Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа
Налогообложение страховых компаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в России становится одним из важных направлений реформирования для государства.
Наибольшие дискуссии в научной литературе вызывает налогообложение прибыли страховых компаний, потому что в законодательстве существуют разночтения при определении сроков налогового учета прибыли и создания страхового резерва в соответствии со страховыми нормативами и налоговыми актами.
Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности 7
1.1 Особенности государственного регулирования деятельности страховых организаций 7
1.2 Страховая организация как субъект налоговых отношений 14
1.3 Исследование нормативно-правовой базы налогообложения страховой деятельности 20
2 Анализ проблем налогообложения страховых организаций в России (на примере СК «РОСНО») 30
2.1 Особенности формирования доходов и расходов страховой организацией в целях налогообложения прибыли 30
2.2 Анализ динамики налоговых платежей страховой организации 34
2.3 Оценка налоговой нагрузки страховой компании (на примере СК «РОСНО) 39
3 Совершенствование налогообложения страховых организаций в РФ 43
3.1 Основные пути совершенствования системы налогообложения страховых компаний в России 43
3.2 Разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки в страховой организации 49
Заключение
Законодательство РФ определяет общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования страхования.
В России практически сформировалась трехступенчатая законодательная система регулирования страхового рынка:
• Кодексы РФ;
• специальные законы по страховой деятельности;
•нормативные акты правительства и министерств по страховому делу.
Правовое
регулирование страховых
Отметим, что в нормативную базу по страхованию, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающую несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, достаточно часто вносятся изменения, поскольку положения отдельных законов не полностью соответствуют современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат быстро меняющейся экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время рассматриваются следующие законопроекты: об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, о страховании гражданской ответственности операторов ядерных установок, об обязательном страховании ответственности медработников, об обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работников при исполнении обязанностей.
Продуманные
законодательные изменения
В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330, государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ проводится Федеральной службой страхового надзора (ФССН), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Если на первом этапе формирования в России страхового рынка основное внимание надзора было сосредоточено на организации системы допуска к этому виду деятельности, то в настоящее время все большее внимание уделяется анализу финансового состояния функционирующих страховых компаний, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это способствует повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг. Для решения данной задачи необходимо, в частности, расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля над финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств. В этих целях заслуживают внимания и предложения по объединению надзорных функций в сфере банковской, страховой и финансово-фондовой деятельности, закреплению их за одним надзорным органом.
В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают косвенные, экономические рычаги воздействия государства на развитие страхового рынка, в том числе инструменты налогового регулирования. Проблемам налогообложения страховой деятельности посвящено достаточно много исследований. При этом в подавляющем большинстве случаев в работах на эту тему рассматривается позиция страховщиков в части налогообложения прибыли. Другие аспекты системы налогообложения страховой деятельности исследованы недостаточно. Отсутствие системного подхода в оценке влияния налогообложения на развитие страхового дела не позволяет государству с помощью налогов осуществлять целенаправленное и предсказуемое воздействие на поведение страховщиков и страхователей.
Подводя итоги вышеизложенного, можно выделить следующие основные направления развития государственного регулирования страхования, в условиях, когда страхование является сферой регулирования на федеральном уровне, региональные органы и органы самоуправления не всегда могут определить свою роль в необходимом деле поддержки становления страхования. Представляется важным возобновить и расширить возможность, учитывая исторический опыт взаимного земского страхования, участия регионов, муниципальных образований в развитии различных форм страхования: социального, взаимного, предпринимательского, что позволило бы обогатить и стабилизировать рынок.
Не менее актуальным в современных переходных условиях, наряду с совершенствованием законодательства, является реализация на разных уровнях вертикали власти стратегий, программ поддержки страхования, становления страховых отношений новых субъектов: обществ взаимного страхования, страховых брокеров, организаций, предусмотренных федеральным законодательством, обеспечивающим инфраструктуру страхового рынка.
Исходя из того, что важнейшим фактором, предопределяющим популярность страховании в обществе, как эффективного механизма обеспечения защиты имущественных интересов граждан, является своевременность и полнота страховых выплат, в центре внимания надзорных органов должны находиться вопросы обеспечения интересов страхователей, а не соблюдение во многом формальных показателей, как бы обеспечивающих эти выплаты. Чтобы уменьшить число негативных моментов в развитии страхования в трансформационных условиях современной России, будет совершенно оправданным, если на пульсе внедрения новаций, становления новых субъектов в отдельных видах деятельности, помимо непредсказуемой руки рынка, будет и надёжная рука государства. Помочь новому уверенно двигаться по твёрдой дороге конструктивизма обязаны государственные научные и учебные заведения, а государственные средства массовой информации призваны освещать удачи и сложности на его пути.
Наличие
эффективной системы
1.2
Страховая организация
как субъект налоговых
отношений
Одним из косвенных методов государственного регулирования страхового рынка являются налоги. Рассмотрим действующую систему налогообложения страховых организаций в Российской Федерации, ее эффективность.
Общеизвестно, что в экономически развитых странах страхование является системой, которая обеспечивает эффективную защиту социально- экономических интересов как физических, так и юридических лиц, а также государства от неблагоприятных событий, так как через систему страховых отношений возмещается причиненный ущерб, обеспечиваются утраченные доходы или возникающие в связи с наступлением страховых случаев дополнительные расходы. При этом страховые резервы являются источником инвестиционных ресурсов, обеспечивающих развитие экономики.
Для дальнейшего развития страхования в России требуются меры стимулирующего характера со стороны государства. В системе регулирования и стимулирования особое место занимают инструменты, связанные с налогообложением страховых организаций.
Страховые организации облагаются налогами в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом. Перечень налогов, уплачиваемых страховой организацией, представлен в таблице 1.1 (используются следующие сокращения: ФБ - федеральный бюджет, БСФ - бюджет субъекта Федерации, МБ - местный бюджет).
Таблица 1.1 Налоги уплачиваемые страховой организацией
Наименование | Объект обложения | Ставка | Получатель |
Федеральные налоги | |||
Налог на добавленную стоимость | Стоимость реализованного имущества, нестраховых услуг по ценам, определяемым в соответствии со ст. 40 НК РФ | 18% | ФБ |
Налог на прибыль | Доход от страховых и внереализационных операций, уменьшенный на величину расходов по этим операциям | 20% | ФБ - 2%, БСФ - 18% |
-доходы от долевого участия | Доход, полученный в виде дивидендов | 9% | ФБ |
-доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам | Проценты по
государственным и |
15% | ФБ |
Государственная пошлина | Совершение юридически значимых действий, выдача документов | Дифференцирована по уровням юридической значимости | ФБ - по делам федерального уровня, МБ - поделам, документам общей юрисдикции |
Региональные налоги | |||
Налог на имущество организаций | Движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств | Не более 2,2% | БСФ |
Транспортный налог | Транспортное средство | Дифференцирована по мощности транспортного средства | Территориальный дорожный фонд |
Местные налоги | |||
Земельный налог | Земельный участок | Не более 1,5% | МБ |
В налоговом учете НДС относят на выручку от оказания нестраховых услуг или от реализации имущества, налог на доходы от долевого участия удерживается из суммы дивидендов, налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам удерживается из суммы процентов, налог на прибыль включается в расходы, не учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, а остальные перечисленные в таблице 1.1 налоги включаются в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
В
процессе налоговых реформ система
налогообложения страховых
1.3
Исследование нормативно-
Налогообложение страхового бизнеса в разных странах различно. В ряде стран, например в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Японии, налогообложение страховщиков не отличается от налогообложения обычных компаний. Страховщики, действующие на территории других стран, как правило, должны назначить налогового представителя или регулярно представлять полный список заключенных договоров.
Во всех странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Чехии и Польши, действуют налоговые вычеты для страхователей на сумму уплаченных страховых премий.
В России налогообложение страховщиков, как и других хозяйствующих субъектов, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). Ст. 149 второй части НК РФ подтвердила, что оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается НДС. Однако имеется важное исключение -в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облагается данным налогом.
Согласно ст. 284 НК РФ налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 20%.
Налогообложение
страхователей также
Согласно п. 2 ст. 208 НК РФ страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая относятся к доходам, а следовательно, должны облагаться налогом на доходы физических лиц. При определении налоговой базы для налогообложения страховых выплат действуют ограничения.
Из Налогового кодекса РФ. Ст. 213. 1. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:
1)
по договорам обязательного
2)
по договорам добровольного
В целях настоящей статьи среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных настоящим подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты;