Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В течение последних лет в Российской Федерации проводится правовая реформа, составной частью которой является реформирование законодательства о налогах и сборах.
В частности, прекратили действие многие нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами и налоговыми органами при исчислении и уплате налогов. Вместе с тем были приняты законодательные акты, содержащие новые положения, устанавливающие основания и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц и налоговых органов.
К сожалению, за последние годы резко возросло количество судебных споров, связанных с налогообложением. Это явление связано с неясностью и противоречивостью налогового законодательства нашей страны.
Введение
Теоретические основы налоговых отношений
Сущность налоговых отношений
Налоговые обязательства как элемент налоговых правоотношений
Понятие налогового спора
Классификация налоговых споров
Порядок разрешения налоговых споров
Зарубежный опыт разрешения налоговых споров
Теоретические аспекты налоговых споров
Анализ досудебного порядка разрешения налоговых споров
Направления совершенствования досудебного порядка разрешения налоговых споров
Заключение
Список использованных источников
Пока статистических показателей
по числу поданных и удовлетворенных
апелляционных жалоб
Цифра в 47 % отмененных (измененных) решений налоговых органов является, на мой взгляд, нереальной и не соответствует действительности.
Смысл административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как было указано выше - защита прав налогоплательщиков даже не декларируется в качестве цели введения обязательного досудебного порядка разрешения налоговых споров.
Соответственно, как показывает анализ складывающейся практики, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика не исключена возможность «работы вышестоящего налогового органа над ошибками» нижестоящего, в том числе, путем усиления аргументации, устранения допущенных нижестоящей инспекцией счетных ошибок, исправления ошибок при квалификации правонарушений и т.д.
Анализ судебных споров подтверждает, что такие ситуации встречаются на практике, например:
Имеют место случаи доначисления по
результатам рассмотрения жалоб
налога, пеней и штрафа в большей
сумме, нежели по оспариваемому
Указанные факторы практически сводят к минимуму привлекательность апелляционного обжалования решения для налогоплательщика: единственный положительный момент апелляционного порядка для налогоплательщика — не вступление в силу решения налогового органа до момента рассмотрения его вышестоящим налоговым органом. Причем, для затягивания вступления в силу решения налогового органа налогоплательщику достаточно подать формальную, без какого-либо обоснования и аргументации, апелляционную жалобу, после чего спокойно готовиться к арбитражному суду.
Общий вывод: введение обязательного досудебного порядка обжалования решения налогового органа не обеспечило соблюдение баланса прав и законных интересов налогоплательщика и налогового органа, не стало эффективной мерой защиты прав налогоплательщика, представляет собой, как правило, только повод для затягивания передачи спора для разрешения арбитражного суда.
К сожалению, и сейчас нельзя не согласиться с мнением А.В. Брызгалина, высказанным им в 2000 году в Комментарии к Налоговому кодексу РФ, о том, что «судебный путь обжалования с одновременной подачей ходатайства о принятии мер по обеспечению иска может оказаться эффективнее в плане защиты, поскольку вероятность принятия судом как независимой стороной положительного решения все-таки выше».
Повысить эффективность
В качестве одного из механизмов досудебного урегулирования налоговых споров может быть наделение налогового органа специальными полномочиями касающихся сумм подлежащих взысканию с налогоплательщика. Речь идет об институте, называемом в уголовном процессуальном праве – сделка с правосудием. В настоящее время налоговый орган лишен каких-либо полномочий, используя которые налоговый орган мог бы «простить» налогоплательщику определенные нарушения и (или) суммы, подлежащие взысканию.
В качестве примера можно привести
следующую ситуацию, когда по результатам
мероприятий налогового контроля были
выявлены нарушения налогоплательщиком
исчисления сумм трех налогов. Соответственно
в акте были доначислены соответствующие
суммы налогов, пеней, а также
поставлен вопрос о привлечении
к налоговой ответственности
в виде взыскания штрафов. По мнению
налогоплательщика, суммы по двум налогам
были доначислены налоговым органом
неправомерно, о чем и было заявлено
им при подаче разногласий. Речь прежде
всего идет о тех ситуациях, когда
ситуация действительно является спорной.
Согласно действующему законодательству
возможно только два варианта: налоговый
орган либо согласится с мнением
налогоплательщика, и исключит соответствующие
суммы налога из итогового решения,
либо примет решение аналогичное
акту налоговой проверки. Оба варианта
не будут устраивать одну из сторон
спора. Если налоговый орган примет
позицию подконтрольного
Представляется, что выходом из
описанной ситуации может служить
наделение налогового органа (или
другого лица, принимающего решение
по результатам мероприятия
Безусловно, введение подобного механизма требует детальной проработки, поскольку представляет налоговому органу возможности для широкого усмотрения, злоупотребления правом, а также создает благодатную почву для коррупции.
В качестве инструмента позволяющего пресечь злоупотребления при использовании указанного механизма можно предложить введение следующих ограничений:
1. Применение «сделки» между
налогоплательщиком и
2. Создание специального
Вопрос о необходимости
Следует признать, что существующий
порядок, когда итоговое решение
принимается тем же органом, которым
были выявлены нарушения (пусть и
вышестоящим), нельзя рассматривать, как
способствующий объективности при
разрешении возникших разногласий.
Оценка эффективности деятельности
налогового органа осуществляется в
зависимости от того, какая сумма
налогов, штрафов и пеней была
доначислена работниками
В связи с этим, на наш взгляд, является целесообразным передать полномочия по рассмотрению и принятию итогового решения по результатам мероприятий налогового контроля специальному органу, независящий от налогового органа.
Следует отметить, что в настоящее
время принимаются попытки
Так, в структуре территориальных налоговых органов были созданы подразделения налогового аудита. Они призваны осуществлять следующие функции:
В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:
- рассмотрение жалоб физических
и юридических лиц на акты
нижестоящих налоговых органов,
- подготовка по запросу ФНС России заключений по жалобам;
- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.
В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:
- подготовка по запросу ФНС России заключений по жалобам;
- рассмотрение возражений (разногласий)
налогоплательщиков (налоговых агентов,
плательщиков сборов) по актам
выездных налоговых проверок, назначенных
и проведенных межрегиональной
инспекцией ФНС России по
В инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:
- подготовка по запросу
- рассмотрение возражений (разногласий)
налогоплательщиков (налоговых агентов,
плательщиков сборов) по актам
выездных налоговых проверок, назначенных
и проведенных данной
Более того, Распоряжением Федеральной
налоговой службы России от 1 сентября
2006 года №130@ была принята «Концепция
развития налогового аудита в системе
налоговых органов Российской Федерации».
В указанном документе
Устанавливаются и показатели оценки эффективности функционирования подразделений налогового аудита. К таковым, в частности, относятся:
Информация о работе Налоговые споры и механизмы их решения в досудебном порядке