Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49
характеристики налогового контроля из всей совокупности его
элементов наиболее значимыми являются следующие:
1) субъекты налогового контроля;
2) объект и предмет налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия налогового контроля;
4) документы налогового контроля;
5) этапы и порядок проведения налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются
налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в
законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и
другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с.
116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые
органы.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения,
которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной
стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды [6, с.121].
Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах
налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими
его классификации по наиболее характерным признакам.
В зависимости от временного фактора можно выделить три формы
налогового контроля;
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Рассмотрим данные формы контроля.
Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии
формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении
проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов
налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить
возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве,
предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще
на стадии планирования, то есть до совершения финансово-
хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных
платежей.
Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный
налоговый контроль при разработке проектов местных и
республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по
совершенствованию системы налогообложения и направлений
реформирования налоговой политики. Также предварительный
налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов
по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные фонды [8, с. 124].
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения
финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых
операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить
возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения
операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль
непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется
бухгалтериями предприятий в момент перечисления
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов,
подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.
Значение данной формы контроля в том, что он позволяет
оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых
нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.
Заключительная форма налогового контроля—последующий контроль,
который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных
операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового
контроля имеет целью проверить законность совершенных
налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение
норм и требований налогового законодательства, полноту и
своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления
нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к
ответственности виновных посредством применения финансовых санкций
для возмещения ущерба.
Для последующего налогового контроля характерны определенные
особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных
форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб
и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных
лиц [3, с. 125].
Налоговый контроль осуществляется посредством следующих
контрольных мероприятий:
- проверок;
- обследований;
- опроса налогоплательщиков и других лиц;
- анализа [2, с. 119].
В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий
находятся методы их осуществления.
Под методом налогового контроля понимается совокупность
приемов, применяемых уполномоченными органами для установления
объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и
сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об
исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть
при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение
состояние объектов и предметов налогового контроля [1, с. 123].
Методы налогового контроля:
- общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование,
статистический метод и т. д.;
- специальные методы исследования, такие как проверка документов,
экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов,
помещений, территорий, применение которых характерно для
определенных видов деятельности, в частности, для контрольной
деятельности;
- методы воздействия на проверяемых лиц в ходе осуществления
налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и
др. [4, с. 123].
Применение конкретного метода налогового контроля зависит от
вида осуществляемого контрольного мероприятия, поэтому выделять те
или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его
видов.
Так как налоговый контроль обычно рассматривается в качестве
целостной системы его элементов, критерии классификации видов
налогового контроля будут определяться, исходя из характеристики
положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве
классификационных признаков в данном случае могут выступать также и
внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и
время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного,
с известной степенью условности можно предложить следующую
классификацию налогового контроля:
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную
деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими
органами.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц;
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого
лица:
а) комплексный налоговый контроль, подразумевающий
исследование всего комплекса деятельности исследуемого лица по
вопросам, касающимся налогообложения;
б) тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку
отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и
соблюдения налогового законодательства;
в) целевой налоговый контроль, производимый по отдельным
финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам
правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения
сумм косвенных налогов из бюджета.
4. В зависимости от используемых методов и приемов поверки
документов налоговый контроль делится на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся
документов, связанных с вопросами налогообложения);
б) выборочный налоговый контроль (проверка только части
специально отобранных документов).
2) В зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль (базируется на изучении
документально зафиксированных данных);
б) фактический налоговый контроль (основан на изучении
фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется
посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т.
д.);
в) встречный налоговый контроль (предусматривает получение
информации от контрагентов проверяемых лиц).
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового
контроля:
а) предварительный контроль;
б) текущий контроль;
в) последующий контроль.
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового
контроля:
а) камеральный налоговый контроль (осуществляется по месту
расположения налогового органа);
б) выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения
проверяемого субъекта).
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль.
Основным видом налогового контроля является проверка. Такой
вид финансового контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова
(комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности
проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и
контролем постановки бухгалтерского учета и состояния
внутриведомственного контроля), как правило, не применяется [3, с.
119].
Налоговая проверка бывает комплексной и тематической.
Комплексная налоговая проверка предполагает проверку
правильности исчисления и уплаты всех налогов и обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные фонды за весь период от даты
завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи последнего
налогового расчета к моменту завершения данной проверки.
Что же касается тематической налоговой проверки, то при ней
изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов