налогу только за 2010 год по ХМАО составили 230257 тыс. рублей, что составляет 20% от начисленной суммы.
Поступление земельного налога в местные бюджеты стабильно растет, однако, так как регистрация и постановка на кадастровый учет осуществляются в заявительном порядке, растет и количество земельных участков и имущества, незарегистрированных в органах, осуществляющих государственную регистрацию и соответственно неучтенных для налогообложения. Доля земельного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО составляет 0,2 %
Удельный вес налога на имущество физических лиц в структуре собственных доходов консолидированного бюджета ХМАО крайне низок (0,7 %). Потери доходов местных бюджетов вследствие предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц колеблются в районе 30-40% ежегодно от суммы налога начисленной к уплате.
С налогообложением имущества связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.
Проблемы налогообложения имущества физических лиц:
1) Не все объекты облагаемого налогом имущества физических лиц учтены для целей налогообложения.
Местные органы власти не владеют ситуацией на подведомственной территории о том, какие объекты зарегистрированы, следовательно, попали под налогообложение, а какие нет. При регистрации недвижимости существуют реальные трудности, процесс организован так, что подчас это не могут сделать даже добросовестные налогоплательщики
2) Многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет.
Налогоплательщик - физическое лицо, зарегистрировавший в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект (жилой дом и др.), подлежащий налогообложению, должен обратиться в орган, осуществляющий государственный технический учет, для его оценки, необходимой для определения налоговой базы налоговыми органами. Если собственник имущества не обратится за указанными юридически значимыми действиями, по данным объектам необходимые для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются.
3) Инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.
4) Широкий перечень налоговых льгот.
По данному налогу на федеральном уровне предусмотрен чрезвычайно широкий перечень налоговых льгот, что существенно сужает налоговую базу.
5) Незначительность налога. Перечисленные проблемы приводят к малой эффективности налога на имущество физических лиц. В настоящее время, расходы государства по организации сбора этого налога (в частности, по направлению физическим лицам налоговых уведомлений о его уплате) сопоставимы с размерами налога, поступающими в местные бюджеты.
Проблемы налогообложения земли:
1) проведенная кадастровая оценка земель необъективна, фактически отсутствует рынок земли,
2) проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами,
3) наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению.
4) При идентификации земельного участка административными службами применяются различные обозначения: Федеральной Регистрационной Службой – Условные номера, Федеральной Налоговой Службой – Индетификационный Номер Налогоплательщика, «Роснедвижимостью» – кадастровый номер земельного участка. В связи с этим возникает необходимость применения единого идентификатора – уникального номера объекта недвижимости для целей налогообложения. Данные предложения по идентификации земель позволят создать единый российский реестр налогоплательщиков и кадастр имущества.
Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.
Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.
Первое направление - введение налога на недвижимость как одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах [34]. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также региональный налог на имущество организаций.
Второе направление - формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).
Третье направление - обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета; утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество, подлежащее налогообложению. В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с его ведением, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности [2]. Однако законодательно не урегулированными остаются многие вопросы, непосредственно связанные с порядком формирования налоговой базы налога на недвижимость, решение которых создаст условия для обеспечения гибкого механизма налогообложения недвижимости.
Четвертое направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.
Пятое направление - упрощение администрирования налогообложения физических лиц. В настоящее время при налогообложении имущественными налогами (транспортным налогом, земельным налогом, налогом на имущество), а также налогом на доходы физических лиц установлен различный порядок администрирования. В целях совершенствования администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками ("электронных сервисов"), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д.
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц