Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 130.16 Кб (Скачать документ)

Препятствием на пути капиталов  в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

 

2.2Оценка инвестиционной активности предприятий РМ

Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения – основные задачи инвестиционной деятельности Республики Мордовия. Продуманная социально-экономическая  политика и эффективная работа с  инвесторами позволили создать  в республике благоприятный инвестиционный климат. В Республике Мордовия сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику.  
Инвесторам предоставляется государственная поддержка в формах: 
1) присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Рес-публики Мордовия – предоставляются налоговые льготы: 
снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республикан-ский бюджет Республики Мордовия до 13,5 % на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет; освобождение от налога на имущество на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет. 2) государственных гарантий Республики Мордовия; 
3) субсидирования части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы; 
4) поручительств и займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы; 
5) освобождения от земельного налога (в ведении муниципальных властей); 
6) имущества казны Республики Мордовия в качестве залогового обеспечения под привлекаемые кредиты (сформирован специальный залоговый фонд); 
7) поручительства Гарантийного фонда Республики Мордовия; 
8) подбора необходимых в строительстве земельных площадок и оказания помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры; 
9) закрепления за каждым крупным проектом куратора на уровне Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия. 
Для решения проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в республике создана Межведомственная комиссия. 
В последние годы в республике реализованы следующие крупные проекты: 
созданы мощности по производству грузовых вагонов нового поколения более высокой грузоподъемностью в ОАО «Рузхиммаш»; 
освоено производство волоконно-оптических кабелей связи всех модификаций, в т.ч. встроенных в грозозащитный трос, OPGW кабелей, самонесущих изолированных проводов в группе предприятий «Оптикэнерго», с испанской фирмой создано совместное предприятие по производству спецарматуры для кабелей связи; 
построен современный кабельный завод (ЗАО «Цветлит»); 
запущено первое отечественное предприятие по производству ком-паундов для изоляции силовых кабелей (ЗАО «Лидер-Компаунд»);  
заработало новое производство энергоэффективных световых приборов нового поколения фирмы «Ксенон»; 
введен современный экспортоориентированный завод по переработке лома алюминия, не имеющего аналогов в России, ООО «Мордоввторсырье»; 
построены технологическая линия «полусухого способа», новый це-ментный завод «сухого способа» производства цемента и парогазовая электростанция ОАО «Мордовцемент»; 
освоено производство фиброцементных плит, в том числе с декоративным покрытием, в ОАО «Лато»; 
организовано производство современной стеклотары для пищевой промышленности на Рузаевском стекольном заводе; 
построен новый комплекс на Саранском элеваторе для полного обеспечения качественным пивоваренным ячменем вновь построенного солодовенного завода компании «Сан ИнБев»; 
проведена реконструкция Ромодановского сахарного завода с увеличением мощности переработки сахарной свеклы до 7 тыс. тонн в сутки; 
организовано производство замороженных овощей и полуфабрикатов, проведена реконструкция существующего производства зеленого горошка в ОАО «Консервный завод «Саранский»; 
создано новое высокотехнологичное производство плавленых сыров в ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»; 
построен экспериментальный комплекс по откорму быков на 5000 голов, ООО «Зерноресурс – молоко»; 
построены тепличные комплексы для выращивания роз, ОАО «Мир цветов РМ», ОАО «Мир цветов». 
Кроме того, проведена модернизация действующих производств на ОАО «Ардатовский светотехнический завод» и ОАО «Кадошкинский элек-тротехнический завод», установлены новые линии в ОАО «Биохимик», на Саранском телевизионном заводе (производство радиоэлектроники), Рузаевском заводе керамических изделий, Комбинате теплоизоляционных изделий, Саранском ДСК, Ковылкинском заводе силикатного кирпича, ОАО «ЖБК-1» и ОАО «Железобетон», Молочном комбинате «Саранский», ОАО «Ламзурь» и многих других предприятиях. Введены в эксплуатацию оснащенные самым современным оборудованием и технологиями сыроваренный завод «Сармич» в Инсаре, фабрика по переработке яйца «Рузово» в Рузаевском районе.  
За 2011 года инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций составили 46,6 млрд. рублей (108,7% к соответствующему периоду 2010 года).

В структуре инвестиций по источникам финансирования (без субъек-тов  малого предпринимательства) значительную долю занимают бюджетные средства (45,7%), ресурсы коммерческих банков (9,9%), собственные  средства предприятий и организаций (28,2%). Более 21,0% всех инвестиций (без  субъектов малого предпринимательства) направлено на развитие транспорта и  связи, 18,4 % – в обрабатывающие производства, 14,9% – на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 10,9% – в сельское хозяйство, 10,4% –  на предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В  общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие организаций видов деятельности «производство прочих неметаллических  минеральных продуктов» (9,0%), «производство  пищевых продуктов, включая напитки» (3,9%),«металлургическое производство и производство готовых металлических  изделий» (2,5%), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (1,4%), «целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность» (0,4%), «производство транспортных средств и оборудования» (0,4%), «прочие производства» (0,4%). В 2011 года объем инвестиций в основной капитал (без субъектов ма-лого и среднего предпринимательства) составил 37,1 млрд. рублей (109,5% к соответствующему периоду 2010 года).

В 2011 года объем иностранных  инвестиций составил более 139,0 млн. долларов США, что в 3,1 раза больше соответствующего периода 2010 года. В 2011 году иностранные  инвестиции поступили их 33 стран. Основные страны – инвесторы, осуществляющие значительные вложения – Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия, Эстонская Республика и Великобритания. 
Проведено 2 конкурса по отбору приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия. 
За 2011 г. перечислено 14,5 млн. рублей субсидий на покрытие части уплаченных процентов за пользование кредитами банков и лизинговых платежей в целях реализации 7 инвестиционных проектов организаций республики. 
Кроме того, подготовлены 17 заключений по инвестиционным проектам на Межведомственную комиссию по вопросам предоставления государственного имущества в залог. 
В республике ведется реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и АПК. Наиболее значимые из них: 
создание Технопарка в сфере высоких технологий в Республике Мор-довия и создание регионального наноцентра в Республике Мордовия, АУ «Технопарк – Мордовия»; 
создание наукоемкого производства элементной базы и энерго- и ре-сурсоэффективных приборов и оборудования, ОАО «Электровыпрямитель»; 
модернизация и расширение действующего производства кондитер-ских изделий до 50 тыс. тонн в год, ОАО «Ламзурь»; 
строительство товарной свинофермы на 4800 свиноматок, ООО «Мордовский племенной центр»; 
строительство цеха по производству сухой сыворотки, ООО «Cыроваренный завод «Сармич»; 
строительство второй очереди тепличного комплекса, ОАО «Мир цветов РМ»; 
социально-ориентированная комплексная застройка многоэтажными жилыми домами микрорайона «Юбилейный» в г. Саранск, ОАО «Мордов-ская ипотечная корпорация». 
Завершено строительство сыроваренного завода ООО «Сармич» мощностью переработки 500 тонн молока в сутки и продолжается строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия ООО «Агросоюз – КомЭл», получившие средства на софинансирование строительства инфраструктуры из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. 
В целях модернизации экономики республики также развивается со-трудничество с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ОАО «РОСНАНО». При поддержке Внешэкономбанка реализован проект по созданию комплекса по выпуску крупного вагонного литья ООО «ВКМ-Сталь». 
При поддержке ОАО «РОСНАНО», Газпромбанка и Правительства Республики Мордовия создается первое в России производство оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы»).  
По состоянию на 1 января 2012 года АУ «Технопарк-Мордовия» были заключены соглашения об установлении долгосрочных партнерских отношений и осуществлении комплекса совместных мероприятий с 16 ведущими научными и образовательными учреждениями страны. Еще в 4 учреждения направлены письма о возможности сотрудничества и согласования всех условий совместной деятельности соглашения. Подписаны соглашения с 6 ведущими научными центрами и вузами страны о взаимодействии с ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева». Проведены встречи и переговоры с учеными СПбГЭТН, МИФИ, ФТИ им.А.Ф.Иоффе РАН, НЦВО РАН, СПбГУ ИТМО, РИРВ. Активную работу по развитию технопарка ведут 23 члена его Научно-технического совета, состоящего из ведущих ученых страны. 
Инновационные проекты Республики Мордовия «Разработка и внедрение опытно-промышленной технологии изготовления металломатричных композиционных материалов и изделий из них для силовой электроники и преобразовательной техники» (совместный проект ООО «Поликомпонент» с ФГУП ГНЦ «ВИАМ», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», ОАО «Электровыпрямитель», АУ «Технопарк-Мордовия») и «Создание инжинирингового центра волоконной оптики с мелкосерийным производством волоконных световодов для лазерной и сенсорной техники» (совместный проект ООО «Оптик-Файбер» с НЦВО РАН, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», АУ «Технопарк-Мордовия») благодаря сотрудничеству органов государственной власти и предприятий Мордовии с научными центрами и вузами России стали полноправными участниками федерального инновационного центра «Сколково». 
В целях обеспечения экономической и социальной стабильности разработаны и реализуются комплексные инвестиционные планы развития шести «моногородов» республики (пгт Тургенево Ардатовского муниципального района, пгт Кадошкино Кадошкинского муниципального района, пгт Умет Зубово-Полянского муниципального района, пгт Атяшево Атяшевского муниципального района, пгт Комсомольский Чамзинского муниципального района, г. Рузаевка Рузаевского муниципального района). В соответствии с распоряжением Правительства российской Федерации от 23 декабря 2011 года № 2342-р в рамках государственной поддержки реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования пгт Тургенево из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Мордовия в 2011 году перечислены 37,5 млн. рублей.

 

2.3Исследование практики применения в регионе налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности предприятий

Основной проблемой развития инновационного предпринимательства в России является то, что налоговая система носит  преимущественно, не стимулирующий, а  фискальный характер. И хотя в результате 6-летнего реформирования в стране действуют лишь 15 налогов и сборов и четыре специальных налоговых  режима, уменьшено число малоэффективных  налогов, заметно снижена налоговая  нагрузка на производителей, есть позитивные подвижки в эффективности налогового администрирования делать вывод  об успешном завершении налоговой реформы  преждевременно, а может быть в  определенной степени даже опасно .

Некоторые меры в отношении развития именно стимулирующей функции налогообложения  предприняты в 2005 году. К ним относятся, в первую очередь снижение базовой  ставки единого социального налога и упрощение доступа к регрессивной шкале налогообложения (ставка снижена  с 35,6% до 26%; порог регрессии увеличен до 280000 руб. годового дохода на одного работника, вместо 4-х ступенчатой  введена 3-х ступенчатая шкала), отмена НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости, отмена налога на рекламу и налог на операции с ценными бумагами (они заменяются государственной пошлиной в меньших  размерах и с верхним пределом). Кроме того, отменяется сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также введен земельный налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли.

Стимулированию деятельности акционерных  обществ должно способствовать повышение  ставок дивидендов - с 6 до 9%, при неизменности схемы их уплаты (налоги на дивиденды, уплаченные на предыдущих этапах, могут  быть зачтены при определении  сумм налогов, которые впоследствии уплачиваются акционерами компании, получившей доход в виде дивидендов).

Тем не менее, для создания эффективной  системы стимулирования инвестиционно-инновационного предпринимательства необходимо формирование комплексного механизма льготного  налогообложения, определение направлений  его реализации в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

Оценка эффективности инвестиционных налоговых льгот по налогам производится в целях оптимизации перечня  действующих налоговых льгот  и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования  результатов предоставления налоговых  льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых  льгот, сокращения потерь бюджета города.

Порядок проведения оценки эффективности  инвестиционных налоговых льгот  налогам определяет объекты предстоящей  оценки эффективности налоговых  льгот по налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности  налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки.

В отдельных случаях социальная эффективность может равняться  сумме экономии бюджетных средств  на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение  средств на поддержку социально  незащищенных категорий граждан.

Установление налоговых льгот  осуществляется с соблюдением следующих  основных принципов:

а) налоговые льготы устанавливаются  в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным  законодательством;

б) налоговые льготы устанавливаются  отдельным категориям налогоплательщиков.

Основными целями предоставления налоговых  льгот являются:

а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной  деятельности;

б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;

в) создание необходимых экономических  условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в  городе;

г) создание благоприятных экономических  условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;

д) оказание экономической поддержки  организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

е) оказание поддержки социально  незащищенным категориям граждан.

Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность  от предоставления инвестиционных налоговых  льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Оценка производится уполномоченным органом в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).

Оценка эффективности налоговых  льгот производится в следующие  сроки:

а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение  месяца со дня поступления предложений  о предоставлении налоговых льгот;

б) по предоставленным налоговым  льготам по состоянию на конец  отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых  льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым  платежам в бюджетную систему  РФ по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения  по основным видам налогов по форме 5-НБ), а также иная достоверная  информация. При отсутствии необходимых  данных в этих видах отчетности (или  их недоступности) используется статистическая отчетность, представляемая органами статистики и Финансовым управлением  администрации городов, и иные виды информации, включая оценки экспертов  и данные, представленные получателями налоговых льгот или претендующими  на их получение по запросу уполномоченного  органа.

При проведении оценки эффективности  налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие  показатели:

а) налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;

б) ставка налога;

в) льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);

г) сумма сокращения базы налога (при  полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

д) фонд оплаты труда на начало и  конец отчетного периода;

е) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;

ж) сумма начисленных налогов  в бюджет города;

з) сумма уплаченных налогов в  бюджет города;

и) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города;

к) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;

л) использование средств, высвободившихся  в результате предоставления налоговых  льгот или полученных налогоплательщиками  в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.

Оценка эффективности налоговых  льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных  налоговых льгот.

При предоставлении новых налоговых  льгот по налогам, отмене льгот или  изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.

На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета  города, обусловленные предоставлением  налоговых льгот.

Сводная оценка потерь бюджета при  использовании налоговых льгот  осуществляется по форме.

На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности  предоставления налоговых льгот.

Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот  по виду налога и по каждой категории  налогоплательщиков определяется по формуле:

дельта Р = (дельта Н)Х1 + (дельта Т)Х2 + Э,

где дельта Р - сумма бюджетной эффективности  налоговых льгот, тыс. руб.;

дельта Н - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот  и по каждой категории налогоплательщиков;

дельта Т - увеличение фонда оплаты труда;

X (1, 2) - соответствующая ставка налога (соответствующий коэффициент межбюджетного  регулирования);

Э - снижение расходов бюджета.

Сводная оценка бюджетной эффективности  предоставления налоговых льгот  осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых  льгот путем сопоставления суммы  потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленных предоставлением  льгот, с суммой бюджетной или  социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций