Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 2010 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 7 трлн. 695,8 млрд. руб. налогов. Это на 22,4% больше, чем в 2009 г. и на 3,2% ниже, чем в 2008 году.
Имущественные налоги поступили в бюджеты регионов в размере 628,2 млрд. руб., что на 10,3% больше, чем в 2009 г. (таблица 2.2.1) и составляют 8,2% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в консолидированный бюджет РФ. Структурный состав доходов консолидированного бюджета РФ наглядно представлен на рисунке 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации
в 2008-2010 г.
млрд. руб.
| 2008 год | 2009 год | 2010 год | в % к 2008 году | в % к 2009 году |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации в том числе: | 7 948,9 | 6 288,3 | 7 695,8 | 96,8 | 122,4 |
в федеральный бюджет | 3 571,9 | 2 502,6 | 3 207,2 | 89,8 | 128,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 4 377,0 | 3 785,7 | 4 488,6 | 102,5 | 118,6 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций | 2 513,0 | 1 264,4 | 1 774,4 | 70,6 | 140,3 |
Налог на доходы физических лиц | 1 665,6 | 1 665,0 | 1 789,6 | 107,4 | 107,5 |
Налог на добавленную стоимость | 1038,7 | 1 207,2 | 1 384,0 | 133,2 | 133,2 |
Акцизы | 314,7 | 327,4 | 441,4 | 140,3 | 134,8 |
продолжение таблицы 2.2.1
Имущественные налоги, из них: | 493,4 | 569,7 | 628,2 | 127,3 | 110,3 |
налоги на имущество. взимаемые с организаций | 439,9 | 500,8 | 545,7 | 124,0 | 109,0 |
налог на имущество физ. лиц | 10,1 | 15,6 | 15,6 | 154,5 | 100,0 |
земельный налог с физ. лиц | 7,8 | 10,6 | 12,5 | 160,3 | 117,9 |
транспортный налог с физ. лиц | 35,6 | 42,7 | 54,4 | 152,8 | 127,4 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 742,6 | 1 080,9 | 1 440,8 | 82,7 | 133,3 |
Прочие налоги и сборы | 180,8 | 173,4 | 237,5 | 131,4 | 137,0 |
Источник:[46]
Рисунок 2.2.1
Поступление налогов, сборов
в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 г.
Доля налогов на имущество, взимаемых с физических лиц в 2010 году не превысила 1,1% всех налоговых поступлений и сборов консолидированного бюджета РФ.
В местный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа в 2011 году (с учетом крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне) поступило налогов и сборов в сумме 34 306 млн. руб.,
что на 21,3 % превышает поступления за 2009 год (таблица 2.2.2).
Структурный состав доходов местного бюджета складывается следующим образом (рисунок 2.2.2): налог на доходы физических лиц - 81,2%; единый налог, взимаемый в связи с применением УСН – 4,1%;единый налог на вмененный доход - 3,9%; транспортный налог с организаций – 3,2%; земельный налог с организаций – 3,2%; транспортный налог с физ. лиц – 2,8%; налог на имущество физических лиц – 0,9 %; земельный налог с физ. лиц – 0,2%.
Таблица 2.2.2
Поступления налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2009-2010 год
млн. руб.
Налог | 2009 год | 2010 год | Темп роста, % |
Всего поступило налогов и сборов в бюджет систему РФ по ХМАО | 817222,7 | 1052599,4 | 128,8 |
Поступило в консолидированный бюджет ХМАО | 157810,1 | 168608,8 | 106,8 |
Поступило в доходы местных бюджетов всего, в том числе: | 28 280,7 | 34 306, 4 | 121,3 |
Налог на доходы физических лиц | 22 922,9 | 27872,2 | 121,6 |
Налоги на имущество, из них: | 2902,4 | 3529,4 | 121,6 |
налог на имущество физ. лиц | 116,5 | 322,9 | 277,2 |
Доля налога на имущество физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, % | 0,41 | 0,94 | 0,53 |
транспортный налог с физ. лиц. | 837,9 | 974,5 | 116,3 |
Доля транспортного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, % | 3,0 | 2,8 | -0,2 |
земельный налог с физ. лиц | 47,1 | 68,4 | 145,2 |
Доля земельного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, % | 0,7
| 0,2
| -0,5 |
транспортный налог с организаций | 1089,5 | 1099,1 | 100,9 |
земельный налог с организаций | 811,4 | 1067,7 | 131,7 |
Единый налог, взимаемый в связи с применен. УСН | 1065,9 | 1 409, 3 | 132,2 |
Единый налог на вмененный доход | 1188,6 | 1 352, 6 | 113,8 |
Единый сельскохозяйственный налог | 2 | 5 | 250,0 |
Прочие налоги и сборы | 159 | 135,4 | 85,1 |
Источник:[46]
Роль налогов на имущество физических лиц в формировании доходной базы местного бюджета ХМАО составляет 4%, из которых 2,8% приходятся на транспортный налог с физических лиц. Доля налогов на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет ХМАО в 2010 г., составила 0,81%, в 2009 г. – 0,63%. Доля доходов от имущественных налогов равна 10,3% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в местный бюджет в 2010 году. Основным источником доходов местного бюджета ХМАО является налог на доходы физических лиц.
Рисунок 2.2.2
Поступление налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2010 год
Для наглядности необходимо рассмотреть структуру поступления имущественных налогов с физических лиц на примере муниципального образования.
Структура налоговых доходов муниципального образования г. Нижневартовск и роль имущественных налогов в местном бюджете наглядно представлена на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3
Поступления администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск (2010 г.)
.
Доля имущественных налогов с физических лиц в бюджете муниципального образования г. Нижневартовск составляет 5,8%, доля имущественных налогов – 11,7%. Доля налога на доходы физических лиц в 2010 году составила 4012847,3 тыс. руб. или 75,6% от всех поступлений налогов и сборов в бюджет г. Нижневартовска. Роль и динамика поступлений налогов на имущество физических лиц в бюджет г. Нижневартовска приведена в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3
Поступление администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск
тыс. руб.
Наименование дохода | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2009г. в % к 2008г. | 2010г. в % к 2009г. |
Всего по налоговым и другим доходам | 147208863 | 93305370 | 113465986 | 63 | 122 |
в том числе: налоговые доходы в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск | 4 529 073 | 4 594 118 | 5305357 | 101 | 115 |
Налоги на имущество с физических лиц, всего | 224 751 | 301 466 | 305 367 | 134 | 101 |
Налог на имущество физ. лиц | 14 127 | 69 626 | 62 184 | 493 | 89 |
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов, % | 0,01 | 0,08 | 0,06 | 0,07 | -0,02 |
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, % | 0,31 | 1,52 | 1,17 | 1,21 | -0,35 |
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налогов на имущество | 6,29 | 23,10 | 20,36 | 16,81 | -2,73 |
Транспортный налог с физ. лиц | 209 088 | 223 879 | 232 834 | 121 | 104 |
Доля транспортного налога в общей сумме налоговых доходов, % | 0,14 | 0,24 | 0,21 | 0,10 | -0,03 |
Доля транспортного налога в общей сумме налоговых доходов бюджета г. Нижневартовск, % | 4,62 | 4,87 | 4,39 | 0,26 | -0,48 |
Доля транспортного налога в общей сумме налогов на имущество | 93,03 | 74,26 | 76,25 | -18,77 | 1,98 |
Земельный налог с физ. лиц | 1 536 | 7 961 | 10 349 | 518,3 | 130 |
Доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов, % | 0,001 | 0,009 | 0,009 | 0,007 | 0,001 |
Доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, % | 0,03 | 0,17 | 0,20 | 0,14 | 0,02 |
Доля земельного налога в общей сумме налогов на имущество | 0,68 | 2,64 | 3,39 | 1,96 | 0,75 |
Источник: на материалах межрайонной ИФНС №6 по ХМАО-Югре.
Из данных таблицы 2.2.3 видно, что налоговые доходы муниципального образования г. Нижневартовск монотонно увеличиваются. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 21,6%, а налоговых доходов местного бюджета на 15%. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 63%, налоговые доходы местного бюджета увеличились на 1%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск и не превышает 1,52%, а доля земельного налога не превышает 0,2%, доля транспортного налога колеблется в районе 4 - 5%.
На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. почти в 5 раз повлияла переоценка имущества, проведенная в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2008 № 172-П «Об установлении коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц и расположенных на территории муниципальных образований Нижневартовского района, после перерасчёта увеличилась в среднем в 6 раз, так как до 2009 года налог на имущество физических лиц в Нижневартовском районе начислялся исходя из инвентаризационной стоимости 2000 года. Увеличение поступлений земельного налога в 2009 г. более, чем в пять раз произошло за счет утверждения в конце 2008 г. новой кадастровой стоимости земель в населенных пунктах Ханты-Мансийского округа. В г. Нижневартовске земельный налог вырос в разы. В общей структуре налогов на имущество, поступающих в местный бюджет, лидирующее место занимает транспортный налог (рисунок 2.2.4).
Рисунок 2.2.4
Структура начисления и уплаты налогов на имущество в бюджет г. Нижневартовск за 2008-2010 годы.
На рисунке наглядно видно, что основное место по начислению и уплате местных налогов занимает транспортный налог, затем налог на имущество физических лиц и совсем незначительны начисления и уплата земельного налога.
Начисление налога на имущество физических лиц и их поступление по ХМАО представлено в таблице 2.2.4 за 3 года. Из таблицы видно, что как начисление, так и поступление налога на имущество стабильно растет. Увеличение поступления налога на имущество физических лиц в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составляет 206446 тыс. руб. или 277,2%. Но вместе с тем из года в год наблюдается отрицательная динамика собираемости налога на имущество. Процент выполнения собираемости налога снизился с 86,4% в 2008 году до 71,5% в 2010 году. Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2008 г. – 10649 тыс. руб., в 2010 г. – 128724 тыс. руб.). Что отрицательно сказывается на экономике муниципальных образований, которые в 2010 году не досчитались 128724 тыс. руб. только по уплате налога на имущество.
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц