Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 130.16 Кб (Скачать документ)

Введение

В рыночной экономике применяются  различные методы стимулирования инвестиционной деятельности. В современных условиях преодоление инвестиционного кризиса  и существенное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики являются одними из важнейших задач Российской Федерации. При этом инвестиционная политика со стороны государства - это  не только осуществление прямых капитальных  вложений, но и налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом. Налоги как  инструмент косвенного воздействия  государства на экономику играют важную роль. Определяя объем взимаемых  налогов, государство влияет на величину чистой прибыли, амортизационных отчислений организаций, и, тем самым, определяет объем потенциальных источников финансирования инвестиционных программ.      

Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое  значение для повышения производственного  потенциала страны и формирования доходной базы бюджета. Наиболее выгодными сферами  предпринимательской деятельности в переходной экономике России, к  сожалению, оказались не производственная, а торговая и финансовая сферы, в  которых более быстрый оборот капитала и выше норма чистой прибыли. Однако, благосостояние государства  с большой численностью населения  и территорией, каким является Россия, зависит от состояния всех отраслей экономики.     

Вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности нуждаются в более  глубокой теоретической и методологической проработке. В них должны учитываться не только крупные потенциальные инвесторы, но и более мелкие. Основа исследования воздействия налогов на инвестиционный процесс была заложена еще в 30-х годах XX века английским экономистом Дж.М. Кейнсом. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов налогового регулирования инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.        

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное   
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих   
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.   
 Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:   
        - выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;    

- раскрыть особенности налогового  регулирования инвестиционной деятельности  в Ростовской области;    

- проанализирован действующий  механизм налогообложения с целью  выявления потенциальных возможностей  усиления его воздействия на  увеличение объема инвестиций.     

Объект  и предмет исследования. Объектом исследования является система налогообложения организаций реального сектора экономики, осуществляющих инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Предметом исследования является механизм формирования налоговой базы наиболее значимых налогов как фактор усиления налогового регулирования инвестиционной деятельности. Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные исследования в области совершенствования налогового регулирования инвестиционного процесса.   
Методологической основой проведенного исследования является конкретное приложение теории научного познания к проблемам налогового регулирования инвестиционной деятельности.   
  
  
 

1.Теоретико - методологические  основы регулирования инвестиционной  деятельности 
1.1Инвестиционная деятельность как объект налогового регулирования Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.

Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро - и микро-уровне финансово-экономическими условиями. Среди них ведущее  место занимает действующая система  налогообложения участников инвестиционной деятельности.

Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется  государственная поддержка инвестиционного  процесса на всех уровнях управления национальным хозяйством. В распоряжении государства имеются различные  инструменты стимулирования инвестиционного  процесса в стране, важное место  среди которых занимают налоги. С  помощью налоговых инструментов государство влияет на объемы денежных средств, остающихся в распоряжении организаций, а также на использование  данных финансовых ресурсов. Благоприятный  налоговый климат поощряет организации  осуществлять инвестиции в национальную экономику. Фискальная направленность налоговой системы, высокое налоговое  бремя, сыграли существенную роль в  углублении инвестиционного кризиса  на этапе формирования рыночных отношений.

Действующая в настоящее  время налоговая система имеет  ярко выраженную фискальную направленность и является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Поэтому  одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения  эффективности реальных инвестиций.

Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства  для определённой категории налогоплательщиков. Льготы являются более эффективным  средством поддержки хозяйствующих  субъектов, чем непосредственные бюджетные  субсидии. Однако, льготы выступают  как самый нестабильный элемент  налоговой системы, так как их состав постоянно изменяется, пересматривается порядок их применения. Предоставление налоговых льгот одним категориям налогоплательщиков может приводить  к увеличению налогового бремени  у других, поскольку доходная часть  бюджета не является произвольной величиной, а задание по мобилизации налоговых  платежей в бюджет должны обязательно  выполняться. Поэтому по мере формирования рыночных отношений в ходе проведения налоговой реформы был избран курс по сокращению налоговых льгот. В результате многие льготы были упразднены, а государство потеряло существенные рычаги возможного влияния на стимулирование экономического роста. Полная ликвидация налоговых льгот в период формирования и укрепления основ рыночной экономики  может иметь отрицательное воздействие. Установление налоговых льгот для  отдельных категорий хозяйствующих  субъектов – объективная необходимость  регулирования инвестиционного  процесса с помощью налогов.

Важнейшим инструментом налогового регулирования являются налоговые  ставки. Изменяя налоговые ставки, государство повышает или снижает  уровень налогового бремени. Между  ставкой налога и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов, несомненно, имеется тесная связь. Увеличение ставки налога приводит к снижению налоговых поступлений и при 100% ставке налога производитель теряет всякие материальные стимулы к продолжению  предпринимательской деятельности. При повышении налогового бремени  производитель предпочтет путь наименьших затрат капитальных вложений, позволяющий  получить производимый товар в меньшем  объеме, другому пути, который повышает технический и технологический  уровни производства, приводит к производству большего количества товаров и повышению их качества, но требует для его реализации больших инвестиционных ресурсов. Рост ставок налогов и его следствие – увеличение налогового бремени, приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что замедляет темпы роста технического уровня производства. Такой выбор приводит к изменению структуры общественного производства, когда быстрыми темпами развиваются те виды деятельности, которые требуют наименьших капитальных затрат и позволяют получить экономический эффект в более короткие сроки. Следовательно, повышение налогового бремени в результате увеличения ставки налога приводит к снижению технического уровня производства.

Не менее сложные процессы происходят в экономике и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов  при снижении налоговых ставок. Снижение налоговой ставки должно сопровождаться повышением деловой активности и, следовательно, ростом налоговых платежей в бюджет государства. Однако, между этими  событиями необходим продолжительный  период, чтобы компенсировать потери бюджета в период с момента  снижения налоговой ставки до момента  увеличения налоговой базы и суммы  уплачиваемых налоговых платежей. Для  повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не требуется  всеобщее снижение налоговых ставок, охватывающее всех налогоплательщиков, а требуется использование системы  ставок, в которой для налогоплательщиков, направляющих накопленные финансовые ресурсы в реальные инвестиции, будет  установлено их понижающее значение. Снижение налоговой ставки у участников

инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной и предпринимательской  деятельности.

Государство с помощью  льготных налоговых ставок может  дифференцированно подходить к  различным видам предпринимательской  деятельности, а также к осуществлению  мероприятий, имеющих разную доходность. Тем самым оно регулирует инвестиционный процесс, стимулируя освоение мощностей у не очень привлекательных для предпринимательской деятельности отраслей производства. При этом будет достигаться и некоторое выравнивание экономического и финансового положения различных хозяйствующих субъектов при неравенстве налогового бремени у субъектов, участвующих в процессе инвестирования и незанятых этим видом предпринимательской деятельности.

Для стимулирования инвестиционного  процесса важную роль играют инвестиционные налоговые кредиты – это финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. В соответствии с  действующим в Российской Федерации  налоговым законодательством под  налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих  субъектов в течение определенного  срока уменьшить уплачиваемые в  бюджет налоговые платежи с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и процентов.

Такой кредит представляет собой форму изменения срока  исполнения налогового обязательства  в виде целевого налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а  также по региональным и местным  налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит научно-исследовательские  или опытно-конструкторские работы; создание новых видов сырья или  материалов; техническое перевооружение собственного производства и т. д.

Эта льгота играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита. Роль этой льготы в условиях Российской Федерации  снижают и другие причины. Большое  число крупных предприятий, ранее  осуществлявших реконструкцию, расширение и техническое перевооружение за счет централизованных капитальных  вложений, получает прибыль, которой  недостаточно для инвестирования в  рыночных условиях хозяйствования, даже при использовании инвестиционного  налогового кредита. В России данный вид кредита не получил должного распространения из-за сложности его оформления и существенных последствий в случае нарушения его условий.

Важным инструментом налогового регулирования выступают специальные  налоговые режимы. Эти режимы имеют  ограничение в действии во времени  и установлены для определенного  круга налогоплательщиков. К специальным  налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности и система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции.

Специальные налоговые режимы позволяют государству выборочно  стимулировать развитие отдельных  экономических субъектов или  отдельных экономических регионов в соответствии с принятыми направлениями  социально-экономической политики. Каждый специальный налоговый режим  ориентирован на решение определенного  вида социально-экономических задач. Например, система налогообложения  при выполнении договоров концессии  и соглашений о разделе продукции, предназначена для создания заинтересованности инвесторов в участии в долгосрочном капиталоемком проекте.

Таким образом, инвестиционная деятельность имеет большое значение для экономического и социального  развития национальной экономики. Для  дальнейшего развития инвестиционного  процесса необходимы соответствующие  меры со стороны государства, в том  числе налоговое регулирование  инвестиционной деятельности. 

 

 

 

 

 

1.2Формы и методы  налогового регулирования инвестиционной  деятельности 
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения.  
Согласно закону, данный процесс реализуется в форме: 
-государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.); 
-прямого управления государственными инвестициями; 
-введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин. 
-предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их качество. 
-проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики; 
 
Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:  
 
-контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РСФСР и республик в ее составе. А в том случае, если направление инвестиционной деятельности требует получение государственного сертификата на ее осуществление, то государство контролирует получение такого сертификата.  
 
- антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства. Таким образом, для инвестирования того или иного направления экономики государство должно создавать равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускать монополизации отдельных участков экономики одним инвестором. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.  
 
-экспертизу инвестиционных проектов. Т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.   
 
По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Советами Министров РСФСР, республик в составе РСФСР определяются льготные условия. 

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций