Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 130.16 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инвестиционной деятельности

Фундаментальной основой  социально-экономических процессов XX-XXI вв. является формирование в наиболее развитых странах Запада качественно  нового типа технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют информация и знания. Эта тенденция  мирового экономического развития привела  к тому, что в мире выделилось три типа развития государственных  экономических систем: 1) ресурсно-ориентированная  экономика; 2) догоняющее развитие; 3) экономика  постиндустриального общества[1].

Ресурсно-ориентированная экономика  характерна для стран, обладающих большими запасами природных ископаемых, прежде всего углеводородного сырья, добыча и экспорт которых являются основными  факторами, обеспечивающими рост ВВП.

Для стран с экономикой догоняющего  развития развитие осуществляется преимущественно  за счет использования технологических  новшеств, созданных в развитых странах.

В основе развития экономики постиндустриального  общества лежит ориентация на выпуск интеллектуальной продукции. Другими  словами, в условиях экономики постиндустриального  общества знания становятся основным базовым ресурсом, обеспечивающим развитие страны.

Вместе с тем, именно рост экономики  и повышение благосостояния населения  на основе использования инновационного фактора позволяют обеспечить устойчивое экономическое развитие и конкурентоспособность  национальной экономики. Таким образом, все государства стремятся к  использованию преимуществ инновационного типа развития.

Говоря о типологии развития государственных экономических  систем и об увеличении роли инноваций  в экономическом развитии необходимо отметить роль государства в научно-техническом  развитии.

М. Кастельс на примерах из истории  технологической модернизации США, Китая, Японии, Южной Кореи, Франции, Финляндии, Индии, Бразилии, Чили, стран  Африки и других государств доказывает, что во всем мире государство (а не изобретатель) было инициатором и  главной движущей силой научно-технической  революции, фактором, выражающим и организующим социальные и культурные силы, содействующим  развитию широких и защищенных рынков и финансирующим фундаментальные  исследования. В то же время, как  показал он, децентрализованные инновации  стимулируются культурой технологической  активности и ролью примеров быстрого персонального успеха.[2]

Исторические примеры, приведенные  М. Кастельсом, мировой опыт развития указывают на ведущую роль государства  в научно-технологических изменениях. Однако следует учитывать различия в активности вмешательства государства  в эти процессы.

Особенности государственного участия  в научно-технологических изменениях связаны с развитостью социально-экономической  среды. Именно в развитой социально-экономической  среде эволюционно возникают  элементы инновационной среды. Важнейшими факторами инновационной среды  являются развитая предпринимательская, финансовая и научно-технологическая  среда. Развитость перечисленных факторов, обеспеченная соответствующими условиями  – высоким уровнем жизни населения, развитостью социальной и производственной инфраструктуры и др. – создают  предпосылки формирования инновационной  среды экономики. Именно таким образом  происходило становление современной  экономики США. Но и в этой стране государственное участие, например, в формировании информационного  общества было велико. М. Кастельс иллюстрирует роль государственных заказов Министерства обороны США на начальных стадиях информационно-технологической революции в 1940-1960 гг.

Другой вариант, основанный на более  широком вмешательстве государства  в процесс формирования рыночных отношений и построение инновационной  экономики, демонстрировали Германия и Япония во второй половине прошлого века, Финляндия с шестидесятых годов  двадцатого века.

Яркими примерами перехода к  инновационной экономике на основе активного государственного стимулирования технологических изменений является Китай, где преобразования проводятся под руководством коммунистической партии, Индия, проводящая активную государственную  политику формирования информационно-технологических  кластеров.

Различия в уровне развития социально-экономической  среды и национально-культурные особенности обусловили различные  типы моделей государственного регулирования  инновационного развития страны. В  настоящее время выделяют три  типа моделей инновационного развития промышленно развитых стран:[3]

1.  Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2.  Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3.  Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Можно говорить и о формировании четвертого типа модели научно-инновационного развития национальных экономик. Это  страны, ориентированные на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. В этой группе стран осуществляется модернизация экономики на основе заимствования достижений мирового научно-технического прогресса и формирование условий, способствующих восприимчивости к нововведениям социально-экономической среды (Китай, Индия).

Типология стран по способу научно-инновационного развития совпадает с распределением стран по показателю среднедушевого ВВП по квартилям (25% группы мирового населения) в течение XX века.[4]. Страны первого и второго типа модели научно-инновационного развития –  США, Англия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария – не изменили своего положения в мировом листинге стран за сто лет. Эти страны занимали и занимают высокие места в IV (высшем) квартиле распределения стран по показателю среднедушевого ВВП. Другими  словами, в этих странах в течение  столетия была сформирована развитая социально-экономическая среда.

Страны третьего типа модели научно-инновационного развития – это страны, совершившие  рывок в развитии. Показатели среднедушевого ВВП Японии и Южной Кореи за сто лет переместились из III квартиля (верхний средний) в IV (высший) квартиль. В этих странах шло формирование развитой социально-экономической  среды, но отдельные факторы инновационной  среды не достигли уровня стран первого  и второго типа.

В странах четвертого типа идет формирование индустриальной среды, так Китай  за сто лет переместился из I (нижнего) квартиля в IV (высший) квартиль.

Все страны идут по пути формирования развитой социально-экономической  среды, только на её основе может возникнуть инновационная среда.

Ускорение развития инновационной  среды экономики, её совершенствование  осуществляется различными методами (Таблица 1).

Эти методы направлены на стимулирование деятельности предприимчивых новаторов  – таких, как те, кто стоял у  истоков Кремниевой долины или клонирования персональных компьютеров на Тайване. Информационно-технологическая революция без участия государства и стимулирования деятельности в нужном для общества направлении имела бы совершенно иные характеристики, и маловероятно, что она эволюционировала бы в сторону тех децентрализованных гибких технологических устройств, которые распространяются сейчас во всех областях человеческой деятельности. Предприимчивость новаторов увязана с существованием технологических кластеров[5].

Из ярких примеров, приведенных  в трилогии М. Кастельса, следует  двойной фундаментальный вывод: развитие информационно-технологической  революции способствовало формированию инновационной среды, где открытия и практические применения взаимодействовали  и испытывались в повторяющемся  процессе проб и ошибок и обучения на практике. Эта среда требовала  и требует по сегодняшний день пространственной концентрации исследовательских  центров, институтов высшего образования, передовых технологических компаний, сети вспомогательных поставщиков  товаров и услуг и предпринимательских  сетей венчурного капитала для финансирования новичков. И в самом деле, технологические  прорывы возникают кластерами, взаимодействуя друг с другом в процессе увеличения отдачи. Технологическая инновация  не есть изолированное событие. Она отражает данное состояние знания; конкретную институциональную и индустриальную среду; наличие некоторой квалификации, необходимой, чтобы описать технологическую проблему и решить ее; экономическую ментальность, чтобы сделать применение выгодным; наконец, сеть производителей и пользователей, которые могут кумулятивно обмениваться опытом, учась путем использования и созидания. Все это в совокупности характеризует развитую социально-экономическую среду.

Для стимулирования инновационной  деятельности в мировой практике широко используются налоговые льготы (Таблица 2):

- предоставление исследовательского  и инвестиционного налогового  кредита, т. е. отсрочка налоговых  платежей в части затрат из  прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост  инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение  нескольких лет на прибыль,  полученную от реализации инновационных  проектов;

- льготное налогообложение дивидендов  юридических и физических лиц,  полученных по акциям инновационных  организаций;

- снижение ставок налога на  прибыль, направленную на заказные  и совместные НИОКР;

- связь предоставления льгот  с учетом приоритетности выполняемых  проектов;

- льготное налогообложение прибыли,  полученной в результате использования  патентов, лицензий, «ноу-хау» и других  нематериальных активов, входящих  в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой  прибыли на сумму стоимости  приборов и оборудования, передаваемых  вузам, НИИ и другим инновационным  организациям;

- вычет из налогооблагаемой  прибыли взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли инновационной  организации на специальные счета  с последующим льготным налогообложением  в случае использования на  инновационные цели.

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в  виде «инвестиционного налогового кредита. Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение  новой техники, оборудования, технологий и т. п. Эта скидка вычитается из суммы  начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов). Инвестиционная налоговая скидка предоставляется  лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством. Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т. п.), 10 – 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании) и 100% в Ирландии. Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных  компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом  инвестиций таких компаний поднят на 50% – до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные  компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом  основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под  правительственные гранты в стартующие инновационные компании.

Для мелких и средних предприятий  налоговые льготы позволяют снижать  налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать  налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут  при платежах исследовательским  учреждениям в связи с научно-технологическим  развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли[7].

Способом косвенной поддержки  инновационных проектов предпринимательства  является налоговое стимулирование в сфере НИОКР. В практике развитых стран используются два вида налоговых  льгот: налоговые кредиты, снижающие  налог на прибыль, и налоговые  списания, уменьшающие базу для исчисления налога.

За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок – объемные и  приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР  по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка – 50% имеет место  во Франции, но она не может превышать 5 млн. франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд  ограничений. Так, например, в США  налоговая скидка на прирост НИОКР  применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные  с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими  модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы – дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% суммы  базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается  до 30% для труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване  скидка в 20% исчисляется от суммы  прироста расходов на НИОКР по сравнению  с наивысшим достигнутым уровнем  расходов на НИОКР, имеется ограничение  – данная льгота не должна превышать 10% общих налоговых обязательств компании. Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых  скидок – и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам  расходов.

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций