Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы налоговой системы и налоговая система РФ, раскрываются основные термины и понятия.
Во второй главе дается краткая характеристика основных налогов России. Объектами исследования в третьей главе стали проблемы международных налоговых отношений РФ, особое внимание уделяется налогу на прибыль как инструменту регулирования экономики РФ.
Основные оценки, выводы и предложения по совершенствованию налоговой системы составляют заключение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы налоговой системы. Налоговая система РФ…………..5
1. Понятие и общая характеристика налоговой системы………………….5
1.2. Налоговая система Российской Федерации………………………………...8
Глава 2 Основные налоги России………………………………………………………….15
2.1. Федеральные налоги……………………………………………………………..15
2.2. Региональные налоги…………………………………………………………….24
2.3. Местные налоги………………………………………………………………….25
Глава 3 Проблемы современной налоговой системы России…………………………….33
3.1. Воздействие налоговой системы РФ на национальную экономику…………..33
3.2. Налог на прибыль – инструмент регулирования экономики РФ……………...39
Заключение…………………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы…………………………………………………….. 46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

    Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами (один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством период).

    Рациональная  и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться. Используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика (не является обязательным).

    Исключительно важным является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления – каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов .3 
 
 

    1.2. Налоговая система  Российской Федерации 

    Действующая ныне налоговая система была введена  в 1991-1992 гг. Проводившаяся налоговая  реформа была вызвана тем, что  экономические преобразования потребовали разработки принципиально новой налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка осуществления учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.

    Налоги  – это одна из самых формализуемых  частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности.

    Блок  необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 1992 г., был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
  • четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
  • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимся к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
  • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
  • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

    В соответствии с законом «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и, прежде всего, – отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, а также:

    • многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
    • нестабильности налогового законодательства, что ограничивает горизонт планирования хозяйствующих субъектов;
    • чрезмерно жестких норм ответственности за нарушение налогового законодательства;
    • большого количества налогов;
    • достаточно высокой налоговой нагрузки, не позволяющей налоговой системе реализовывать свою регулирующую функцию.

    Необходимость реформирования сложившейся налоговой  системы России была очевидной. Принятый Государственной Думой Налоговый  Кодекс РФ (часть 1) был введен в действие 1 января 1999 г. Предполагалось, что он позволит решить следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех его элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними гарантированными налоговыми источниками доходами;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
  • снижение общего налогового бремени (до 32,4 % ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.4

    Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена  трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

    Первый  уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.5

    К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
  3. налог на прибыль (доход) организаций;
  4. налог на доходы от капитала;
  5. налог на доходы с физических лиц;
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. государственная пошлина;
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. налог на пользование недрами;
  10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13. лесной налог;
  14. водный налог;
  15. экологический налог;
  16. федеральные лицензионные сборы.6

    Второй уровень – региональные налоги.

    Региональные  налоги устанавливаются представительными  органами субъектов федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок принятия.7

    К региональным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.8

    Третий  уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д.

    К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование или дарение;
  5. местные лицензионные сборы.9

    Организационные принципы российской налоговой системы

    Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

    1. Принцип единства налоговой системы. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
    2. Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть императивно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используют в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.
    3. Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
    4. Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в  том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.
    5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Существует также запрет на дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. Так, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.10

     Недостатки  налоговой системы  России.

     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

     С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

     Основной  недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем  лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

Информация о работе Налоговая система РФ