Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 определение роли и места налогового контроля;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4

1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4

1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13

1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26

2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26

2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

              В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресур­сов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

     Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различ­ных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифици­рованных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких пред­приятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Кроме этого, имеют место случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

      Намеренное и непреднамеренное  нарушение законодательства о налогах и сборах приводит порой к существенному недопоступлению  налоговых платежей в государственный бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном счете полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. И решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.

       В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц

     Цель данной курсовой работы  – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

     Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:

      определение роли и места налогового контроля;

      изучение видов, форм и методов налогового контроля;

      рассмотрение основ организации контрольной работы налоговых органов;

      оценка эффективности работы налогового контроля;

      определение основных проблем налогового контроля в республике и направлений его совершенствования на современном этапе.

     Объектом данного исследования является налоговый контроль.

     Предмет исследования – организация контрольной работы налоговых органов в республике на современном этапе[21, c. 55].

    

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1    Понятие и принципы налогового контроля, и его место в системе финансового контроля

 

       Современный уровень развития общественных отношений в сфере

  налогообложения, а также  постоянное  совершенствование  налогового

  регулирования   предполагают   необходимость    научного    анализа

  происходящих   правовых    преобразований    и    осмысления    тех

  организационно-правовых    механизмов,     которые     используются

  государством  для  реализации  своих  интересов  при  осуществлении

  налоговых изъятий. И в  этом  аспекте  наиболее  значимым  является

  организация  и  функционирование  налогового  контроля,  в  большей

  степени в рамках которого изо  дня  в  день  происходит  реализация

  государственных  интересов  в  налоговой  сфере.  Естественно,  это

  вызывает повышенный интерес к изучению  функционирования  механизма

  налогового контроля.

       Для раскрытия понятия налогового контроля  необходимо,  прежде

  всего, обратиться к характеристике категории контроля в целом.

       Можно   выделить   ряд апектов, в  рамках  которых  в  большинстве  научных  исследований рассматривается контроль:

    1) как функция, метод  или  форма  исполнительно-распорядительной

  (управленческой) деятельности органов управления, их руководителей;

    2) как совокупность приемов и  способов  (или  форм  и  методов),

  применяемых органами управления;

    3) как завершающая стадия управленческого процесса;

    4) как форма  обратной  связи,  посредством  которой  управляющая

  система получает необходимую информацию о действительном  состоянии

  управляемого объекта и исполнении управленческих решений;

    5) как система наблюдения и  проверки  процесса  функционирования

  управляемого объекта  с  целью  выявления  отклонений  от  заданных

  параметров [21, с. 10].

        Таким  образом,  контроль,  как  неотъемлемая  часть   любого

  процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование

  управляемого объекта. И в силу  того,  что  управление  и  правовое

  регулирование  осуществляется  применительно  к   различным   видам

  общественных  отношений,  обычно  выделяют   соответствующие   виды

  контроля.

       Для  того,  чтобы  дать  характеристику  налоговому  контролю,

  необходимо  выяснить  сущность  финансового   контроля.

       Необходимо отметить, что на всех стадиях своего  существования

  государство теми или  иными  способами  обеспечивало  прежде  всего

  финансовую основу своей жизнедеятельности, поэтому  вынуждено  было

  создавать  адекватную   систему   финансового   контроля.   Система

  государственного   финансового   контроля   формируется   с   целью

  реализации права государства  законными  путями  обеспечивать  свои

  финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан, создавая и

  поддерживая баланс публичного и  частного  интересов  в  финансовой

  сфере.  При  этом  организация   контроля   является   обязательным

  элементом управления общественными финансовыми средствами, так  как

  такое управление влечет за собой ответственность  перед  обществом.

       Современная теория финансов рассматривает финансовый  контроль

  как форму реализации контрольной функции  финансов,  определяя  его

  как совокупность действий  и  операций  по  проверке  финансовых  и

  связанных с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования  и

  управления  с  применением  специфических  форм   и   методов   его

  организации  [18, с. 16].

     Вообще, в финансовой науке существует  масса  мнений  по  поводу

  сущности  и  сферы  действия  финансового  контроля,  однако  здесь

  доминируют следующие положения:

     1)  финансовый  контроль  осуществляется  в   сфере   отношений,

  складывающихся  при  образовании,  распределении  и   использовании

  денежных средств государства и органов местного самоуправления;

     2)  финансовый  контроль  реализуется  посредством  деятельности

  государственных    или    иных    органов,    наделенных    законом

  соответствующими контрольными полномочиями;

     3)  финансовый  контроль  осуществляется  в  целях   обеспечения

  законности,  охраны  собственности,  правильного,  эффективного   и

  экономного использования бюджетных, заемных и собственных  средств,

  обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов  ее

  повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [21, с. 16].

       В рамках финансового контроля  выделяют  такой  его  вид,  как

  налоговый  контроль.   Его   существование   обусловлено   наличием

  объективной  категории  налогов  и  налоговых  отношений,   которые

  являются частью финансовых отношений.

       Налоги—это обязательные платежи юридических и физических лиц в

  бюджет, устанавливаемые и принудительно  изымаемые  государством  в

  форме перераспределения части общественного продукта, используемого

  на удовлетворение общегосударственных  потребностей  [26,  с.  37].

     Очевидно, что государство заинтересовано в  обеспечении  полного  и

  своевременного поступления налогов  в  бюджет,  а  так  как  данные

  платежи носят принудительный характер, то  совершенно  естественным

  является желание плательщиков  по  возможности  отдать  государству

  меньше денежных средств, чем  ему  причитается.  То  есть  интересы

  государства  и  налогоплательщиков  в  рамках  налоговых  отношений

  противоположны.   И   чтобы   обеспечить   надлежащее    исполнение

  плательщиками своих  налоговых  обязательств,  государство  создает

  систему налогового контроля.

       Налоговый  контроль  можно   определить   как   установленную

  законодательством  совокупность  приемов  и  способов  деятельности

  компетентных   органов,   обеспечивающую   соблюдение    субъектами

  налогового  права  налогового   законодательства   и   правильность

  исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет  или

  внебюджетный фонд [21, с. 33].

        Из    определения налогового  контроля  можно сделать вывод, что налоговый  контроль  имеет  целью  обеспечить полноту, своевременность  уплаты  налогов  и  сборов   в   бюджет, соблюдение   налогового    законодательства,    применение     мер ответственности за эти нарушения.

       Налоговый контроль—это элемент финансового  контроля  и  часть

  налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю

  систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных

  налогов, налоговых  групп,  групп  налогоплательщиков,  территорий.

  Налоговый   контроль   пронизывает   всю   экономику,   обеспечивая

  соблюдение    правил    бухгалтерского    учета    и    отчетности,

  законодательных основ налогообложения [26, с. 116].

       Появление налогового контроля вызвано объективными  причинами.

  Налогоплательщик,  обладая   определенным   имуществом   на   праве

Информация о работе Налоговый контроль