Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
 оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
 проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
 представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
 определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом печатать.doc

— 6.56 Мб (Скачать документ)

 

 

В 2010 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 7 трлн. 695,8 млрд. руб. налогов. Это на 22,4% больше, чем в 2009 г. и на 3,2% ниже, чем в 2008 году.
       Имущественные налоги поступили в бюджеты регионов в размере 628,2 млрд. руб., что на 10,3% больше, чем в 2009 г. (таблица 2.2.1) и составляют 8,2% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в консолидированный бюджет РФ. Структурный состав доходов консолидированного бюджета РФ наглядно представлен на рисунке 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации
в 2008-2010 г.

млрд. руб.

 

2008 год

2009 год

2010 год

в % к 2008 году

в % к 2009 году

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

в том числе:

7 948,9

6 288,3

7 695,8

96,8

122,4

в федеральный бюджет

3 571,9

2 502,6

3 207,2

89,8

128,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

4 377,0

3 785,7

4 488,6

102,5

118,6

из них:

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

2 513,0

1 264,4

1 774,4

70,6

140,3

Налог на доходы физических лиц

1 665,6

1 665,0

1 789,6

107,4

107,5

Налог на добавленную стоимость

1038,7

1 207,2

1 384,0

133,2

133,2

Акцизы

314,7

327,4

441,4

140,3

134,8

продолжение таблицы 2.2.1

Имущественные налоги, из них:

493,4

569,7

628,2

127,3

110,3

налоги на имущество. взимаемые  с организаций

439,9

500,8

545,7

124,0

109,0

налог на имущество физ. лиц

10,1

15,6

15,6

154,5

100,0

земельный налог с физ. лиц

7,8

10,6

12,5

160,3

117,9

транспортный налог с физ. лиц

35,6

42,7

54,4

152,8

127,4

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 742,6

1 080,9

1 440,8

82,7

133,3

Прочие налоги и сборы

180,8

173,4

237,5

131,4

137,0

Источник:[46]

Рисунок 2.2.1

Поступление налогов, сборов
в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 г.

Доля налогов на имущество, взимаемых с физических лиц в 2010 году не превысила 1,1% всех налоговых поступлений и сборов консолидированного бюджета РФ.

В местный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа в 2011 году (с учетом крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне) поступило налогов и сборов в сумме 34 306 млн. руб.,

что на 21,3 % превышает поступления за 2009 год (таблица 2.2.2).

Структурный состав доходов местного бюджета складывается следующим образом (рисунок 2.2.2): налог на доходы физических лиц - 81,2%; единый налог, взимаемый в связи с применением УСН – 4,1%;единый налог на вмененный доход - 3,9%; транспортный налог с организаций – 3,2%; земельный налог с организаций – 3,2%; транспортный налог с физ. лиц – 2,8%; налог на имущество физических лиц – 0,9 %; земельный налог с физ. лиц – 0,2%.

Таблица 2.2.2

Поступления налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2009-2010 год

млн. руб.

Налог

2009 год

2010 год

Темп роста, %

Всего поступило налогов и сборов в бюджет систему РФ по ХМАО

817222,7

1052599,4

128,8

Поступило в консолидированный бюджет ХМАО

157810,1

168608,8

106,8

Поступило в доходы местных бюджетов всего, в том числе:

28 280,7

34 306, 4

121,3

Налог на доходы физических лиц

22 922,9

27872,2

121,6

Налоги на имущество, из них:

2902,4

3529,4

121,6

налог на имущество физ. лиц

116,5

322,9

277,2

Доля налога на имущество физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %

0,41

0,94

0,53

транспортный налог с физ. лиц.

837,9

974,5

116,3

Доля транспортного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %

3,0

2,8

-0,2

земельный налог  с физ. лиц

47,1

68,4

145,2

Доля земельного налога с физ. лиц в  общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %

0,7

 

0,2

 

-0,5

транспортный налог с организаций

1089,5

1099,1

100,9

земельный налог с организаций

811,4

1067,7

131,7

Единый налог, взимаемый в связи с применен. УСН

1065,9

1 409, 3

132,2

Единый налог на вмененный доход

1188,6

1 352, 6

113,8

Единый сельскохозяйственный налог

2

5

250,0

Прочие налоги и сборы

159

135,4

85,1

Источник:[46]

Роль налогов на имущество физических лиц в формировании доходной базы местного бюджета ХМАО составляет 4%, из которых 2,8% приходятся на транспортный налог с физических лиц. Доля налогов на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет ХМАО в 2010 г., составила 0,81%, в 2009 г. – 0,63%.  Доля доходов от имущественных налогов равна 10,3% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в местный бюджет в 2010 году. Основным источником доходов местного бюджета ХМАО является налог на доходы физических лиц.

 

Рисунок 2.2.2

Поступление налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2010 год

 

 

Для наглядности необходимо рассмотреть структуру поступления имущественных налогов с физических лиц на примере муниципального образования.

Структура налоговых доходов муниципального образования г. Нижневартовск и роль имущественных налогов в местном бюджете наглядно представлена на рисунке 2.2.3.

Рисунок 2.2.3

Поступления администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск (2010 г.)

.

Доля имущественных налогов с физических лиц в бюджете муниципального образования г. Нижневартовск составляет 5,8%, доля имущественных налогов – 11,7%. Доля налога на доходы физических лиц в 2010 году составила 4012847,3 тыс. руб. или 75,6% от всех поступлений налогов и сборов в бюджет г. Нижневартовска. Роль и динамика поступлений налогов на имущество физических лиц в бюджет г. Нижневартовска приведена в таблице 2.2.3.

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.3

Поступление администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск

тыс. руб.

Наименование дохода

2008 год

2009 год

2010 год

2009г. в % к 2008г.

2010г. в % к 2009г.

Всего по налоговым и другим доходам

147208863

93305370

113465986

63

122

в том числе: налоговые доходы в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск

4 529 073

4 594 118

5305357

101

115

Налоги на имущество с физических лиц, всего

224 751

301 466

305 367

134

101

Налог на имущество физ. лиц

14 127

69 626

62 184

493

89

Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов, %

0,01

0,08

0,06

0,07

-0,02

Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, %

0,31

1,52

1,17

1,21

-0,35

Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налогов на имущество

6,29

23,10

20,36

16,81

-2,73

Транспортный налог с физ. лиц

209 088

223 879

232 834

121

104

Доля транспортного налога  в общей сумме налоговых доходов, %

0,14

0,24

0,21

0,10

-0,03

Доля транспортного налога в общей сумме налоговых доходов бюджета г. Нижневартовск, %

4,62

4,87

4,39

0,26

-0,48

Доля транспортного налога в общей сумме налогов на имущество

93,03

74,26

76,25

-18,77

1,98

Земельный налог с физ. лиц

1 536

7 961

10 349

518,3

130

Доля земельного налога  в общей сумме налоговых доходов, %

0,001

0,009

0,009

0,007

0,001

Доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, %

0,03

0,17

0,20

0,14

0,02

Доля земельного налога в общей сумме налогов на имущество

0,68

2,64

3,39

1,96

0,75

Источник: на материалах межрайонной ИФНС №6 по ХМАО-Югре.

Из данных таблицы 2.2.3 видно, что налоговые доходы муниципального образования г. Нижневартовск монотонно увеличиваются. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 21,6%, а налоговых доходов местного бюджета на 15%. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 63%, налоговые доходы местного бюджета увеличились на 1%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и  общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск и не превышает 1,52%, а доля земельного налога не превышает 0,2%, доля транспортного налога колеблется в районе 4 - 5%.

На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. почти в 5 раз повлияла переоценка имущества, проведенная в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2008 № 172-П «Об установлении коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц и расположенных на территории муниципальных образований Нижневартовского района, после перерасчёта увеличилась в среднем в 6 раз, так как до 2009 года налог на имущество физических лиц в Нижневартовском районе начислялся исходя из инвентаризационной стоимости 2000 года. Увеличение поступлений земельного налога в 2009 г. более, чем в пять раз произошло за счет  утверждения в конце 2008 г. новой кадастровой стоимости земель в населенных пунктах Ханты-Мансийского округа. В г. Нижневартовске земельный налог вырос в разы. В общей структуре налогов на имущество, поступающих в местный бюджет, лидирующее место занимает транспортный налог (рисунок 2.2.4).

 

 

Рисунок 2.2.4

Структура начисления и уплаты налогов на имущество в бюджет г. Нижневартовск за 2008-2010 годы.

На рисунке наглядно видно, что основное место по начислению и уплате местных налогов занимает транспортный налог, затем налог на имущество физических лиц и совсем незначительны начисления и уплата земельного налога.

Начисление налога на имущество физических лиц и их поступление по ХМАО представлено в таблице 2.2.4 за 3 года. Из таблицы видно, что как начисление, так и поступление налога на имущество стабильно растет. Увеличение поступления налога на имущество физических лиц в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составляет 206446 тыс. руб. или 277,2%. Но вместе с тем из года в год наблюдается отрицательная динамика собираемости налога на имущество. Процент выполнения собираемости налога снизился с 86,4% в 2008 году до 71,5% в 2010 году. Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2008 г. – 10649 тыс. руб., в 2010 г. – 128724 тыс. руб.). Что отрицательно сказывается на экономике муниципальных образований, которые в 2010 году не досчитались 128724 тыс. руб. только по уплате налога на имущество.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц