Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;
1.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инвестиционной деятельности
Фундаментальной основой
социально-экономических
Ресурсно-ориентированная
Для стран с экономикой догоняющего развития развитие осуществляется преимущественно за счет использования технологических новшеств, созданных в развитых странах.
В основе развития экономики постиндустриального общества лежит ориентация на выпуск интеллектуальной продукции. Другими словами, в условиях экономики постиндустриального общества знания становятся основным базовым ресурсом, обеспечивающим развитие страны.
Вместе с тем, именно рост экономики
и повышение благосостояния населения
на основе использования инновационного
фактора позволяют обеспечить устойчивое
экономическое развитие и конкурентоспособность
национальной экономики. Таким образом,
все государства стремятся к
использованию преимуществ
Говоря о типологии развития
государственных экономических
систем и об увеличении роли инноваций
в экономическом развитии необходимо
отметить роль государства в научно-
М. Кастельс на примерах из истории
технологической модернизации США,
Китая, Японии, Южной Кореи, Франции,
Финляндии, Индии, Бразилии, Чили, стран
Африки и других государств доказывает,
что во всем мире государство (а не
изобретатель) было инициатором и
главной движущей силой научно-технической
революции, фактором, выражающим и организующим
социальные и культурные силы, содействующим
развитию широких и защищенных рынков
и финансирующим
Исторические примеры, приведенные
М. Кастельсом, мировой опыт развития
указывают на ведущую роль государства
в научно-технологических
Особенности государственного участия
в научно-технологических
Другой вариант, основанный на более
широком вмешательстве
Яркими примерами перехода к
инновационной экономике на основе
активного государственного стимулирования
технологических изменений
Различия в уровне развития социально-экономической среды и национально-культурные особенности обусловили различные типы моделей государственного регулирования инновационного развития страны. В настоящее время выделяют три типа моделей инновационного развития промышленно развитых стран:[3]
1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Можно говорить и о формировании четвертого типа модели научно-инновационного развития национальных экономик. Это страны, ориентированные на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. В этой группе стран осуществляется модернизация экономики на основе заимствования достижений мирового научно-технического прогресса и формирование условий, способствующих восприимчивости к нововведениям социально-экономической среды (Китай, Индия).
Типология стран по способу научно-инновационного развития совпадает с распределением стран по показателю среднедушевого ВВП по квартилям (25% группы мирового населения) в течение XX века.[4]. Страны первого и второго типа модели научно-инновационного развития – США, Англия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария – не изменили своего положения в мировом листинге стран за сто лет. Эти страны занимали и занимают высокие места в IV (высшем) квартиле распределения стран по показателю среднедушевого ВВП. Другими словами, в этих странах в течение столетия была сформирована развитая социально-экономическая среда.
Страны третьего типа модели научно-инновационного
развития – это страны, совершившие
рывок в развитии. Показатели среднедушевого
ВВП Японии и Южной Кореи за
сто лет переместились из III квартиля
(верхний средний) в IV (высший) квартиль.
В этих странах шло формирование
развитой социально-экономической
среды, но отдельные факторы
В странах четвертого типа идет формирование индустриальной среды, так Китай за сто лет переместился из I (нижнего) квартиля в IV (высший) квартиль.
Все страны идут по пути формирования развитой социально-экономической среды, только на её основе может возникнуть инновационная среда.
Ускорение развития инновационной среды экономики, её совершенствование осуществляется различными методами (Таблица 1).
Эти методы направлены на стимулирование деятельности предприимчивых новаторов – таких, как те, кто стоял у истоков Кремниевой долины или клонирования персональных компьютеров на Тайване. Информационно-технологическая революция без участия государства и стимулирования деятельности в нужном для общества направлении имела бы совершенно иные характеристики, и маловероятно, что она эволюционировала бы в сторону тех децентрализованных гибких технологических устройств, которые распространяются сейчас во всех областях человеческой деятельности. Предприимчивость новаторов увязана с существованием технологических кластеров[5].
Из ярких примеров, приведенных
в трилогии М. Кастельса, следует
двойной фундаментальный вывод:
развитие информационно-технологической
революции способствовало формированию
инновационной среды, где открытия
и практические применения взаимодействовали
и испытывались в повторяющемся
процессе проб и ошибок и обучения
на практике. Эта среда требовала
и требует по сегодняшний день
пространственной концентрации исследовательских
центров, институтов высшего образования,
передовых технологических
Для стимулирования инновационной деятельности в мировой практике широко используются налоговые льготы (Таблица 2):
- предоставление
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
- «налоговые каникулы» в
- льготное налогообложение
- снижение ставок налога на
прибыль, направленную на
- связь предоставления льгот
с учетом приоритетности
- льготное налогообложение
- уменьшение налогооблагаемой
прибыли на сумму стоимости
приборов и оборудования, передаваемых
вузам, НИИ и другим
- вычет из налогооблагаемой
прибыли взносов в
- зачисление части прибыли
Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита. Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т. п. Эта скидка вычитается из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов). Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством. Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т. п.), 10 – 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании) и 100% в Ирландии. Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.
В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% – до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие инновационные компании.
Для мелких и средних предприятий
налоговые льготы позволяют снижать
налогооблагаемый доход на 20% в случае,
если превышен предыдущий максимальный
уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать
налоговые выплаты на 6% от величины
расходов на исследования и разработки,
но в этом случае уменьшение не должно
составлять более 15% от налоговых обязательств
фирмы. Расходы, которые фирмы несут
при платежах исследовательским
учреждениям в связи с научно-
Способом косвенной поддержки инновационных проектов предпринимательства является налоговое стимулирование в сфере НИОКР. В практике развитых стран используются два вида налоговых льгот: налоговые кредиты, снижающие налог на прибыль, и налоговые списания, уменьшающие базу для исчисления налога.
За рубежом льготы на НИОКР даются
чаще в виде скидок с расходов компаний
на эти цели. Существуют два вида
налоговых скидок – объемные и
приростные. Объемная скидка дает льготу
пропорционально размерам затрат. Приростная
скидка определяется исходя из достигнутого
компанией увеличения затрат на НИОКР
по сравнению с уровнем базового
года или среднего за какой-то период.
Эта скидка действует после того,
как указанные расходы были произведены.
Максимальная скидка – 50% имеет место
во Франции, но она не может превышать
5 млн. франков в год. В Канаде,
США, Японии и Тайване она составляет
20%. Однако и здесь имеется ряд
ограничений. Так, например, в США
налоговая скидка на прирост НИОКР
применяется лишь к тем расходам
на НИОКР, которые направлены на создание
новой продукции или разработку
новых технологических
Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций