Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа
Налогообложение страховых компаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в России становится одним из важных направлений реформирования для государства.
Наибольшие дискуссии в научной литературе вызывает налогообложение прибыли страховых компаний, потому что в законодательстве существуют разночтения при определении сроков налогового учета прибыли и создания страхового резерва в соответствии со страховыми нормативами и налоговыми актами.
Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности 7
1.1 Особенности государственного регулирования деятельности страховых организаций 7
1.2 Страховая организация как субъект налоговых отношений 14
1.3 Исследование нормативно-правовой базы налогообложения страховой деятельности 20
2 Анализ проблем налогообложения страховых организаций в России (на примере СК «РОСНО») 30
2.1 Особенности формирования доходов и расходов страховой организацией в целях налогообложения прибыли 30
2.2 Анализ динамики налоговых платежей страховой организации 34
2.3 Оценка налоговой нагрузки страховой компании (на примере СК «РОСНО) 39
3 Совершенствование налогообложения страховых организаций в РФ 43
3.1 Основные пути совершенствования системы налогообложения страховых компаний в России 43
3.2 Разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки в страховой организации 49
Заключение
- страховые премии (взносы) по договорам страхования;
- вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
- вознаграждения, полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска, а также за определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии.
При методе начисления расходы в виде страховых выплат по договору учитываются на дату возникновения у страховой организации обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя (выгода приобретателя) по фактически наступившему страховому случаю (ст. 330 НК РФ). Размер сумм страховых выплат определяется в соответствии с Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-1). Расходы, связанные с оказанием услуг страхового агента, эксперта, аварийного комиссара и т. п., признаются на дату подписания акта приемки-передачи услуг. Это следует из пункта 2 статьи 272 НК РФ.
При кассовом методе выплаты по договорам страхования включаются в расходы на дату их оплаты. На это указано в пункте 3 статьи 273 НК РФ.
Страховые организации обязаны формировать страховые резервы для выполнения своих обязательств перед страхователями, как того требует пункт 26 Закона № 4015-1. Суммы отчислений в такие резервы относятся к вне реализационным расходам по страховой деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 294 НК РФ).
Так, резервы по страхованию иному, чем страхование жизни, формируются по Правилам формирования страховых резервов, утвержденным приказом Минфина России от 11.06.2002 № 51н (далее — Правила). Согласно пункту 11 Правил страховщик при составлении бухгалтерской отчетности рассчитывает страховые резервы на конец отчетного периода. Резерв незаработанной премии в данной ситуации принимается равным величине начисленной страховой премии по договору (п. 17 Правил). На ту же дату суммы отчислений в страховые резервы учитываются и для целей налогового учета (п. 7 ст. 272 НК РФ). Конечно, при условии, что на эту дату по данному договору у страховщика возникла ответственность перед страхователем.
Логика рассуждений такова. К доходам страховой организации в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде страховых премий по договору страхования (подп. 1 п. 2 ст. 293 НК РФ). Эти доходы признаются на дату возникновения ответственности страховщика перед страхователем по заключенному договору (ст. 330 НК РФ).
При определении налоговой базы налогоплательщики, использующие метод начисления, не учитывают доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, отраженные в бухгалтерском учете страховые взносы по договору, в котором предусмотрено, что ответственность у страховщика наступает позднее даты начисления страховой премии (взносов), будут признаны доходом для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эта ответственность возникнет. Соответственно тогда же будут признаны расходами для целей налогообложения прибыли и отчисления в страховые резервы по данному договору. Поясним сказанное на примере страховой организации, которая формирует резерв незаработанных премий.
Пример. Между страховой компанией ОАО СК "РОСНО" и страхователем заключен договор страхования имущества. В договоре определена сумма страховой премии — 50 000 руб. и дата ее начисления — 26 сентября 2010 года. Датой вступления договора в силу (датой начала страхования) считается 15 октября 2010 года. В соответствии с пунктом 11 Правил страховщик рассчитал резерв незаработанной премии на конец отчетного периода — 30 сентября 2010 года. В резерв включено 50 000 руб. Эта сумма отражена в бухгалтерской отчетности организации за 9 месяцев.
В данном случае ни доход в виде страховой премии (50 000 руб.), ни расход в виде отчислений в резерв (50 000 руб.) не признаются в налоговом учете страховщика за 9 месяцев 2010 года. Учесть эти суммы страховщик сможет только с 15 октября 2010 года — даты, когда у него возникнет ответственность перед страхователем.
Страховые организации могут формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев. Основание — статья 26 Закона № 4015-1. При этом необходимо помнить, что формирование такого резерва не связано с выполнением страховщиком страховых обязательств. Поэтому с 2002 года на суммы отчислений в данный резерв не распространяются особенности определения расходов страховых организаций для целей налогообложения прибыли, установленные статьей 294 НК РФ.
Но имеется ряд особенностей по некоторым видам страхования. Пунктом 6 Указа Президента РФ от 07.07.92 № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» расходы по финансированию мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества на транспорте признаны обязательными. В связи с тем что перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, открыт, перечисленные средства из указанного выше резерва могут быть учтены страховыми организациями в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Это также подтверждено решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.2003 № 8263/03.
Прибыль Общества, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, поступает в распоряжение Общества.
Прибыль,
остающаяся в распоряжении Общества,
направляется на пополнение фондов Общества,
выплату дивидендов, развитие Общества
и на иные цели, предусмотренные законом,
настоящим Уставом и внутренними документами
Общества. Убытки Общества покрываются
за счет его имущества в установленном
законом порядке.
3 Совершенствование
налогообложения страховых
организаций
3.1
Основные пути совершенствования
системы налогообложения
страховых компаний
в России
В
условиях кризиса особую значимость
приобретает эффективность
О
важности и преимуществах качественно
выстроенных бизнес-процессов
Поэтому
необходимой становится диагностика
и совершенствование бизнес-
Совершенствование бизнес-процессов предполагает последовательно-параллельное выполнение следующих этапов (см. рисунок 3.1):
1) формулирование целей страховой фирмы;
2)
выделение и идентификация
3)
проектирование и
4)
проектирование
ОАО СК "РОСНО" подвержено влиянию отраслевых, страховых, финансовых, правовых рисков. Специфичными для страховой организации являются следующие негативные факторы и условия:
-
вероятность недооценки
- переоценка активов;
-
неопределенность момента
-
вероятность формирования
-
вероятность возникновения
-
недобросовестность
-
недобросовестность
Влияние всех перечисленных факторов и условий ожидается в долгосрочной перспективе.
Для устранения главных факторов, негативно влияющих на деятельность ОАО СК "РОСНО", используются: методики оценки статистических данных, перестрахование, ограничения по сумме и количеству заключаемых договоров страхования, процедуры одобрения сделок, стратегии ценообразования и постоянный мониторинг возникновения новых рисков.
Во исполнение Стратегии перестрахования, ОАО СК "РОСНО" использует факультативное перестрахование и перестрахование эксцедента убытка для того, чтобы снизить страховые выплаты по каждому договору. ОАО СК "РОСНО" ведет постоянный мониторинг финансовой стабильности перестраховщиков и периодически обновляет свои договоры перестрахования. ОАО СК "РОСНО" принимает соответствующие меры для того, чтобы сезонное возрастание уровня выплат (например, выплат по разным видам договоров, касающихся страхования транспортных средств и материальной ответственности перед третьими лицами в связи с наступлением зимних месяцев с их сложными погодными условиями) не наносило существенного ущерба.
Достижение плановых финансовых целей на уровне как бюджетной единицы, так и всей компании обычно сопряжено со значительными сложностями. Компания устанавливает достаточно амбициозные цели по росту продаж страховых продуктов, при этом необходимо поддерживать требуемый уровень убыточности. По конкретным видам страхования такая политика может приводить к тому, что страховые тарифы компании могут оказаться выше тарифов конкурентов по рынку. В этих условиях усложняется задача продающих структур. От них требуется особенно качественная и продуманная работа с клиентами и приложение серьезных усилий для достижения поставленных результатов. Компания прикладывает большие усилия с целью стимулирования структурных подразделений к достижению поставленных планов и целей.
В
результате анализа теоретического
аспекта воздействия
Проблема выбора оптимального вида и величины ставки налога на прибыль неразрывно связана с вопросом о системе налоговых льгот. Налоговые льготы являются предметом острых научных дискуссий по теории и практике налогообложения. С одной стороны, налоговые льготы, являясь рыночным методом регулирования экономики, помогают решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости. Льготный режим для одних налогоплательщиков означает дополнительное бремя для других. Кроме того, расширение льгот неизбежно ведет к потерям доходной части бюджета. В диссертационной работе доказана необходимость реформировать систему льгот на основе достижения баланса фискального и регулирующего эффекта. При этом необходимо принимать во внимание различную эффективность видов льгот.
В соответствии с функциональной направленностью выделяются инвестиционные и социальные льготы по налогу на прибыль. Инвестиционные льготы должны предоставляться не только действующим, но и вновь созданным организациям с целью стимулирования их развития. В долгосрочной перспективе такие льготы должны способствовать увеличению налоговой базы и темпов экономического роста.
Для
определения рационального
Рис. 3.2. Структурная схема функционирования эффективной системы налогообложения прибыли
В указанной модели значения показателя налоговой нагрузки являются результатом функционирования системы налогообложения прибыли. Для того, чтобы модель устойчиво функционировала необходимо учитывать как система государственного администрирования налогообложения прибыли воздействует на регулируемый объект (налогоплательщиков), то есть должна существовать обратная связь.