Налоговые споры и механизмы их решения в досудебном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В течение последних лет в Российской Федерации проводится правовая реформа, составной частью которой является реформирование законодательства о налогах и сборах.
В частности, прекратили действие многие нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами и налоговыми органами при исчислении и уплате налогов. Вместе с тем были приняты законодательные акты, содержащие новые положения, устанавливающие основания и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц и налоговых органов.
К сожалению, за последние годы резко возросло количество судебных споров, связанных с налогообложением. Это явление связано с неясностью и противоречивостью налогового законодательства нашей страны.

Содержание

Введение
Теоретические основы налоговых отношений
Сущность налоговых отношений
Налоговые обязательства как элемент налоговых правоотношений
Понятие налогового спора
Классификация налоговых споров
Порядок разрешения налоговых споров
Зарубежный опыт разрешения налоговых споров
Теоретические аспекты налоговых споров
Анализ досудебного порядка разрешения налоговых споров
Направления совершенствования досудебного порядка разрешения налоговых споров
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 99.74 Кб (Скачать документ)

 

    1.  Понятие налогового спора

За последние годы наблюдается  резкий рост судебных споров между  налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел.

«Налоговый спор следует понимать как конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой».

Смысл налогового спора, то есть то, что данное явление обозначает, определяется как правоотношение, включающее в себя финансово-правовые материальные составляющие и административно-правовые процессуальные составляющие. Иногда сюда могут включаться и конституционно-правовые составляющие, например, когда речь идет о проверке Конституционным Судом РФ конституционности тех или иных положений налогового законодательства.

Анализ судебной практики позволяет разделить современные налоговые споры на три основные категории:

  1. споры по вопросам права — это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);
  2. споры по вопросам факта — это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности и параметров, совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения; касающихся достоверности представленных налогоплательщиком документов в обоснование своего права на применение налоговых льгот и т. д.);
  3. процедурные споры — это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер (т.е. содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта и (или) по процедурным вопросам).

Так же понятие «налоговый спор» включает в себя:

  • споры в связи с взысканием недоимок и пеней по налогам и сборам;
  • споры в связи с взысканием санкций за нарушение налогового законодательства;
  • споры в связи с применением предупредительных и пресекательных мер административного принуждения в налоговой сфере;
  • споры в связи с проверкой конституционности налогового законодательства.

 

Следующим основанием классификации  налоговых споров выступает критерий деления споров по органам, их разрешающим.  Налоговые споры можно классифицировать следующим образом:

  1. Налоговые споры, разрешаемые в судебном порядке:
  • налоговые споры, разрешаемые Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства;
  • налоговые споры, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, закрепленном ГПК РФ, а также в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, закрепленном ст. 30.1—30.8 КоАП РФ;
  • налоговые споры (включая обжалование наложенных административных наказаний в сфере налогообложения), разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ;
  • административно-правовые споры, разрешаемые конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

 

Причины налоговых споров

 

Чаще всего налоговые  споры вызваны следующими причинами:

  • налоговые споры из-за неправомерности штрафов за налоговые преступления;
  • налоговые споры из-за отказа в возмещении НДС;
  • налоговые споры, которыми признаются недействительными решения фискальных органов, предписывающие  прекращение расчетных банковских операций  плательщиков налогов;
  • налоговые споры из-за неправомерного взыскания недоимок по налогам и другим платежам.

Во время налоговых  споров предпринимателям довольно часто  нужна помощь специалиста. Эта помощь необходима для грамотного составления  апелляций и кассаций, для анализа  требований фискальных органов в  части их правомерности и дальнейшей подготовки экспертных заключений, которые  можно использовать в налоговых  спорах. Предприниматели могут приглашать налоговых консультантов для  сопровождения проверок налоговых  органов, которые предшествуют налоговым  спорам. Предприниматели могут консультироваться  с профессионалами, выбирая стратегию   своего поведения при рассмотрении налогового спора и поведении мероприятий с участием работников налоговых органов. Также профессиональная помощь нужна и для подготовки возражений на акты налоговых органов после проверок, и для защиты интересов клиента во время рассмотрения налоговых споров на любом их этапе.

 

    1. Порядок разрешения налоговых споров

 

Досудебный порядок разрешения налоговых споров

В соответствии с п.7 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков, налоговых  агентов только в судебном порядке.

Вместе с тем обращение в  суд с иском о взыскании  налоговых санкций возможно только после соблюдения процедуры досудебного  урегулирования спора по поводу привлечения  налогоплательщика к налоговой  ответственности. Как указано в  п.31 постановления Пленума ВАС  РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налоговый  орган обращается с иском в  суд в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налога.

Несоблюдение досудебного порядка  урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным  законом, согласно ст.148 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (АПК  РФ) является основанием для оставления искового заявления налогового органа без рассмотрения.

Статьей 104 НК РФ определено, что до обращения в суд налоговый  орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой  санкции. Так как данная статья не содержит указаний, в какой форме  должно быть выражено такое предложение, на практике налоговые органы направляют в адрес лица, привлеченного к  ответственности, требование об уплате налога, в которое включена сумма  налоговой санкции, либо в решении  о привлечении к налоговой  ответственности указывается срок, в течение которого необходимо уплатить налоговую санкцию.

Вопрос о том, что включает комплекс мер, принимаемых налоговым органом  для соблюдения досудебного порядка  урегулирования спора о взыскании  налоговой санкции, остается открытым.

Судебная практика однозначного ответа на поставленный вопрос не дает.

Проблема может быть разрешена  только законодательным путем: внесением  изменений или дополнений в часть  первую НК РФ, что позволит избежать различного толкования одной и той  же нормы закона налоговыми органами и налогоплательщиками.

При этом необходимо учитывать интересы как налогоплательщиков, так и  государства, для того чтобы ради взыскания налоговой санкции  в размере 50 руб. расходы по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора многократно не превысили  сумму штрафа. В то же время каждый налогоплательщик (иное лицо) должен иметь  право на выбор в части добровольной уплаты налоговой санкции или  ее взыскания в принудительном порядке  независимо от размера наложенного  штрафа, и это право должно обеспечиваться своевременным получением информации, в том числе о сумме штрафа и сроках его уплаты9.

Регламент рассмотрения налоговых  споров в досудебном порядке устанавливает  процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц (за исключением  возражений, представление которых  предусмотрено п.5 ст.100 Налогового кодекса  РФ);

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в  течение десяти дней со дня вынесения  постановления.

В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба налогоплательщика рассматривается  вышестоящим налоговым органом (вышестоящим  должностным лицом) в срок не позднее  одного месяца со дня ее получения  налоговым органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в  десятидневный срок со дня ее поступления  в налоговый орган.

Жалоба не подлежит рассмотрению в  следующих случаях:

  1. пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
  2. отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  3. при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  4. получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о  невозможности рассмотрения его  жалобы в десятидневный срок со дня  ее получения.

Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых  исправлений) повторно подать жалобу в  пределах сроков, установленных для  подачи жалобы.

Документы, которые могут быть приложены  к жалобе

  • акт ненормативного характера, который по мнению заявителя нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
  • акт налоговой проверки;
  • первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие  налоговых органов - вышестоящим  налоговым органом;

Действия или бездействие должностных  лиц налогового органа - вышестоящим  должностным лицом данного или  вышестоящего налогового органа;

Действия или бездействие должностных  лиц налогового органа путем издания  акта ненормативного характера - вышестоящим  налоговым органом.

Жалоба на постановление о привлечении  к административной ответственности  рассматриваются вышестоящим должностным  лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Все поступающие в соответствующие  налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность  по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Жалоба подлежит направлению в  нижестоящий налоговый орган  на заключение. В запросе может  содержаться указание на необходимость  представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих  дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены  копии следующих документов:

- жалоба;

- акт ненормативного характера,  на который подана жалоба;

- акт налоговой проверки;

- иные документы, содержащие  сведения об обстоятельствах,  имеющих значение для подготовки  заключения.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения  запрашивают мнение соответствующих  методологических подразделений. Запросы  направляются с приложением необходимых  документов (при их наличии).

Информация о работе Налоговые споры и механизмы их решения в досудебном порядке