Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 130.16 Кб (Скачать документ)

Вводятся налоговые льготы, связанные  с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления. Как стимул для обновления производственных фондов в высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации – от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%. Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в первый год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование – в течение 4-5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно амортизировать за 1 год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до 4 лет равен 1,5; 5-6 лет – 2; более 6 лет – 2-2,5.

В целях активизации инновационной  активности за рубежом государство  нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров освобождаются  от налогов (там, где безработица  велика, эти затраты не облагаются налогами).

К косвенным экономическим мерам  государственного регулирования инноваций  относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны.

В интересах активизации инновационной  активности в экономически развитых зарубежных странах государство  играет большую роль в создании социальной инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри страны.

В мировой практике для финансирования инновационной деятельности широко применяются заемные средства, особенно банковские кредиты. «В развитых странах  доля банковских кредитов, как источника  финансирования инновационно активных малых предприятий, составляет 20-40%, в то время как в России она  не превышает 6-8%.[9]

В развитых странах инновационная  составляющая органически встроена в процесс расширенного воспроизводства. Другими словами, инновационное  развитие – это качественно новый  способ расширенного воспроизводства. Государственное регулирование  экономического развития направлено на обеспечение условий расширенного воспроизводства всех секторов национальной экономики с учетом инновационного фактора. Система мер государственного регулирования инновационного развития составляет совокупность методов и  мер расширенного воспроизводства  экономики, дополненная специфическими мерами и методами стимулирования инновационных  процессов.

Высокоразвитым зарубежным странам  с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные инновационные  административные и экономические  механизмы, основанные на следующих  принципах:

-  динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;

-  исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;

-  автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.

Изменения в направлениях государственного участия могут быть вызваны растущей конкуренцией национальных государств в условиях глобализации экономических  процессов, когда идет относительное  выравнивание условий хозяйствования. М. Кастельс развивает теорию двух типов  конкурентности: национальной и глобальной. Во втором случае конкурентоспособность  скорее является атрибутом таких  экономических объединений, как  страны и регионы, но никак не фирм.[10] Возникают новые формы вмешательства  государства в экономику, связанные  с четкими стратегиями, поддержкой технологического развития и конкурентоспособности  своих национальных отраслей, своих  фирм. Политика все более становится ключевым инструментом конкурентоспособности. Традиционная экономическая политика, проводимая в границах регулируемых национальных экономик, становится все  более неэффективной, потому что  такие важные инструменты, как денежно-кредитная  политика, ставки процента и технологические  инновации, в высокой степени  зависят от глобальных тенденций. Важнейшее  значение приобретают такие стратегии  позитивных изменений, как технологическая  и образовательная политика.

 

1.4Нормативно - правовое регулирование инвестиционной деятельности

Правовое регулирование отношений  между субъектами  инвестиционной деятельности  осуществляется  на основании Федеральных законов и законодательных актов, таких как  указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и  ведомств РФ.  
 
Важнейшим условием осуществления инвестиционной деятельности является наличие права частной  собственности на имущество. Данное право гарантировано Конституцией  Российской Федерации.  Согласно статьям  34 и 35 Конституции РФ  каждый  в праве иметь имущество в собственности, владеть,  пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.  Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.  Вместе с тем  Гражданским кодексом РФ допускается установление правил, ограничивающих возможности приобретения в частную собственность отдельных видов имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности (ст.  213 ГК  РФ).    Свободное использование имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством деятельности,  в полной мере распространяется и на инвестиционную деятельность.   
 
К условиям осуществления инвестиционной деятельности относится наличие  гарантии прав инвесторов, что нашло отражение в ГК РФ. В главе 15  установлены гарантии  от произвольного лишения  имущества помимо воли собственника и  приводится перечень случаев, когда допускается принудительное лишение права собственности.   Оно допускается в исключительных случаях  только по решению суда с предварительным возмещением  причиненных собственнику  убытков.  К исключительным  случаям ограничения  прав собственности относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны  и безопасности государства, чрезвычайное положение  на территории  РФ (ст.55, ст. 56  Конституции РФ). 
 
Инвестиционные  отношения регулируются специальными законами об инвестиционной деятельности.  Гражданский кодекс определяет общие начала гражданского законодательства.  Нормы гражданского права относительно  инвестиционных отношений применяются в случаях, когда отсутствуют надлежащие нормы  инвестиционного законодательства.  При возникновении противоречий специальных законов с гражданско-правовыми нормами  приоритет отдается инвестиционному законодательству. 
 
 Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, признается договор (контракт) между ними, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом.   Условия договора (контракта) сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев,  предусмотренных  российским законодательством.    
 
  Важнейшей составной частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.  В  юридическом толковании ценной бумагой является  документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предоставлении.  С передачей ценной бумаги переходят все  удостоверяемые  ею права (ст.142, п.1, ГК РФ).   В статье  143 Гражданского кодекса представлен перечень видов ценных бумаг.   
 
Источниками правового регулирования  инвестиционной  деятельности в сфере обращения ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ «Об акционерном обществе», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,  «О налоге на операции с ценными бумагами». 
 
Правовые  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений,  определены  Федеральным законом  № 39 от   25 февраля 1999 г.  «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».  Данный закон устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.   Закон содержит понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, капитальных вложений, инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта, срока окупаемости инвестиционного проекта,  определены  объекты капитальных вложений и субъекты инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в соответствии с Законом  заключается в следующем: 
 
- во-первых,  создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: 
 
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных начислений, 
 
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера, 
 
защиты интересов инвесторов, 
 
предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ, 
 
расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования  жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, 
 
создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности, 
 
принятие антимонопольных мер, 
 
расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования, 
 
развитие финансового лизинга в РФ, 
 
проведение переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции, 
 
создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов, 
 
- во-вторых, прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: 
 
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ, 
 
формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета, 
 
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ, 
 
размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета  и средств бюджетов субъектов РФ. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за пользование ими либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций.  Размер процентов   определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Закрепленные акции реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального  бюджета определяется Правительством РФ, 
 
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ, 
 
защиты  российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких  и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов, 
 
разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля  их соблюдения, 
 
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, 
 
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности, 
 
предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ. 
 
Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»   предусматриваются и иные методы и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством РФ.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ практики налогового  регулирования инвестиционной деятельности 
2.1Проблемы налогового регулирования инвестиционной деятельности в России В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время  названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий  — необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время.  При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных  инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные  акты, часто вступают в силу без  должной огласки. Поэтому нередко  даже специалисты не имеют возможности  своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной  степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего  таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в  западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве  всех перед законом, соразмерности  административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит  безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций