Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49
налогов или обязательных платежей; это проверка некомплексная, то
есть проверяется определенный круг вопросов.
Налоговые органы проводят следующие виды проверок:
- камеральные;
- выездные (документальные);
- рейдовые.
Камеральная налоговая проверка всегда предшествует
документальной. Проводится она налоговыми органами по месту их
нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных
бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других
документов, связанных с уплатой налогов, представленных
налогоплательщиком.
Камеральная налоговая проверка является весьма эффективным
методом налогового контроля, который позволяет решать его задачи.
Кроме того, ее результаты обеспечивают качественный отбор
налогоплательщиков для последующей выездной проверки.
Выездная (документальная) налоговая проверка проводится
налоговыми органами по местонахождению (юридическому адресу)
налогоплательщика и предполагает обязательную проверку первичных
бухгалтерских документов. Данная проверка отличается от камеральной
прежде всего глубиной. Она проводится за период деятельности,
последовавший после проведения предыдущей документальной проверки.
В ходе проверки применяется ряд методов контроля, которые
избираются проверяющими самостоятельно исходя из ситуации.
Еще один вид налоговых проверок—рейдовые проверки. Такие
проверки осуществляются налоговыми органами в местах деятельности
субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных
денежных средств от покупателей (клиентов), с целью
проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и
предпринимательстве, обеспечение полноты отражения доходов от
реализации товаров и оказания услуг за наличные деньги; выявить
незарегистрированную предпринимательскую деятельность [8, c. 128].
Рейдовые проверки могут быть плановыми и внезапными.
Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие
характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми
органами.
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов
Создание прочной финансовой основы существования государства
и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере
налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и
полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания
системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить
финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав
организаций и физических лиц. Поэтому при изучении теоретических
основ налогового контроля необходимо уделить значительное внимание
аспекту его организации в государстве.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами
государства посредством проведения ими конкретных контрольных
действий, регламентированных специальным законодательством. При
этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также
законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные
мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля,
осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в
соответствующих документах налогового контроля. Рассмотрим данные
аспекты организации налогового контроля более детально[22, c. 123].
Говоря о системе органов налогового контроля, необходимо еще
раз отметить, что существует государственный налоговый контроль и
контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами, т. е. налоговый аудит. Государственный
налоговый контроль осуществляют специальные налоговые органы: в
ряде стран это соответствующие министерства и их структурные
подразделения (у нас и в России—Министерство по налогам и сборам и
его инспекции
В рамках организации налогового контроля немаловажное значение
имеет рассмотрение его этапов.
Таким образом можно выделить следующие этапы налогового контроля в целом:
Этап 1. Проведение учета организаций и физических лиц в
налоговых органах
На данном первоначальном этапе деятельности налоговых органов
предполагается, что каждый налогоплательщик должен быть зарегистрирован в налоговых органах по основаниям, установленным налоговым законодательством.
Целью постановки налогоплательщика на учет является прежде всего
получение информации о налогоплательщике и его имуществе,
необходимой для проведения мероприятий налогового контроля (в том
числе юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места
жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и
организационно правовой форме организации-плательщика и др.).
Результатом учета становится создание и ведение единого реестра
налогоплательщиков.
Этап 2. Подготовительный этап осуществления налогового контроля
Эффективность налогового контроля достигается прежде всего качественным планированием и организацией деятельности налогового органа.
Поэтому на данном этапе должны выполняться следующие действия:
- определение цели и сроков проведения мероприятий налогового
контроля;
- составление планов проведения мероприятий налогового контроля на
определенный период времени;
- отбор организаций и физических лиц, в отношении которых
предполагается проведение мероприятий налогового контроля;
- предварительное ознакомление с состоянием расчетов
налогоплательщика с бюджетами;
- анализ и оценка экономических характеристик деятельности
налогоплательщика (объем выручки, объем продаж и т. д.);
- выбор форм и методов соответствующей контрольной деятельности;
- подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж;
- составление плана проведения конкретного мероприятия налогового
контроля в отношении конкретного налогоплательщика.
Этап 3. Назначение мероприятий налогового контроля
Необходимо заметить, что данный этап налогового контроля
отсутствует при проведении некоторых конкретных мероприятий
налогового контроля (таких как , например, камеральные проверки).
Однако выделение данного этапа контроля представляется
целесообразным в силу того, что законодатель в ряде случаев придает
особую правовую форму и устанавливает особый порядок назначения
мероприятий налогового контроля, несоблюдение которого может
привести к существенным правовым последствиям, таким, например, как
недействительность результатов контрольной деятельности.
Этап 4. Проведение мероприятий налогового контроля
Непосредственное проведение мероприятий налогового контроля
является центральным этапом контрольной деятельности уполномоченных
органов. Именно в рамках данного этапа происходит реализация
большей части полномочий налоговых органов, а также выявление и
установление фактов нарушений налогового законодательства.
В ходе данного этапа контрольной деятельности должностные лица
налоговых органов в зависимости от вида проводимого контрольного
мероприятия совершают определенные действия, предписанные им
законодателем, по установлению правильности и своевременности
расчетов проверяемого лица по уплате налогов и сборов.
Этап 5. Оформление результатов мероприятий налогового контроля
и составление итогового документа
Фиксация результатов налогового контроля в документальном виде
является основой контрольной деятельности налоговых органов и имеет
решающее значение для последующего привлечения виновного лица к
ответственности за нарушение норм налогового законодательства.
На данной стадии налогового контроля осуществляется подготовка
текста и подписание документов налогового контроля уполномоченными
должностными лицами, а в установленных случаях—вручение итоговых
документов налогового контроля проверяемым лицам.
Этап 6. Обмен контрольной информацией с уполномоченными
органами
Необходимо акцентировать внимание на том, что обмен
информацией, получаемой налоговыми органами, с другими
уполномоченными органами, имеющими право на получение такой
информации, осуществляется постоянно, а не только после проведения
мероприятий налогового контроля.
Кроме того, информация, полученная в результате осуществления
налогового контроля, необходима для проведения текущего финансового
контроля за исполнением бюджетов. Таким образом, передача
контрольной информации имеет весьма важное значение для реализации
в полной мере результатов налогового контроля[7, с 78].
Итак, проведение контрольной деятельности органами
государственного налогового контроля осуществляется поэтапно. Кроме
того, каждое отдельно взятое контрольное мероприятие можно
разделить на ряд стадий и этапов.
Неотъемлемым атрибутом организации контрольной деятельности
налоговых органов являются документы налогового контроля.
Результаты контрольной деятельности уполномоченных органов должны
быть зафиксированы в документальном виде, после чего они
приобретают свое формально-юридическое значение. Документы
налогового контроля выполняют фиксационную, информационную,
правоустанавливающую и доказательственную функции.
Все документы налогового контроля должны быть составлены на
основе соблюдения предъявляемых к ним требований:
1) документ должен быть принят на основе и во исполнение норм
налогового законодательства, т. е. иметь подзаконный характер;
2) документ должен быть принят налоговым (таможенным) органом в
пределах предоставленных ему полномочий;
3) документ должен иметь установленную форму и быть принят в
порядке, предусмотренном налоговым законодательством;
4) документ должен содержать властные индивидуально-конкретные
предписания, обращенные к определенным лицам (организациям или
физическим лицам);
5) документ должен вызывать возникновение, изменение или