Налоговые споры и механизмы их решения в досудебном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В течение последних лет в Российской Федерации проводится правовая реформа, составной частью которой является реформирование законодательства о налогах и сборах.
В частности, прекратили действие многие нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами и налоговыми органами при исчислении и уплате налогов. Вместе с тем были приняты законодательные акты, содержащие новые положения, устанавливающие основания и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц и налоговых органов.
К сожалению, за последние годы резко возросло количество судебных споров, связанных с налогообложением. Это явление связано с неясностью и противоречивостью налогового законодательства нашей страны.

Содержание

Введение
Теоретические основы налоговых отношений
Сущность налоговых отношений
Налоговые обязательства как элемент налоговых правоотношений
Понятие налогового спора
Классификация налоговых споров
Порядок разрешения налоговых споров
Зарубежный опыт разрешения налоговых споров
Теоретические аспекты налоговых споров
Анализ досудебного порядка разрешения налоговых споров
Направления совершенствования досудебного порядка разрешения налоговых споров
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 99.74 Кб (Скачать документ)

Заключения методологических подразделений  представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный  срок.

Жалобы налогоплательщиков рассматривается  с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных  Налоговым кодексом Российской Федерации.

Если налоговый орган (должностное  лицо), рассматривающий жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый  орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении  исполнения акта (действия) принимается  руководителем налогового органа, принявшим  такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

Юридическое (правовое) подразделение  готовит рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Комиссия по рассмотрению жалоб  налогоплательщиков возглавляется  руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

Комиссия по рассмотрению жалоб  налогоплательщиков включает руководство  юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой  жалобы.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или  бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, Комиссия рассматривает  жалобы налогоплательщиков в присутствии  должностных лиц организации-налогоплательщика  либо индивидуального предпринимателя  или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается  в его отсутствие.

В случае если налогоплательщик не может  присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести  рассмотрение жалобы, налоговый орган  рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных  Налоговым кодексом Российской Федерации.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или  бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в Комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители  нижестоящих налоговых органов.

В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол.

В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указывается:

  1. год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
  2. наименование налогового органа (должностного лица) рассматривающего жалобу налогоплательщика;
  3. основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
  4. сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
  5. мнение каждого члена комиссии.

Протокол заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

Повторное принятие решения тем  же налоговым органом по жалобе налогоплательщика  по тому же предмету и основанию  Налоговым кодексом Российской Федерации  не предусмотрено.

 

    1. Зарубежный опыт разрешения налоговых споров

Процедура разрешения налоговых споров в Нидерландах

Источники и  принципы налогового процессуального  права 

Налоговый процесс в Нидерландах  до 1 сентября 1999 года регулировался  общим законом о государственных  налогах и законом об административном регулировании налоговых споров. Применение закона об административном регулировании заменено общим законом  — Кодексом административного права.

Налоговые споры рассматриваются  по правилам административных споров с некоторыми исключениями. Влияние  на налоговый процесс оказывают  также международные конвенции, в частности, статья 6 Конвенции о защите прав и свобод человека применима к процессам о наложении налоговых штрафов. Принимаются во внимание также Международный пакт о гражданских и политических правах, Договор Европейского Союза и судебная практика Европейского Суда.

Судебный налоговый процесс  строится на следующих принципах: независимость  и беспристрастность суда, рассмотрение спора в разумный срок, состязательность (заслушивание обеих сторон), публичность  процесса и обоснованность (мотивированность) решения.

Альтернативное  разрешение налоговых споров – медиация.

Медиация определяется как форма  посредничества в разрешении конфликтов, где нейтральный специалист-посредник (медиатор) руководит переговорами между сторонами с целью достижения на основании их текущих интересов  согласованного обоюдоприемлемого  и взаимовыгодного решения.

Обычная форма разрешения споров —  обращение в суд. Медиация — это  разрешение спора без обращения  в структуры, выносящие решения, обязательные для спорящих сторон.

С 1 апреля 2005 года в Нидерландах  допускается альтернативное разрешение налогового спора в ходе медиации. Министерство финансов опубликовало письмо DGB 2005-01109, в котором сообщается об эксперименте, проходившем в четырех  налоговых округах по разрешению налоговых споров по процедуре медиации. За год через процедуру медиации прошло 75 споров, в 80% случаев результатом  стало их успешное разрешение. В  случае неудачного разрешения разногласий  в ходе медиации стороны не лишаются права обращения в суд.

Принципиальное отличие медиации от суда — отсутствие проигравшей  стороны, а стало быть, и соответствующих  рисков. Если в ходе судебного процесса заключение мирового соглашения случайно, то в медиации — это цель, которую  стремятся достичь стороны. В  ходе процедуры стороны ищут взаимоприемлемое решение под руководством квалифицированного специалиста, выступающего в роли профессионального посредника, помогающего сблизить позиции сторон до взаимоприемлемых.

К преимуществам процедуры медиации относятся: быстрота разрешения спора, демократичность, невысокая стоимость, активная роль сторон в поиске решения, минимизация вреда отношениям сторон, взаимовыгодное разрешение спора, добровольность участия.

В ходе эксперимента в качестве медиаторов выступали специалисты Нидерландского института медиации. Роль медиатора сводится к беспристрастному ведению поиска взаимоудовлетворяющих решений.

С целью разгрузки судов правительственный  веб-сайт Нидерландов, отражающий структуру  судов и информирующий об их работе, содержит описание медиационных процедур и предлагает сторонам использовать их для разрешения споров, в том числе, когда дела сторон уже находятся в судах. В настоящее время такие процедуры предлагаются в рамках семи судов первой инстанции и одного суда второй инстанции.

Процедурные правила, утвержденные крупнейшим в Нидерландах объединением медиаторов, запрещают им участвовать в процедуре, если исход каким-то образом окажет на них влияние или если они  консультировали стороны, участвовавшие  в процедуре.

На время процедуры стороны  обязуются не инициировать судебных или административных дел, связанных  с разрешаемым спором. По окончании  процедуры медиации составляется протокол-соглашение, в котором указывается, по каким  вопросам стороны достигли соглашения и какие вопросы будут рассматриваться  в суде.

Судебное рассмотрение спора

С 1 января 2005 года налоговый спор может  рассматриваться в трех инстанциях: в суде первой инстанции, в суде второй инстанции, в Верховном суде.

Споры по таможенным вопросам могут  инициироваться лишь в суде Харлема. Вопросами исследования фактов занимаются суды первых двух инстанций, Верховный  суд решает лишь вопросы права.

Наднациональными инстанциями  для нидерландских судов являются:

  • Европейский Суд;
  • Европейский Суд по правам человека;
  • Комитет по правам человека при ООН (не будучи судебной инстанцией, выносит мнения и предписания относительно соблюдения государством Международного пакта о гражданских и политических правах).

Предварительное обжалование решения  налогового органа в административном порядке обязательно. Данное правило  действует с 1 сентября 1999 года. До этой даты обращение в суд без прохождения  процедуры административного обжалования  в некоторых случаях было возможно. Налоговый орган должен ответить на жалобу налогоплательщика в течение 6—10 недель (в сложных случаях  — в течение 1 года).

Административное обжалование  выполняет две функции:

  • определение предмета разногласий сторон;
  • возможность без обращения в суд устранить очевидные ошибки в работе налоговых органов и улучшить их работу.

Обращение в налоговые составы  судов возможно лишь по налоговым  спорам, перечисленным в статье 26 «Общего закона о государственных  налогах», а именно о размере налоговой  задолженности и об определенных решениях налоговых органов. Прочие споры с налоговыми органами подлежат рассмотрению административными или (в случае превышения компетенции  административных палат) гражданскими палатами судов.

Одна из особенностей налогового процесса — отсутствие необходимости использования  услуг профессионального представителя  в суде, хотя в большинстве случаев  без специалиста сложно доказать правоту позиции в сложных  налоговых спорах. Тем не менее, важным «послаблением» в данном случае является возможность быть представляемым не адвокатом, а налоговым консультантом либо любым лицом, имеющим необходимые знания в налоговом праве. Если материальные возможности не позволяют налогоплательщику самостоятельно оплатить услуги адвоката, суд может предоставить «субсидируемого» адвоката. В любом случае часть расходов на его оплату должен нести налогоплательщик (размер участия в оплате зависит от его материальных возможностей).

Судебные составы по рассмотрению налоговых споров создаются в  рамках административных палат, действующих  в судах наряду с гражданскими и уголовными палатами.

Подача  заявления

Подача заявления по налогам  Королевства Нидерландов происходит в один из специальных налоговых  департаментов судов первой инстанции. Они существуют в судах городов  Арнхем, Бреда, Гаага, Харлем, Леуварден. Споры по местным налогам могут инициироваться в любом суде первой инстанции.

Срок подачи заявления составляет шесть недель с момента получения  отказа налогового органа в удовлетворении жалобы. Следует отметить, что обжалование  решения налогового органа в административном или судебном порядке автоматически  приостанавливает его исполнение.

Рассмотрение  спора

Судья не может выходить за пределы  спора сторон, и, как следствие, решение  не может ухудшить положение истца  по сравнению с ситуацией, если бы иск не был подан. Однако это не относится к обжалованию, решение  суда в данном случае проверяется  целиком. Стороны по обоюдному согласию могут обжаловать решение суда в  кассационной инстанции, если спор идет лишь о вопросах права.

Существует право на компенсацию  судебных расходов, в том числе  и на оплату услуг приглашенных специалистов (налоговых консультантов, адвокатов). Однако компенсация присуждается в  «разумном» размере и не всегда покрывает  реальные расходы, что стимулирует  налогоплательщиков и налоговые  органы разрешать споры без обращения  в суд.

Допускается истребование возмещения «вреда», причиненного процессом (время, потраченное участником процесса), что также стимулирует стороны  воздержаться от затягивания процесса.

Решение суда должно быть вынесено в  течение шести недель после окончания  разбирательства. Суд вправе вынести  предварительное решение, если его  отсутствие существенно нарушает интересы стороны в процессе.

Информация о работе Налоговые споры и механизмы их решения в досудебном порядке