Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 130.16 Кб (Скачать документ)

Эффективность предоставленной (планируемой  к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:

Эфф = дельта С / Спб,

где дельта С - сумма бюджетной или  социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;

Спб - сумма потерь бюджета города по данному налогу, тыс. рублей.

Сводная оценка эффективности налоговых  льгот осуществляется по следующей  форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность  предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.

Превышение суммы эффективности  от предоставления налоговых льгот  над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность  оцениваемых налоговых льго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития налогового регулирования инвестиционной деятельности 
3.1Совершенствование форм и методов налогового регулирования инвестиционной деятельности 
В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений. 
 
В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления экономики – ослабевает. 
 
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов. 
 
В соответствии с Законом государственное регулирование включает: 
        -регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

-прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование  включает разнообразные методы и  рычаги воздействия, стимулирующие  развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную  политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных  условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений, путем: 
-совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;

-защиты интересов инвесторов;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

-расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

-оздание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;

-принятие антимонопольных мер;

-расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

-развития финансового лизинга в Российской Федерации;

-проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

-создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. 

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности заключается  в осуществлении за счет средств  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными  целевыми программами. Конкретными  формами такого участия являются: 
разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
  • предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности;
  • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, материалов;
  • разработка и утверждение стандартов, и осуществление контроля за их соблюдением;
  • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных  вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Расходы  на финансирование государственных  капитальных вложений предусматриваются  в федеральном бюджете и в  бюджете субъектов при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов  на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации. 
 
Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил). 
 
Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой V Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.2Введение специальных налоговых режимов для инновационных предприятий,как форм налогового стимулирования инвестиционной деятельности

Несмотря на провозглашенное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] направление содействия развитию малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день число малых, в том числе малых инновационных  предприятий (далее – МИП), в России незначительно. Динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво  отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило  около 23 тыс. [2]. Вместе с тем следует отметить, что подобные предприятия активно работают и в различных отраслях промышленности. По оценкам экспертов, в этом секторе в 2009 г. было сосредоточено около 78 тыс. малых предприятий. Если предположить, что около четверти из них являются инновационными, то общее число МИП может составлять порядка 19-20 тыс. Однако точных данных о количестве таких фирм нет, поэтому с определенной степенью уверенности можно фиксировать лишь тенденции в этой сфере.

Предприятия малого инновационного бизнеса составляют важнейший элемент  национальной инновационной системы, и нуждаются в активных организационных  и финансовых механизмах стимулирования. Именно эти хозяйствующие субъекты способны в кратчайшие сроки решать задачи вывода конкурентоспособных  инноваций на рынок. Вместе с тем, малый бизнес больше остальных участников экономических отношений страдает от увеличения фискальной нагрузки, даже незначительные ее колебания в экономике  способны привести к уменьшению сектора. Эту тенденцию подтверждает реформа  единого социального налога, увеличившая  фискальную нагрузку на основную часть  малого бизнеса на 20 процентных пунктов, что привело к массовому закрытию таких предприятий в 2011 г.

Все аспекты управления инновационной  деятельностью неизбежно сталкиваются с определением инновационного предприятия  как объекта приложения стимулирующего воздействия. Как свидетельствует  мировой [3] и отечественный опыт, существует ряд трудностей в администрировании, препятствующих широкомасштабному  налоговому стимулированию инновационной  активности, связанных с отсутствием  ясности вопределении и критериях идентификации инновационных предприятий:

  • отсутствие единообразия в определениях и критериях инновационной деятельности и невозможность самостоятельной достоверной оценки потенциальной доступности льгот для целей планирования;
  • необоснованные отказы и злоупотребления при согласовании льгот;
  • отсутствие критериев и прозрачного механизма контроля за выполнением условий предоставления льготы.

Для управления развитием  МИП в России, а также создания системы адекватных налоговых льгот, требуется действенная система  мониторинга деятельности таких  организаций, основанная на системе  критериев, необходимых для их регистрации, учета и классификации. Опираясь на разработки центра исследований и  статистики науки [4], для целей налогообложения  малые предприятия технологического профиля можно классифицировать на следующие группы:

Малые инновационные  предприятия (МИП) – коммерческие организации, осуществляющие выпуск продукции (работ, услуг). При этом в структуре выпускаемой продукции должны содержаться новые (усовершенствованные) виды продукции (работ, услуг);

Малые научно-технологические  предприятия (МНТП) – коммерческие организации, осуществляющие исследования, разработки, технологическую подготовку производства по заказам организаций предпринимательского и государственного сектора, а также сектора высшего образования. Здесь необходимо выделить организации, ассоциированные с вузами. Более того, можно предполагать, что поиск и идентификация данных предприятий как инновационных не должна вызывать серьезных затруднений в силу их организационных связей с высшими учебными заведениями, гарантирующими инновационную направленность их деятельности;

Малые предприятия  инновационной инфраструктуры (МПИИ) – организации оказывающие содействие МИП и МНТП при организации их совместной деятельности и сотрудничества с организациями крупного бизнеса.

В соответствии с приведенной  классификацией для целей налогообложения  можно использовать следующие критерии отнесения субъектов малого предпринимательства  к малым предприятиям технологического профиля (см.: табл. 1):

Таблица 1 – Критерии отнесения  субъектов малого предпринимательства  к малым предприятиям технологического профиля

Результат

Формальный признак

Критерий

МИП

выпуск новой (усовершенствованной) продукции (работ, услуг)

наличие продаж инновационной  продукции

·  доля инновационной продукции в общем объеме выпуска

МНТП

разработка технической  документации, создание опытных образцов, публикация результатов научных  исследований

наличие договоров на проведение исследований, разработок, организацию  технической подготовки производства

·  доля затрат на НИОКР в общей выручке организации;

·  квалификационный состав кадров;

·  количество научных публикаций

МПИИ

создание устойчивого  взаимодействия между участниками  инновационного процесса

наличие клиентов, относимых  к МИП и МНТП

·  количество договоров о сотрудничестве с организациями, относимыми к МИП и МНТП;

·  доля работ по обслуживанию МИП и МНТП в общей выручке


 

Составлено по: [2]

Важным является также  вопрос о том, кто будет устанавливать, насколько инновационной является выпускаемая предприятием продукция  или используемая им технология. Очевидно, что ответ на этот вопрос может  быть получен только по результатам соответствующего экспертного заключения специально уполномоченной структуры, например, в Федеральном государственном учреждении «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ). При этом необходимо наличие соответствующих подразделений в субъектах Российской Федерации, на которые будут возложены обязанности по принятию решения о соответствии производимой продукции или внедренной технологии требованиям, установленным для получения льготы.

В условиях, когда основной системной проблемой в области  развития науки и технологий на сегодняшний  день является несоответствие темпов развития и структуры российского  сектора исследований и разработок потребностям системы обеспечения  национальной безопасности и растущему  спросу на передовые технологии, налоговому стимулированию коммерциализации результатов  исследований и разработок отводится  особая роль. Создание и развитие системы  идентификации налогоплательщиков – важный этап налоговой реформы, необходимый для сохранения темпов модернизации российской экономики, перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности организаций