Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
 оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
 проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
 представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
 определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом печатать.doc

— 6.56 Мб (Скачать документ)

Таблица 2.2.4

Начисление и уплата налога на имущество за 2008-2010гг.

тыс. руб.

Налог

2008год

2009 год

2010 год

Начислено

Уплачено

% выполнения

Начислено

Уплачено

% выполнения

Начислено

Уплачено

% выполнения

Налог на имущество физ. лиц

78 453

 

67 804

 

86,4

150 560

 

116 482

 

77,4

451 652

 

322 928

 

71,5

Источник: [46]

Рост начисления и поступления налога на имущество физических лиц наглядно представлен на рисунке 2.2.5.

Рисунок 2.2.5

Динамика начисления и поступления налога на имущество физических лиц (тыс. руб.).

На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличение количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. Динамика объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц наглядно показана на рисунке 2.2.6.

Рисунок 2.2.6 

Количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по ХМАО в 2006-2010 гг.

За исследуемый период общее количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по ХМАО, увеличилось  (в 2010 г. по сравнению с 2006 г. – на 13,3%), количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налоговыми органами предъявлен налог к уплате незначительно увеличилось – на 7,5% (диаграмма 2.2.3). Сокращается общее количество объектов, с которых налог не взимается. Однако количество объектов налогообложения, по которым налог не исчисляется и не уплачивается, остается высоким – более 20%.

Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику.

В соответствии с Законом РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации [8]. Однако нет норм, обязывающих физических лиц – налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет.

Для определения налоговой базы учитывается общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц. Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты ХМАО, показана на рисунке 2.2.7.

Рисунок 2.2.7

Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц (руб.)

За исследуемый период инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов налогообложения, по которым налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате в местные бюджеты ХМАО, увеличилась в 3 раза (с 49077543  тыс. руб. в 6г. до 180011083 тыс. руб. в 2010 г.). На увеличение налоговой базы отдельных налогоплательщиков повлияло значительное увеличение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, обусловленное введением новых коэффициентов перерасчета инвентаризационной стоимости объектов, что должно было способствовать росту налоговых доходов местных бюджетов республики. Однако с введением с 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество обусловило потери налоговых доходов бюджета, вызванных дроблением налоговой базы. 

Десятикратное увеличение инвентаризационной стоимости имущества способствовало массовому обращению в налоговые органы за предоставлением налоговых льгот, носящих социальный характер, ранее за которыми многие налогоплательщики не обращались в связи с незначительностью налогового обязательства. На рисунке 2.2.8 наглядно показана динамика не поступившей в местные бюджеты ХМАО суммы налога на имущество физических лиц в результате предоставленных налоговых льгот.

Рисунок 2.2.8

Сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в местные бюджеты ХМАО в результате предоставленных налоговых льгот в 2006-2010 гг., (тыс. руб.)

Потери доходов местных бюджетов ХМАО в результате предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц увеличились в 12 раз (с 17152 тыс. руб. в 2006 г. до 204602 тыс. руб. в 2010 г.). В 2010 году, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам, составила 60,5% суммы поступившего налога и 37,7% от суммы налога, рассчитанного без учета льгот (542743 тыс. руб. – сумма налога на имущество физических лиц без учета льгот).

Поступление и взимание транспортного налога.

Начисление и поступление транспортного налога с физических лиц представлено в таблице 2.2.5 за 3 года. Из таблицы видна положительная динамика. В 2010 году транспортного налога начислено на 94469 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Это связано с увеличением количества транспорта в округе. Увеличение поступления транспортного налога с  физических лиц в 2010г. по сравнению с предыдущим годом составляет 136661 тыс. руб. или 116,3%. Наблюдается положительная динамика собираемости транспортного налога с физических лиц. Собираемость налога в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросла на 5,4%, по сравнению с 2008 годом – на 15,1%. Транспортный налог с  физических лиц, как его начисление, так и поступление стабильно растет, что положительно сказывается на экономике муниципальных образований. Но все же собираемость налога находится на крайне низком уровне.

Таблица 2.2.5

Начисление и уплата транспортного налога за 2008-20010гг

тыс. руб.

Транспортный налог

с физических лиц

2008год

2009 год

2010 год

Начислено

Уплачено

% выполнен.

Начислено

Уплачено

% выполнен.

Начислено

Уплачено

% выполнен.

957 054

629 728

65,8

1110 334

837 885

75,5

1 204803

974 546

80,9

Источник: [46]

Рост начисления и поступления транспортного налога с физических лиц  представлен на рисунке 2.2.9.

Диаграмма  2.2.9

Динамика начисления и поступления транспортного налога

На 1 января 2011 года, по данным налоговой инспекции недоимка по транспортному налогу, без учёта пени, составляет порядка 230257 тыс. рублей. А ведь эти деньги полностью идут в городские бюджеты и находятся в распоряжении муниципалитета. Часть из них можно было бы направить на ремонт городских дорог, состояние которых зачастую критикуют те, кто должен этот налог платить. Но факт остается фактом. Собираемость транспортного налога с физических лиц в некоторых муниципалитетах не доходит и до 50 процентов.

Недоимки по транспортному налогу взыскиваются с должников через суд. Сотрудниками межрайонной инспекции по налогам и сборам России по Ханты-Мансийскому автономному округу совместно со специалистами юридического управления администрации активно ведётся работа по подготовке исковых заявлений и судебных приказов на должников. Помимо судебного разбирательства, и как следствие общения с судебными приставами, с возможным наложением ареста на имущество для погашения долгов, это может доставить должникам и проблемы личного плана. Эти данные получают и миграционные службы. У должников могут возникнуть проблемы на таможне, и отпуск на берегах заграничных морей закончится, так и не начавшись.

Самым действенным способом погашения недоимки может стать возвращение практики прохождения техосмотра только при наличии квитанции об уплате транспортного налога. Сегодня в городе Нижневартовске работают 9 центров технического контроля и осмотра. Администрация рекомендовала руководителям центров организовать работу по допуску транспортных средств к инструментальному контролю только после предъявления квитанции об уплате задолженности по налогу. Были приняты  меры информационно-пропагандисткого характера – еженедельно публиковать списки неплательщиков транспортного налога, имеющих большую задолженность. Можно согласиться, что по отношению к неплательщикам можно применять такие практикуемые налоговыми органами меры, как запрет выезда в зарубежные страны (аналогичная мера действует и в развитых странах, например, Великобритании), ограничения по использованию личного транспорта и др. Однако размещение фотографий налоговых неплательщиков на информационных табло, установленных в центрах муниципалитетов, полного имени неплательщиков на веб-сайте администраций муниципалитетов (гг. Выборг, Ростов и др.) [35] в условиях, когда сократились реальные доходы граждан, вряд ли можно признать корректным. Зато заслуживает внимания решение налоговых органов, которые предоставили возможность лицам, имеющим задолженность по налоговым платежам, через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" выяснить сумму задолженности и распечатать платежный документ для оплаты налога. Уведомления с расчетом налогов и необходимые платежные документы продвинутые граждане, пользователи Интернета - а таких в России становится все больше и больше - будут получать в формате PDF. Для этого ФНС России объявила готовность номер один во всех регионах, обязав руководителей региональных налоговых управлений оснастить налоговые инспекции специальным программным обеспечением по рассылке электронных налоговых квитков.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц