Налогообложение страховых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Налогообложение страховых компаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в России становится одним из важных направлений реформирования для государства.
Наибольшие дискуссии в научной литературе вызывает налогообложение прибыли страховых компаний, потому что в законодательстве существуют разночтения при определении сроков налогового учета прибыли и создания страхового резерва в соответствии со страховыми нормативами и налоговыми актами.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности 7
1.1 Особенности государственного регулирования деятельности страховых организаций 7
1.2 Страховая организация как субъект налоговых отношений 14
1.3 Исследование нормативно-правовой базы налогообложения страховой деятельности 20
2 Анализ проблем налогообложения страховых организаций в России (на примере СК «РОСНО») 30
2.1 Особенности формирования доходов и расходов страховой организацией в целях налогообложения прибыли 30
2.2 Анализ динамики налоговых платежей страховой организации 34
2.3 Оценка налоговой нагрузки страховой компании (на примере СК «РОСНО) 39
3 Совершенствование налогообложения страховых организаций в РФ 43
3.1 Основные пути совершенствования системы налогообложения страховых компаний в России 43
3.2 Разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки в страховой организации 49
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая н.о страховых орг.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

     В рамках принятой модели обратная связь может характеризоваться такими показателями, как уровень налоговых поступлений, задолженность по налогу; количество убыточных организаций; доля теневой экономики и др. Для оценки эффективности и соответствия современным требованиям данной системы необходимо задействовать ряд качественных критериев.

     В качестве количественной характеристики эффективной системы налогообложения прибыли ОАО СК "РОСНО предложена методика оценки бюджетного потенциала налога на прибыль, позволяющая более обоснованно подходить к определению контрольных показателей по мобилизации налога на прибыль в бюджеты, основанная на покомпонентном прогнозировании налоговой базы с применением соответствующих ставок составляющих налоговой базы с учетом фискального, производственно-стимулирующего, контрольного потенциалов и корректировкой на коэффициент собираемости.

     Суть  предлагаемой методики заключается  в следующем. Потенциальная способность  региона генерировать бюджетные доходы от налога на прибыль, определяется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами - налоговой базой, то есть суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными в регионе организациями. При реализации данного подхода на макро уровне прогнозируется величина налогооблагаемой прибыли посредством умножения средней соответствующего показателя за три предыдущих последовательных налоговых периода на индекс роста. На микро уровне - величина налогооблагаемой прибыли прогнозируется посредством умножения на индекса роста. В качестве индекса роста может быть выбран прогнозируемый темп роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП) или валового регионального продукта (ВРП) на макро уровне, а также индекс инфляции (если предполагается, что показатель растет пропорционально росту цен) - на микро уровне. Прогнозируемое значение является налоговой базой для расчета налога по основной ставке как в федеральный, так в территориальный бюджеты, поскольку еще не исключены дополнительные региональные льготы.

     Исходя  из полученных результатов, о прогнозируемой величине налоговой базы налога на прибыль организаций можно рассчитать фискальный потенциал налога на прибыль. В силу возможности применения региональных льгот, обязательства по уплате данного налога следует рассчитывать отдельно в федеральный бюджет, как произведение базы для расчета налога в федеральный бюджет и соответствующей ставки, и отдельно в региональные бюджеты, скорректировав для каждого региона полученную базу на сумму прибыли, исключаемой в связи с предоставлением льгот по налогу, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, умножив ее на ставку налога по обязательствам в бюджет субъекта Российской Федерации, действующую в данном регионе.

     Система налогообложения прибыли становится эффективной тогда, когда все экономические субъекты, у которых возникает объект налогообложения, уплачивают налог на прибыль. При исследовании данного вопроса следует выделять горизонтальный аспект и вертикальный аспект налогообложения прибыли организаций. Горизонтальный аспект представляет собой налогообложение по единичной гражданско-правовой сделке. Вертикальный аспект представляет собой итоговую сумму налога на прибыль за соответствующий период времени. Механизм практической реализации горизонтального аспекта налогообложения прибыли организаций представлен на рис. 3.4. 

     

     Рис. 3.4. Механизм действия горизонтального налогообложения прибыли организаций 

     Системная взаимосвязь экономического механизма  действия налога на прибыль организаций будет проявляться только тогда, когда плательщик, заплативший за актив его стоимость, уменьшит свою налоговую базу по прибыли при условии, что плательщик, реализовавший актив, увеличит свою налоговую базу для целей налогообложения на ту же сумму. При этом все плательщики должны состоять на учете и отчитываться. При нарушении этих условий, данный механизм полноценным не будет, а, следовательно, не будет и надлежащей собираемости этого налога.

     В условиях 25 главы НК РФ, на законных основаниях, возможно регулировать величину налоговых обязательств - за счет выбора таких приемов учета. Приведенные рекомендации позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет организаций, что позволит сократить издержки на администрирование данной системы, а также даст возможность маневрировать налоговой базой с целью оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.

     Практическая  реализация вышеуказанных вопросов позволит создать эффективную систему налогообложения, обеспечивающую экономически обоснованный уровень доходности при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщика в сочетании минимальной величины затрат налогового администрирования и издержек налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства. 

     3.2 Разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки в страховой организации 

     Основными направлениями оптимизации налогообложения  прибыли ОАО СК "РОСНО" являются:

     1. Создание бюджетных моделей, позволяющих  более адекватно спрогнозировать  продажи, с учетом внешних вызовов, а также задач и целей компании на 2012 год.

     2. Сохранение «напрягающей» функции  бюджета (несмотря на кризисный  и посткризисный период), то есть  он должен требовать от продающих  структур тех продаж, которые  они реально могут осуществить  плюс еще немного.

     3. Обеспечение более оперативного  отображения информации о выполнении  бюджета в информационной системе  путем ужесточения контроля за  периодом времени с момента  заключения полиса до ввода  его в систему.

     4. Еще большая детализация информации  о выполнении бюджета доходов и расходов, с тем, чтобы можно было определить не только за счет каких продуктов и в какой степени оно происходит, но и за счет каких каналов продаж (агенты, автосалоны, партнеры, брокеры и т.п.). Другими словами, обеспечение многомерности представления информации о выполнение бюджета.

     В связи с выше перечисленным, необходимо провести модификацию  бюджетной модели ОАО СК "РОСНО" для соответствия целям и задачам  бюджетной кампании на 2012 г.

     ОАО СК "РОСНО" придерживается актуарной  модели расчетов страховых тарифов, что позволяет контролировать убыточность основных продуктов. Использование системы бюджетов позволяет отслеживать изменение показателей в любой момент времени и предупреждать падение финансовых результатов. Используемые компанией методики поддержаны ведущими аудиторскими компаниями KPMG и «Грант Торнтон Трид», также рейтинговыми агентствами, которые не первый год признают за компанией высшую категорию надежности ААА.

     Особенностью  расчета доходной части бюджета  является то, что расчет ведется по каждому страховому продукту, входящему в соответствующую статью, отдельно. Затем результаты объединяются по статьям классификации.

     Для прогноза доходов ОАО СК "РОСНО" были разработаны 4 основные модели. Модели используются для прогноза суммы  премий менеджерам компании в разрезе групп страховых продуктов. Остальные параметры доходной и расходной частей бюджета являются параметризуемыми. Их значения определяются экспертно.

     Рассмотрим  разработанные модели расчета премий менеджерам компании ОАО СК "РОСНО".

     Модель 1. Детализация по агентам.

     Это основная модель расчета страховых  премий будущего года. Расчет ведется  для каждого агента бюджетной  единицы, затем полученные данные агрегируются по бюджетным единицам.

     На  основании текущей информации о  дате окончания договоров страхования в информационной системе компании определяются полисы, которые теоретически закончатся в каждом из 12 месяцев 2012 года. При этом недовведенные полисы за 2011 экстраполируются, исходя из планируемой в 2011 году сезонности продаж. Полученное количество умножается на коэффициент возобновления. В коэффициенте возобновления учитывается и «коэффициент естественной убыли портфеля» - досрочное прекращение, аннулирование полисов из-за неоплаты, средний бонус за безубыточность. Коэффициенты возобновления определяются для группы продуктов, региона и канала продаж.

     Под новыми агентами подразумеваются агенты, пришедшие в компанию в 2012 бюджетном году. Каждому агентству в зависимости от принадлежности к тому или иному региону устанавливается план по набору установленного количества новых агентов в месяц. От каждого такого нового агента требуется определенное количество полисов по каждому продукту за 12 месяцев. В бюджет 2012 года от этого количества идет соответствующая сезонности часть. По некоторым продуктам продаж у новых агентов не запланировано.

     От  каждого действующего агента требуется  определенное количество продаж полисов  новым клиентам в зависимости  от количества его продаж в предыдущем году. При этом по некоторым продуктам  определяется конкретное количество продаж новым клиентам, по некоторым определяется коэффициент, на который нужно умножить продажи прошлого года, чтобы получить продажи новым клиентам. Тип расчета продаж – линейный или дельта (прирост продаж в единицах полисов) – назначается в зависимости от группы продуктов и региона продаж.

     Например, для продукта Домовой (страхование  квартир) в дальних филиалах установлены  следующие требования: если продажи  агента в 2011 году находились в диапазоне от 0 до 2 полисов, то в 2012 году он должен в среднем продать еще 0.8 полиса; если от 3 до 6 полисов – то еще 1.5 полиса, если от 7 до 13 – то 2.5 полиса, если от 14 до 21 – то 4 полиса, если более 22 полисов – то 15 полисов.

     Кросс-селлинг  – это продажа новых продуктов  существующим клиентам. Согласно принятой в компании методологии, коэффициент кросс-селлинга показывает, продажу скольких полисов по какому-либо продукту влечет за собой продажа ста полисов новым клиентам по другому продукту. Например, для агентств макро-региона «Дальние филиалы» продажа новым клиентам ста полисов продукта ОСАГО должна повлечь продажу одного полиса продукта «Добровольная автогражданская ответственность». Коэффициенты кросс-селлинга пересчитываются на основе статистики продаж предыдущего бюджетного года при подготовке бюджета следующего.

     Средняя страховая премия рассчитывается статистическим методом для каждой бюджетной  единицы, группы продуктов и канала продаж по данным выполнения бюджета  предыдущего 2011 года.

     Коэффициенты  сезонности рассчитываются по данным продаж за последние несколько лет для каждого страхового продукта или группы продуктов.

     Эта модель бюджетирования премий по агентам  применяется для канала продаж Агенты для групп продуктов: КАСКО, Добровольная гражданская ответственность, ОСАГО, Квартиры, Индивидуальные строения, Индустрия, Ответственность, Несчастный случай индивидуальный, ДМС для физических лиц.

     Модель 2. Увеличение премий прошлого года.

     Эта модель существенно более простая. Разработана для не агентских  каналов продаж. Но опыт бюджетирования в компании показал, что она может использоваться для эффективного прогнозирования продаж и некоторых видов агентских продаж, когда учет по агенту нецелесообразен. Основной принцип: премии 2009 года по месяцам умножаются на коэффициент, определенный для группы продуктов и канала продаж. Коэффициент параметризуется по согласованию с руководством компании.

     Модель  применялась для групп продуктов: Грузы, Медицина (кроме региона «Дальние филиалы»), Туризм, Зеленая карта, Прочие риски, Несчастный случай для юридических лиц. А также для неагентских продаж (Стационарные точки, Мобильные офисы, Банки, Автосалоны, Брокеры) групп продуктов: КАСКО, Добровольная гражданская ответственность, ОСАГО, Квартиры, Индивидуальные строения, Индустрия, Ответственность, Несчастный случай индивидуальный.

     Модель 3. Страхование  жизни.

     Эта модель была разработана с учетом особенностей развития накопительного страхования жизни в компании. Расчет введется для каждой бюджетной  единицы. Объем продаж (сборов страховой  премии) новых полисов планируется равным объему продаж новых полисов в 2011 году с 10% приростом.

     Итоговый  бюджет по продажам планируется как  сумма по новым полисам и текущие  поступления по уже заключенным.

     Модель 4. Ипотека.

     Требования  бизнеса и успешное развитие ипотечного страхования потребовали создания отдельной модели для прогнозирования продаж этой группы страховых продуктов. Значительный рост продаж по продукту Ипотека пришелся на конец 2009 – начало 2010 г. В течение конца 2010 и первых девяти месяцев 2011 г. наблюдалась стагнация. Ситуация с ипотекой в 2012 году не ясна. Ожидать увеличения продаж по этому виду не приходится. Расчет на перераспределение имеющегося портфеля других страховщиков. Задача – повторить результат предыдущего года. Было решено на 2012 г. планировать следующим образом: на каждый месяц 2012 г. планируется премия, равная средней премии за сентябрь 2010 – август 2011 г.

Информация о работе Налогообложение страховых органов